Российское железо. На базе ГИСП будет создан реестр радиоэлектронной продукции

10 июля было принято постановление Правительства РФ №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [1], которое меняет правила закупок радиоэлектронной продукции для государственных и муниципальных нужд. Новые правила относятся к тендерам, которые организуются в соответствии с законами №44-ФЗ (государственные и муниципальные закупки) или №223-ФЗ (закупки госкорпораций, ГУПов и других бюджетных организаций).

Основное требование нового постановления – создание реестра российских радиоэлектронных компонентов и телекоммуникационного оборудования на базе уже существующей в Минпромторге ГИСП (ГИС «Промышленность»). Планируется организовать функционирование реестра аппаратных компонент аналогично тому, как это было сделано в свое время Минкомсвязи для программного обеспечения. Только в качестве критериев «отечественности» выступают требования постановления Правительства от 17 июля 2015 г. №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». В рамках этого постановления уже выдано 1977 заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ [2]. К департаменту радиоэлектронной промышленности относятся 125 таких заключений, и именно они составляют основу будущего реестра, который окончательно будет сформирован к 1 января 2020 г.

В то же время большинство положений постановления №878-ПП вступают в силу с 1 сентября 2019 г., т. е. тендеры, организуемые после этой даты, уже должны отвечать следующим требованиям: при закупках в рамках закона №44-ФЗ действует правило «третий      лишний» (если в тендере участвуют два российских производителя, то иностранные производители допускаться не будут); в случае закона №223-ФЗ государство субсидирует 30%-ное снижение стоимости отечественной продукции по результатам заключенных контрактов. С 1 сентября также прекращается действие постановления 26 сентября 2016 г. №968-ПП «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым аналогичные закупки регулировались ранее.

Меняется и постановление Правительства от 16 сентября 2016 г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». В него в соответствующих местах добавляются ссылки на реестр, т. е. при проведении тендеров устроителям конкурсов придется отдавать предпочтение продуктам, построенным на российской электронной базе. Кроме того, новые правила ужесточают процедуру доказательства отсутствия российских аналогов – для этого принят специальный «Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В новом постановлении содержится перечень продукции, на которую будут распространяться ограничения. В частности, в этом перечне есть следующие пункты: «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое», «Кабели волоконно-оптические», «Провода и кабели электронные и электрические прочие», «Оборудование и аппаратура, исключительно или в основном используемые для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев» и «Части оборудования и аппаратуры, исключительно или в основном используемой для производства полупроводниковых слитков или пластин, полупроводниковых устройств, электронных интегральных микросхем или плоскопанельных дисплеев; части прочего оборудования специального назначения». Последние два пункта перечня особенно интересны, поскольку требуют закупки не только российских электронных компонент, но и фабрик для изготовления полупроводниковых компонент российского производства.

Минпромторг также планирует со следующего года стимулировать спрос на радиоэлектронную продукцию в рамках программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» (точнее, постановления Минпромторга №109, где предусмотрены субсидии на возмещение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры) [3]. Сейчас субсидии выдаются на разработку телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, специального технологического оборудования и систем интеллектуального управления. Планируется дополнить это постановление пятой подпрограммой субсидирования разработки в области микроэлектроники. Субсидии, выдаваемые под тендеры в рамках закона №223, могут быть увеличены с 30 до 70%, также планируется создание сети дизайн-центров, которые займутся разработкой конечных продуктов на российской элементной базе.

Фактически, постановление №878-ПП является центральным правовым актом формирования в России экосистемы консорциумов, которые будут разрабатывать готовую радиоэлектронную продукцию для различных сфер человеческой деятельности: транспорта, сельского хозяйства, автомобильной промышленности, медицины и многих других. Кроме того, оно направлено на стимулирование трансфера технологий в Россию, поскольку критерии «отечественности» требуют наличия у производителя исходных текстов и технической документации на выпускаемую продукцию. К сожалению, принятые ранее меры импортозамещения стимулировали в основном «переклеивание шильдиков» и создание российских торговых марок для иностранного оборудования. При этом трансфер технологий был ограничен. С принятием постановления №878 ситуация может измениться, и технологии будут реально передаваться на российские предприятия. Аналогичный путь в свое время был пройден Китаем, где требования регуляторов были еще более жесткими. Тем не менее, для России доступен и более «гуманный» вариант – стимулирование спроса со стороны государства в рамках нового постановления и программы развития микроэлектроники.

 

[1] https://base.garant.ru/72301838/

[2] https://gisp.gov.ru/pp719/p/pub/res/

[3] http://government.ru/docs/21893/

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку