Конец аренды?

...Она уступает место совместному использованию

Из текущего кризиса вернутся не все, и в первую очередь проблемы возникнут у тех, кто пользовался услугами аренды. Это небольшие кафе и магазинчики, арендовавшие помещения, большая часть такси, водители которых работали не на собственных машинах, а на арендованных, производители, которые брали дорогостоящие орудия производства в аренду у их настоящих владельцев. Логика рынка понятна – притока денег у арендаторов нет, а арендодатель требует свои законные деньги, положенные ему по договору аренды. Минпромторг, конечно, выпустил документ, что текущая ситуация попадает под определение форс-мажора (обстоятельства непреодолимой силы), поэтому конфликт необходимо разрешать в рамках дополнительного договора, но, скорее всего, ничем хорошим для арендаторов  допдоговор не закончится. На рынке останутся в основном те, кто самостоятельно владеет орудиями производства, – им не нужно платить богатенькому дяде, который вложил деньги в ценный ресурс – помещение, автомобиль, сложный прибор.

Не стоит надеяться, что когда кризис закончится, то все вернется к докризисной ситуации, поскольку владельцы бизнеса всегда будут иметь в виду, что аренда – это плохо. Раз обжегшись, они уже не полезут в кабальные допдоговора и будут стремиться не арендовать, а приобретать в собственность. Таким образом, может пошатнуться целая индустрия, которая еще недавно призывала «покупать холод» вместо холодильника. А именно эта модель заложена в сервисные разработки последнего времени, которые предполагают интеграцию в холодильник большого количества учетных приборов, которые следят за использованием агрегата. По показаниям этих датчиков, записанных в блокчейне, арендодатель выставляет счет арендатору. И до кризиса применение данной модели у российских потребителей вызывало скепсис, и после будет очень сложно убедить клиента арендовать подобный высокоинтеллектуальный холодильник. Более безопасный вариант – купить дешевый, но свой, чем арендовать дорогой, но не принадлежащий тебе на правах собственности.

Однако есть отрасли, где аренда оказалась благом для арендаторов, – это облачные услуги. Они позволяют платить только за потребленные ресурсы, и если бизнес полностью остановился, то можно минимизировать расходы на оборудование и дождаться лучших времен. В кризис у компаний, которые владеют собственными ИТ, обнаружились серьезные проблемы – у них на руках оказалось оборудование, которое не используется, но его нужно обслуживать. Конечно, лишние компьютеры можно просто выключить, но вот так же быстро нарастить мощности будет сложно – возможно, после кризиса возникнут ограничения в поставке оборудования, и уж точно цена его изменится. Облачные провайдеры выступили своеобразным демпфером слишком резких изменений конъюнктуры рынка вычислительных ресурсов и не меняют цены на свои услуги.

В частности, в рамках онлайн круглого стола по теме «Больше облаков, гибридных и разных» Владимир Кондратьев, директор по развитию партнерской экосистемы облачного оператора «Облакотека», привел пример перераспределения вычислительных ресурсов. В его компании существенно сократилось количество клиентов, связанных с индустриями туризма и уличного ритейла, но значительно увеличилось потребление ресурсов в отраслях дистанционного образования и телемедицины. Оператор просто перераспределил вычислительные мощности и  демпфировал тем самым волну отказов от ресурсов. В результате и старые клиенты смогли минимизировать свои расходы на инфраструктуру, и новые приобрели ресурсы по старым ценам. Ведь в изменившихся условиях им для самостоятельного наращивания ресурсов потребовалось бы слишком много средств и времени.

Собственно, аналогом облачных услуг для физического мира является совместное пользование ресурсами. Наиболее известный пример такой модели – каршеринг, где автомобиль не арендуется постоянно, а используется по мере необходимости. Есть только обязательная абонентская плата, которая может быть не очень большой. Каршеринговая компания также может перераспределить ресурсы, и в кризис ее машины могут использоваться, например, для доставки товаров или перемещения по городу с соблюдением правил самоизоляции. Похоже, классическая модель аренды «один арендатор – один владелец» уходит в прошлое, а набирает обороты индустрия совместного использования дорогостоящих ресурсов. К чему это приведет – покажет время.

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку