Новые технологии связи для нужд Русского Севера (Материалы конференции «Связь на Русском Севере», Часть 3)

28 октября в Москве прошла Девятая конференция «Связь на Русском Севере – 2021». Конференция, проводимая издательским домом «Коннект», нацелена на обмен опытом и выработку предложений, направленных на повышение эффективности и ускорение развития телекоммуникационной инфраструктуры и сервисов связи в интересах населения, государства и бизнеса в условиях Крайнего Севера.

За прошедшие восемь лет конференция стала авторитетной площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития связи всеми заинтересованными сторонами: операторами связи, администрациями регионов, федеральными ведомствами, предприятиями, вузами и НИИ. Мероприятие дает целостное представление о состоянии индустрии, крупнейших инфраструктурных проектах, планах и инициативах основных игроков рынка связи.

В этом году, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, конференция была проведена в онлайновом формате. В мероприятии приняло участие 212 делегатов.

В качестве генерального партнера конференции «Связь на Русском Севере» выступило ФГУП «Космическая связь», партнерами мероприятия также выступили ОАО «Супертел» и ООО «Комтек Технологии» (Comtech Technologies).

 

Связь Северного флота России

Анатолий Алешин, научный сотрудник, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Анатолий Алешин, научный сотрудник, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, представил доклад на тему «Организация связи сил (войск) Военно-морского Флота при защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике».

Национальные интересы России в Арктике включают в себя: использование Арктической зоны н качестве стратегической ресурсной базы РФ; обоснование и защита национальных интересов России в Арктике; сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; сбережение уникальных экосистем Арктики; использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике.

Главными целями политики России в регионе являются: социально-экономическое развитие; военная безопасность, защита и охрана государственной границы России; экономическая безопасность; развитие информационных технологий и связи; развитие науки и технологий; лучшее использование транспортного и межрегионального сотрудничества.

Связь с надводными кораблями флота, выполняющими боевую задачу, организуется и обеспечивается в радиосетях дальней и ближней связи и в сетях спутниковой связи. Связь в радионаправлениях, как правило, обеспечивается только с флагманскими кораблями объединения (соединения, группы кораблей), а при необходимости и с кораблями, находящимися в одиночном плавании.

Связь морской авиации обеспечивается во взаимодействии: группировкой авиации и войск ПВО флота; группировками сил флота (флотов), соединениями и воинскими частями ракетных войск и артиллерии, авиацией и войсками ПВО союзных государств, дальней авиации, ВВС и ПВО с других ТВД, специальных войск, а также объединениями ВКС, ведущими боевые и разведывательно-информационные действия.

Для обеспечения управления самолетами (вертолетами) корабельного базировании с корабельного пункта управления (авианесущего корабля) организуются специальные радиосети. Их количество и назначение определяется составом базирующейся на кораблях авиации. Радиосвязь с самолетами наземного базирования организуется и обеспечивается в радиосетях дальней и ближней связи.

Для организации связи используется беспилотная авиация. «Альтиус» – это тяжелый российский беспилотник с искусственным интеллектом. Элементы интеллекта дали аппарату новые возможности, в том числе возможность атаковать наземные цели самостоятельно. «Альтиус» может нести до двух гони боевой нагрузки. С-70 «Охотник» – многофункциональный российский тяжелый ударный БПЛА, способный решать не только разведывательные, но и ударные функции (беспилотный бомбардировщик). «Форпост» – разведывательный беспилотный комплекс, который включает в себя три самолета и наземную станцию управления. Комплекс способен осуществлять разведку с высоты пять километров в течение 16 часов на удалении до 400 километров. Может использоваться в сложных метеоусловиях, для посадки на воду, на снег, для того чтобы можно было использовать в интересах в том числе сил специальных операций.

Качественная подготовка, надежность н мастерство личного состава боевых частей связи кораблей позволяют безаварийно и качественно решать все поставленные перед ними задачи. Для связистов флота не имеет значения ни продолжительность мероприятий, ни состав участников, ни пространственный размах при обеспечении связью сил (войск). Постоянные тренировки, повышение уровня мастерства и полная самоотдача являются залогом выполнения всего комплекса мероприятий по успешному решению поставленных задач. Служба снят флота подтвердила свою способность и готовность к обеспечению управления силами (войсками) флота на высоком уровне при решении ими поставленных задач в качестве объединенного стратегического командования, как в Арктической операционной зоне, так и в других районах Мирового океана

 

Ведомственная связь на Крайнем Севере

Александр Кузьмичев, главный специалист отдела совершенствования ледовой информационной системы, ФГБУ «ААНИИ»

Перспективы и проблемы развития связи с труднодоступными станциями в Арктической зоне РФ в условиях цифровой трансформации Росгидромета были проанализированы в докладе Александра Кузьмичева, главного специалиста отдела совершенствования ледовой информационной системы, ФГБУ «ААНИИ».

Государственная наблюдательная сеть Росгидромета включает более 6500 станций, в том числе: метеорологических станций – более 1900, из них 1810 автоматизированных; гидрологических станций и постов – более 3500, из них 1064 автоматизированных. При этом подавляющее число автоматизированных комплексов установлено в обжитых районах, в зонах покрытия сетей сотовой связи. Европейская территория России довольно плотно покрыта автоматизированными станциями, а вот Север России, Сибирь и Дальний Восток остаются проблемными территориями. А для составления точных прогнозов нам необходима плотная сеть станций по всей территории страны.

Александр Кузьмичев уточнил, что на станции ставились автоматизированные комплексы зарубежного производства, рассчитанные на подключение к сотовой связи, в то время как на всем протяжении Северного морского пути покрытия сотовой связи практически нет.

Затраты на содержание труднодоступных станций на порядок превышают затраты на содержание гидрометеорологических станций в обжитых районах, а в АЗ РФ большинство станций относится именно к категории труднодоступных. В 90-годы наблюдательная сеть в Арктической зоне РФ сократилась на 40 % и не достигает необходимой достаточности для климатического мониторинга и прогноза погоды.

Необходимо оснащение ТДС несколькими системами связи для работы в актуальных и чрезвычайных условиях функционирования; интеграция телекоммуникационных возможностей различных систем для сбора данных, удаленного контроля, управления, технической поддержки; использование видеоконференцсвязи консультирования и обучения; предоставление персоналу доступа к Интернет, системе телемедицинских консультаций Минздрава РФ.

Ведомственная сеть связи Росгидромета (ВСС) представляет собой корпоративную иерархическую IP-сеть, включающую 93 узла. Она обеспечивает: единое адресное пространство; единую система управления, безопасности, контроля; доступ ко всем IP-сервисам и ресурсам ВСС; удаленную техническую поддержку из центров обслуживания.

Основной функциональный комплекс – Центр коммутации сообщений и файлов позволяет использовать все имеющиеся технологии сбора, хранения и распространения любых видов информации: WWW, FTP, FDP-серверы, E-mail и пр.

Групповое подключение станций Росгидромета к ресурсам спутниковой группировки ФГУП «Космическая связь» позволило решить вопрос создания распределенной сети. Преимущества решения: динамическое перераспределение пропускной способности группового канала в зависимости от активности станций в регионах; покрытие территория России и в акваториях прилегающих морей до 80° с.ш.; подключение в единое информационное пространство Росгидромета; оптимизация пропускной способности канала связи для различных сервисов; использование ШПД, в т.ч. видеоконференцсвязи при минимальной стоимости услуг; роуминг на всей трассе Северного морского пути; предоставление персоналу доступа в Интернет на индивидуальной платной основе за счет дополнительной емкости, не оплачиваемой Росгидрометом.

Что касается КВ-радиосвязи, то раньше использовались постовые радиостанции – частоты Росгидромету выделялись областными госинспекциями. Но с развитием сотовой связи большая часть постовых радиостанций была закрыта, и сегодня для обеспечения работы радиосвязи необходима распределенная топология сети, выделение частот для которой может выдать только ГКРЧ. Без радиосвязи поддерживать нормальную работу станций Росгидромета просто невозможно.

Проект «Системы дистанционного консультирования персонала труднодоступных станций Росгидромета» предусматривает оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме «врач-пациент», допустимой в части принятия решения об эвакуации больного или осуществления дистанционного мониторинга показателей при наличии предварительно установленного диагноза. Также допустимо проведение консультаций при наличии визуального контакта врача с пациентом.

Системы должна включать: телемедицинские пункты на ТДС; пункты диспетчеризации телемедицинских запросов и проведения телемедицинских консультаций (ТЦМК субъектов РФ); региональные координационно-технические центры (РКТЦ), обеспечивающие принятия решение о медицинской эвакуации.

Проблемы возникают в связи с тем, что на местах каждый субъект Федерации делает все по-своему, ничего не стыкуя с соседями, вкладывает деньги в какие-то решения, которые не работают с технологиями, внедряемыми централизованно в Росгидромете. Отсутствие стратегического планирования развития взаимоувязанной инфраструктуры связи в субъектах РФ в Арктической зоне мешает развитию северных территория России. Проблемы развития КВ-радиосвязи на Севере также кроются в отсутствии решений на государственном уровне по КВ-радиосвязи.

 

Строительство ВОЛС и РРЛ в условиях Крайнего Севера

Станислав Абиленцев, директор по строительству ООО «Единство»

Станислав Абиленцев, директор по строительству, ООО «Единство», рассказал о способах строительства ВОЛС с резервированием через широкие водные преграды.

Главным результатом прокладки линии ВОЛС протяженностью 956 км к Норильску стало повышение качества жизни. Широкополосный доступ (200 Гбит/с) означает: улучшение качества сервисов (97% SLA), расширение спектра оказываемых услуг связи; улучшение качества предоставляемых госуслуг в рамках существующих государственных инициатив; формирование площадки для дальнейшего развития всей инфраструктуры полуострова Таймыр; удовлетворение потребности в условиях эпидемиологической обстановки.

Станислав Абиленцев сфокусировался на описании самого сложного участка трассы – на переходе ВОЛС через Енисей. Это участок ВОЛС повышенной сложности, определяемый высоким уровнем воды, непрозрачностью водного слоя, толщиной льда более 1 метра. Эти обстоятельства формируют два главные риска: сложность эксплуатации построенной линии связи и риск повреждения кабеля (ремонт требует 1-2 месяца).

Первоначальное решение предполагало заглубление кабеля до 1 м вдоль всего перехода от береговой линии до береговой через русловую часть. Но оказалось сложно обеспечить необходимое тяговое усилие поперек русла реки Енисей для проводки подводного кабелеукладчика. Кроме того, сложно было обеспечить равномерность глубины заложения кабеля посредством размывки по причине неоднородности грунтов. Но и решение с подвесом представляло свои сложности, поскольку протяженность пролета составляла более 3 км.

В результате было принято решение о комбинированной прокладке: 1) организация двух переходов горизонтально направленного бурения (ГНБ) для защиты береговой зоны; 2) заглубление первой нитки в русловой части; 3) заглубление второй нитки в русловой части. Сложности реализации объяснялись следующими факторами: 1) невозможность выполнения работ в один зимний сезон в связи с периодом становления льда; 2) невозможность выполнения работ в летний сезон, связанная с коротким возможным периодом выполнения работ (период навигации: июнь – сентябрь, возможный период выполнения работ: середина июля – сентябрь), высоким уровнем воды (увеличенное время погружения водолазов, ограничивающее время пребывания под водой, низкая видимость, обусловленная скоростью течения) и затруднением выполнения работ действующей навигацией; 3) отсутствие опыта выполнения переходов ВОК с заглублением в береговую зону методом ГНБ с выходом в воду.

По результатам реализации проекта была увеличена скорость магистрали с 40 до 200 Гбит/с, заметно повышена надежность – в период ледохода весной 2021 года не было зафиксировано ни одного повреждения кабеля.

Сергей Анисимов, технический директор, ООО «Единство»

Сергей Анисимов, технический директор, ООО «Единство», поделился с участниками конференции опытом применения РРЛ в условиях Крайнего Севера.

Докладчик рассказал о резервировании водного перехода ВОЛС через реку Енисей, продолжив тему предыдущего выступающего. Были определены основные цели проекта: 1) резервирование ВОЛС в условиях невозможности выполнения АВР на реке в течение одного-двух месяцев, в связи с наличием льда, высоким уровнем и непрозрачностью воды; 2) обеспечение устойчивого функционирования средств связи; 3) обеспечение высокого уровня SLA.

Компания ООО «ДОК» предложила смонтировать четыре ствола РРЛ по 10 Гбит/с каждый с возможностью их агрегации, проверив это решение на тестовом участке. Построенная линия РРЛ на 40 Гбит/с показала достаточную надежность в условиях Крайнего Севера. Докладчик отметил ключевые характеристики линии: работа в E-Band диапазоне; расстояние ~11 км; доступность – не ниже 97% в год; оптимальность по параметрам скорость/надежность/цена; минимальные габаритно-весовые показатели.

Однако обнаружилось, что в дождливую погоду пропускная способность РРЛ-линии снижается. В зимний период времени, наоборот, осадки не влияют на работу РРЛ-линии на любой скорости передачи: снег является радиопрозрачным для E-Band диапазоне. А в теплое время (июнь) в дождливую погоду доступность линии снижается в 1,5-2 раза.

Чтобы обеспечить требуемую пропускную способность РРЛ-канала при воздействии атмосферных осадков была дополнительно смонтирована РРЛ 20 Гбит/с (4 ствола по 5 Гбит/с) российской компании ООО «ДОК». Ключевые характеристики линии: работа в Q-Band диапазоне; расстояние ~11 км; доступность – не ниже 97% в год; оптимальность по параметрам скорость/надежность/цена; минимальные габаритно-весовые показатели.

РРЛ-линия, работающая в Q-Band диапазоне, показала большую защищенность от воздействия атмосферных осадков. В целом же, была получена РРЛ-линия с суммарной ежемесячной доступностью E-band и Q-band для разных скоростей на 60 Гбит/с.

Таким образом были получены: 1) обеспечение высокой скорости передачи данных; 2) значительная устойчивость к атмосферным воздействиям; 3) обеспечение высокого уровня надежности сети оптической связи за счет полного или хотя бы частичного восстановления связи в аварийных ситуациях.

 

Телемедицина в Норвегии и России

Светлана Мананкова, старший советник, Университетская больница Северной Норвегии

Светлана Мананкова, старший советник, Университетская больница Северной Норвегии, рассказала о том, как ситуация с пандемией повлияла на развитие телемедицины в Норвегии и регионах Крайнего Севера России.

В связи с пандемией COVOD-19 в коммуникационной сфере Севера произошел расцвет различных «посторонних» услуг: цифровое TV, Netflix, Spotify, HBO Nordic, Paramount+.

Гораздо важнее, что COVOD-19 оказал влияние на сферу здравоохранения, по крайней мере в Норвегии, медики (и чиновники от медицины) вынуждены были осознать значение удаленных решений современной телемедицины. Началась обычная в таких случаях «гонка вооружений», когда метались от платформы к платформе, допускали серьезные ошибки в системе безопасности, но постепенно вырабатывали необходимые решения.

Что показывает нам текущая статистика по телемедицине? Произошел заметный рост количества удаленных консультаций. Однако большие сомнения вызывает качество предоставляемых удаленных услуг.

Светлана Мананкова продемонстрировала участникам конференции возможности телемедицинских сервисов Норвегии на примере нескольких проектов, таких как DIPS arena, MetaVision, отметив, в частности, переход на электронные рецепты, который должен существенно сократить ошибки, связанные с неправильной медикацией (люди зачастую просто не могут разобрать почерк врачей на стандартных бумажных рецептах).

Докладчик также привела пример удаленного управления компьютерным томографом: специалисты Университетской больницы Тромсё, чтобы сэкономить средства на поездки в муниципальное образование Финснес (расстояние – 157 км, время в пути – 2 ч и 15 мин), приняли решение поставить в поселке Финснес компьютерный томограф, которым можно управлять удаленно из больницы Тромсё. Подобные системы работают сегодня в шести местах в Норвегии.

Что дает телемедицина работникам сферы здравоохранения на местах? Возможность удаленного получения так называемого «второго мнения» от специалиста, экономию времени, экономию средств. Однако возникают и проблемы: отсутствие техподдержки, отсутствие достаточных знаний для работы с дополнительным оборудованием.

 

Тропосферная связь на Севере России

Сергей Мусаелян, главный конструктор АО «МНИРТИ»

Сергей Мусаелян, главный конструктор АО «МНИРТИ», выступил с докладом на тему «Применение когнитивных тропосферных станций с ФАР для ускорения создания телекоммуникационной инфраструктуры в арктической зоне РФ, Крайнего Севера и Дальнего Востока».

В Арктическом регионе связь через геостационарные спутники затруднена, а в самых высоких северных широтах даже невозможна (спутник не виден). Прокладка ВОЛС через водные преграды, между островами, через районы вечной мерзлоты, льды, тундру, а также создание перспективных низкоорбитальных систем связи, – это дело долгое и затратное. А пока гигантские малонаселенные регионы страны на Севере и Востоке не имеют ни связи, ни электрической сети, ни дорог. Вместе с тем в России намечены масштабные планы освоения Арктической зоны, поэтому создание инфраструктуры связи является одной из важных задач, поставленных в поручении Президента.

Сегодня одним из перспективных, экономически и технически, видов связи в условиях Арктики является тропосферная связь, обеспечивающая перекрытие интервалов 100-300 км направленным узким радиолучом (в диапазоне 4,4-5,0 ГГц), устойчивая к северному сиянию, имеющая высокие параметры электромагнитной совместимости, а также ряд других преимуществ, (в том числе живучесть в условиях вооруженных конфликтов и антитеррористических мероприятий). В некоторых случаях в коммерческих сетях тропосферная связь также может быть экономически предпочтительнее, чем спутниковая. Поэтому в ближайшие годы освоение Арктической зоны вызовет спрос на тропосферные станции (ТРС) различного класса – стационарные и мобильные, на большие и малые расстояния, различную пропускную способность.

Однако все существующие и выпускаемые ТРС не могут быть использованы в отдаленных малонаселенных регионах: они имеют малую надежность и нуждаются в квалифицированном обслуживании. В состав всех ТРС входят мощные передатчики СВЧ (на сотни Ватт и более), не резервируемые по технико-экономическим причинам. Их среднее время наработки на отказ обычно измеряется месяцами. Но поставщик при продаже ТРС должен дать гарантию хотя бы на 3-5 лет. К тому же, на объектах в отдаленных малонаселенных регионах нет квалифицированного персонала для обслуживания или ремонта ТРС. Поэтому гарантийный ремонт может разорить поставщика командировками в отдаленные регионы страны.

Решение проблемы надежности ТРС – создание фазированной антенной решетки (ФАР). Вместо одного мощного передатчика ФАР содержит N маломощных излучающих приемо-передающих модулей (ИППМ). Количество N может быть разным – например, от 4-х до 20-ти и более, в зависимости от требуемой энергетики на интервале связи. Выход из строя одного модуля не приводит к срыву связи. Кроме того, модуль может быть оперативно заменен на исправный из состава ЗИП самим пользователем, не имеющим высокой квалификации. К тому же надежность каждого модуля достаточно высокая ввиду его малой мощности.

Трудности создания ФАР связаны с тем, что передатчик и приемник современных ТРС работают в режиме частотного дуплекса (ЧД) – одновременно и в разных диапазонах частот. Первый шаг к созданию ФАР в ТРС – применение временного дуплекса. Второй шаг в реализации ТРС с ФАР – когнитивная технология.

К настоящему времени структура оборудования когнитивной РТС-ФАР уже достаточно подробно проработана и подготовлена к реализации. Функционально и конструктивно аппаратура разделяется точно так же, как и современные РРС, на внешнее – «наружное» оборудование и «внутреннее» оборудование, размещаемое в аппаратном помещении. «Наружное» – вынесенный антенный пост и опорно-поворотное устройство (ОПУ). «Внутреннее» оборудование – это базовый блок, модемы и источник питания.

Освоение технологии КТРС-ФАР в промышленности стало актуальной задачей, решение которой будет содействовать созданию технических средств и объектов инфраструктуры военного и двойного назначения. ТРС представляют также интерес для современных средств ПВО и ПРО – для связи вынесенных за сотни км радиолокаторов с командными центрами управления пуском ракет, поэтому создание КТРС будет способствовать также повышению обороноспособности страны.

 

Беспилотные авиасистемы на Севере России

Александр Федотовских, директор РСПП-Заполярье – член Президиума Коорсовета по развитию Северных территорий и Арктики Российского союза промышленников и предпринимателей

Александр Федотовских, директор РСПП-Заполярье – член Президиума Коорсовета по развитию Северных территорий и Арктики Российского союза промышленников и предпринимателей, посвятил выступление вопросам актуальности создания наземной радиотехнической инфраструктуры для эксплуатации беспилотной авиации в Арктической зоне РФ.

Напомнив о том, что более 60% территории России относится к регионам Арктики, Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, докладчик указал на проблемы эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) в Арктике: 1) недостаточные летно-технические характеристики современных БВС (не учтены сложные климатические и метеорологические условия Арктики); 2) только до 10% представленных на российском рынке компаний конструируют и производят БВС для особенных условий эксплуатации, в том числе для Арктики и Крайнего Севера; 3) конструкторы БАС не всегда учитывают аспекты деятельности в условиях Заполярья, как экономические, так и эксплуатационные; 4) отсутствие у потенциальных конечных эксплуатантов техники или потребителей сервисных услуг практического опыта использования БВС; 5) отсутствие стационарной наземной инфраструктуры; 6) отсутствие эффективной рыночной нормативно-правовой базы и противоречивые действия регулирующих органов и операторов рынка.

Докладчик перечислил основные особенности эксплуатации БАС в российской Арктике: 1) экстремальные климатические условия (сложные метеоусловия до 8-9 месяцев в году); 2) нехватка естественных и искусственных наземных ориентиров; 3) продолжительная полярная ночь; 4) неустойчивость работы магнитных компасов и средств связи, в том числе спутниковой системы навигации GPS/ГЛОНАСС; 5) дрейф ледяного покрова и его состояние; 6) другие особенности полярных широт.

К основным требованиям к БАС для Севера и Арктики эксперты относят: 1) производство и эксплуатация БВС на основе доступных технологий/стоимость; 2) расширение пределов климатической эксплуатации; 3) увеличение энерговооруженности, дальности и скорости полета; 4) увеличение грузоподъемности; 5) точность навигации и безопасное пилотирование; 6) создание многоцелевых и модульных БВС; 7) автономность / использование технологий ИИ.

Применение БВС в коммерческих целях, требует автономного полета без ручного управления внешним оператором. Такой полет возможен только при точном определении БВС собственных координат и при самостоятельной реакции на внешние условия: метеорологические, климатические, технические, топографические, биологические и т.д.

К проблемам радиотехнического обеспечения полетов БАС в Арктике относятся: 1) отсутствие необходимой наземной инфраструктуры и наземных радиотехнических средств; 2) влияние внешних помех на радионавигационное оборудование, особенно при выполнении длительных полетов; 3) высокие требования к БВС в части массогабаритных характеристик, автономности функционирования, минимального энергопотребления и рыночной стоимости.

Александр Федотовских с сожалением отметил, что большинство производителей и продавцов БВС не интересуются вопросами развития наземной инфраструктуры, а решают задачи пассивной и активной безопасности самих летательных аппаратов.

Массовая эксплуатации БВС связана именно с наземной инфраструктурой. В Арктике ее создание является первой необходимостью. Стоимость оценивается от 50 млрд руб. За рубежом тестируется инфраструктура гражданской авиации, однако в России (в первую очередь, в удаленных и труднодоступных территориях) она применяться для беспилотной авиации не может в связи со значительной разницей в части экономики, логистики, удаленности, низкой плотности освоения и застройки территорий и т.д. Наземная информационная инфраструктура должна обеспечивать максимально оперативную связь внешних пилотов с организацией-оператором и с зональным центром ЕС ОРВД. Необходимо введение должности оператора управления воздушным движением БАС и единой системы управления БВС (профессия описана в «Атласе новых профессий»). С 2018 года инфраструктуру для информационного обеспечения полетов БАС начали разрабатывать: данные передаются с помощью сотовой связи, УКВ-передатчиков и спутниковой связи, но в Арктике эти системы еще не тестировались.

В заключительной части доклада Александр Федотовских рассказал о планах по созданию Единого навигационного пространства в АЗ РФ к 2035 году, представил дорожную карту создания наземной радиотехнической инфраструктуры (РТИ) в Арктике и описал эффекты от ее создания для эксплуатации БАС.

 

КВ-радиосвязь на Северном морском пути

Надежда Котонаева, д.ф.-м.н., доцент, заместитель заведующего отделом, ФГБУ «Институт прикладной геофизики имени академика Е.К. Федорова»

Надежда Котонаева, д.ф.-м.н., доцент, заместитель заведующего отделом, ФГБУ «Институт прикладной геофизики имени академика Е.К. Федорова», представила доклад на тему «Макетный образец геофизического обеспечения КВ-радиосвязи на Северном морском пути».

К преимуществам КВ-радиосвязи Надежда Котонаева отнесла следующие моменты: уникальная дальность связи без ретрансляций; свободный доступ к частотному ресурсу, не требующий финансовых затрат; простота организации радиосвязи с подвижными объектами; надежность, возможность работы в полевых условиях и мобильном варианте; эксплуатационная возможность обеспечения связи через труднодоступные территории; высокая степень живучести при воздействии случайных или преднамеренных помех; собственное оборудование для организации линий, позволяющее организовывать линии и сети радиосвязи независимо от инфраструктуры телекоммуникаций.

Но есть у КВ-связи и свои недостатки: качество связи существенно зависит от состояния ионосферы (времени суток, года, уровня солнечной и магнитной активности); магнитные возмущения в ионосфере вызывают резкие затухания сигнала на трассе радиосвязи, замирания сигнала; узкая полоса радиоканала. По оценкам центра НАТО и специалистов российского ОАО «ЮТК»: для передачи 1 Мб/сут информации на расстояние до 1000 км затрачиваются следующие средства: при использовании каналов спутниковой связи – $4000; волоконно-оптической связи – $2500; КВ-радиосвязи – $30.

ФГБУ предлагает проведение эксперимента по оценке эффективности использования ионосферной КВ-радиосвязи на Северном морском пути. Цель эксперимента: определение критериев устойчивости программно-управляемой КВ- радиосвязи между радиоцентрами и подвижными морскими объектами в труднодоступных районах.

В ходе эксперимента предлагается определить технические возможности реализации KB-радиосвязи между объектами инфраструктуры в районе Новосибирских островов и создать макетный образец геофизического обеспечения этого района СМП на основе трасс многочастотного наклонного зондирования ионосферы, вертикального радиозондирования ионосферы и приемников сигналов ГНСС, с целью обеспечения безопасности мореплавания за счет улучшения характеристик КВ-радиосвязи.

Надежда Котонаева считает, что эксперимент позволит развеять миф о том, что КВ-радиосвязь устарела и не может быть больше использована на Крайнем Севере.

По результатам этого эксперимента можно будет сделать вывод об эффективности использования KB-радиосвязи для Северного морского пути. Сделать предложения по формированию оптимальной сетки рабочих частот, необходимых для осуществления круглосуточной радиосвязи между объектами. Сделать предложения по составу оборудования для геофизического обеспечения Северного Вареного пути. Наконец, представить выводы о способности современных моделей ионосферною мониторинга обеспечивать КВ-радиосвязь северного региона.

 

Проблемы и перспективы радиовещания на Русском Севере

Вадим Алексеев, главный редактор радиостанции «Всемирная сеть»

В заключительном докладе Конференции Вадим Алексеев, главный редактор радиостанции «Всемирная сеть», говорил о проблемах и перспективах, связанных с радиовещанием «для Русского Севера и о Русском Севере».

К основным преимуществам радиовещания докладчик отнес:            большую концентрацию внимания; радио, как правило, вызывает больше доверия у людей; имеется возможность совмещать прослушивание радио с другими делами.

Целевой аудиторией (и одновременно участниками) радиостанции «Всемирная сеть» являются: моряки, рыбаки, жители Крайнего Севера, вахтовики и геологи, военные.

Дополнительные возможности радиостанции «Всемирная сеть»: возможность оповещения населения о ЧС с адресной передачей информации; передача метеосводок, навигационных предупреждений и пр.; отображение названия рубрик передач, названий музыкальных композиций и пр.; возможность записи кодированных сигналов и передача специальных сообщений для спецслужб.

К преимуществам цифрового DRM-вещания докладчик отнес: значительное улучшение качества вещания за счет внедрения современных систем цифрового кодирования, что позволяет передать сигнал с качеством, как в FM-диапазоне; помехоустойчивость и помехозащищенность радиосигнала за счет применения цифрового кодирования (отсутствие шумов, тресков и т.д.); обеспечение больших зон вещания с высоким качеством аудиотрансляции, по сравнению с FM-станциями и АМ-станциями; экономический фактор – обеспечивается сокращение эксплуатационных расходов на 25-30% на цифровое вещание, по сравнению с аналоговым.

В настоящее время «Всемирная сеть» начала работать с Дальневосточным филиалом РТРС. Предполагается в 2 этапа покрыть территории СМП и прилегающие к нему. На 1-м этапе это можно осуществить за счет действующих радиоцентров в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске (уже готовы начать DRM-вещание). На 2-м этапе предполагается установка новых радиопередатчиков в Анадыре и Певеке.

Вадим Алексеев упрекнул центральный офис РТРС за «деструктивную деятельность в области КВ- и СВ-вещания, отдавая преимущество FM-станциям и, по сути, уничтожая радиоцентры: «Хочется надеяться на то, что общими усилиями мы сможем остановить этот опасный процесс».

А в настоящее время «Всемирная сеть» ведет вещание на спутнике HotBird и в потоковом режиме Интернет-вещания, рассчитывая со временем восстановить эфирное вещание в СВ и КВ, которое раньше велось в московском регионе: «Несмотря на наличие в Центральном регионе большого количества FM- и Интернет-станций, исчезновение эфирного вещания в диапазоне СВ и КВ было очень заметно, и представители аудитории часто обращаются к представителям радиостанции с просьбой восстановить эфирное вещание. Если такой запрос есть даже в центре России, то на Севере, вне сомнений, такой запрос должен быть в наличии еще в большей степени».

Итоги Девятой конференции «Связь на Русском Севере»

В ходе онлайнового голосования были определены лучшие доклады Конференции:

  • Анатолий Семенов, министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия): «Вопросы построения ВОЛС в Арктической зоне».
  • Юрий Торгашин, первый заместитель директора Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: «Развитие телекоммуникаций – прорыв ИТ технологий в отдаленных районах РФ».
  • Павел Баканов, директор ООО «Комтек Технологии»: «Эффективные спутниковые решения для любых задач».

Дмитрий Корешков, заместитель генерального директора издательского дома «Коннект», от лица организаторов мероприятия поблагодарил докладчиков и всех его участников за интерес, проявленный к конференции и желание поддержать эту важную площадку для обмена мнениями по вопросам развития связи на Русском Севере.

Завершая работу конференции «Связь на Русском Севере – 2020», Андрей Брыксенков, заместитель директора Представительства РГГМУ в Москве, подвел предварительные итоги мероприятия и призвал к выработке системного подхода, без которого нельзя решить существующие проблемы цифровизации северных территорий России.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку