Сергей ПАВЛОВ: «Обеспечить сквозное управление качеством бизнес-процессов – вызов на ближайшие несколько лет»

Василий Власюк, директор по сопровождению бизнес-процессов, Efes Rus
Василий Власюк, директор по сопровождению бизнес-процессов, Efes Rus
Сергей Павлов, технический директор, Efes Rus
Сергей Павлов, технический директор, Efes Rus

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О роли информационных технологий в оптимизации бизнес-процессов пивоваренной компании и коммерческом потенциале данных ЕГАИС, о векторе развития ИТ в бизнесе рассказали в интервью журналу Connect директор по сопровождению бизнес-процессов Efes Rus Василий Власюк и технический директор Efes Rus Сергей Павлов.

Василий, в чем, по вашему мнению, состоит специфика пивоваренной компании с точки зрения внедрения и развития информационных технологий?

– Специфика бизнес-процессов нашей компании в том, что продукт тяжелый в буквальном смысле, в отличие, например, от шоколадных батончиков. Удельная стоимость пива низкая, а доля транспортных расходов в операционных затратах высокая. Важно грамотно планировать и управлять транспортом. Неслучайно данному модулю уделяется много внимания, постоянно идут улучшения, вносятся изменения в механизмы, инструменты, с помощью которые обеспечивается ИТ-поддержка транспортного бизнес- процесса. Причем это касается двух его составляющих – сырья и готовой продукции.

На эти вопросы мы попросим ответить технического диреткора Efes Rus Cергея Павлова. Недавно у вас завершился проект по автоматизации управления качеством на базе “1С:Предприятие 8”. Почему была выбрана отечественная платформа? В чем сложность автоматизации процессов управления качеством? Чем вам запомнился этот проект?

– Это не совсем верная информация. Систему по автоматизации управления качеством мы используем с 2000-х годов и периодически обновляем. Последнее обновление (версия 4) работает с 2009 года. Следующее обновление (версия 5) мы планируем сделать в 2017 году. Системабыла внедрена давно, когдакомпания SABMiller только начинала работу в России. Впоследствии, уже в процессе слияния(в 2012 годув результате альянса SABMillerи AnadoluEfesпоявилась компания EfesRus), все производственные площадки были подключены к системе автоматизации управления качеством. Вообще, правильнее называть ее базой данных, куда вводится информация обо всех этапах производственного процесса: от варки пива до его розлива. Эта база, включающая в себя данные со всех заводов EfesRus, является вспомогательным инструментом наших технологов. Например, если специалист видит, что на каком-либо этапе производства зафиксированы отклонения от нормы, он может внести корректировки в работу оборудования. В случае обнаружения критических отклонений партия не идет на розлив, а подлежит переработке.

 

Как и любой программный продукт, наша база данных регулярно проходит обновление. Мы тщательно следим за этим процессом и стараемся быть в курсе новых технологических решений. Если наши сотрудники понимают, что текущий функционал системы не поддерживает возможность создания необходимых отчетов, мы обращаемся к поставщику. Тот, в свою очередь, или предлагает нам удовлетворяющее требованиям EfesRus обновление, или рассматривает вариант доработки системы.

 

Что касается использования российского ПО, то мы не выбирали продукт из соображений географии производителя. Скорее свою роль сыграло количество предложений – не могу сказать, что их в те годы было много.

Сергей, в вашу компанию входит семь заводов в России. Насколько унифицированы основные системы управления на уровне предприятия, производства, основных технологических процессов?

– Наша система управления полностью унифицирована – в настоящее время она внедрена на всех предприятиях EfesRus. До объединения компаний SABMiller и EFES четыре года назад, они располагали разными технологиями, подходами, но, когда мы стали одной компанией EfesRus, все инструментыбыли приведены к общим стандартам. Сейчас этот процесс полностью завершен. Тем не менее, мы стремимся постоянно модернизировать систему – наши сотрудники производства участвуют в работе различных фокус-групп, обмениваются опытом, обсуждают различные возможности для оптимизации системы.

Василий, как вы оцениваете нынешний уровень интеграции в территориально распределенной компании? Как строится информационное взаимодействие с партнерами, на базе какой платформы?

– Уровень интеграции высокий, поскольку надо иметь четкое представление о количестве товарных запасов, продукции, выпускаемой каждым предприятием. Особенно важно это в жаркий период времени, для подразделений сбыта такие месяцы – действительно «горячий» период. Заводы помогают друг другу удовлетворять спрос потребителей и выполнять заказы. Благодаря интеграции систем у бизнеса есть данные о том, где, сколько и какая продукция находится, планируются поставки и запасы

Наша дистрибьютерская сеть насчитывает примерно 135 компаний, а с учетом мест хранения и реализации продукции всего точек более 400. Для того чтобы своевременно удовлетворять спрос, организовать перевозки и поставку продукции, необходимо единое информационное пространство. Для интеграции используется платформа SAP, на базе которой обеспечивается логистика, контролируются транспортные расходы. Проект был реализован несколько лет назад, постепенно развивается. В течение нескольких лет мы проводили интеграцию с каждым дистрибьютером, чтобы появилась возможность оперативно получать нужную информацию. Теперь она поступает фактически в онлайн-режиме, известно, какой товар имеется в наличии, сколько и куда отгрузить нужно. Трижды в день происходит синхронизация данных. Дистрибьютеры пользуются преимущественно продуктами 1С, организована передача данных в систему SAP.

Выделенных сетей не используем, основной канал связи – интернет. У нас развивается технология VDI – виртуальные десктопы. Тонкие клиенты мы начали внедрять в прошлом году как основной инструмент связи с партнерами. В настоящее время реализуется такой проект, как продажи по телефону. Стратегией предусмотрено изменение системы работы наших торговых представителей, что со временем станет одним из конкурентных преимуществ компании. Заказы принимаются по телефону, они быстро попадают в корпоративную систему, и VDI – отличное решение для этого. С дистрибьютерами установлена связь по такому же алгоритму. Серверные ресурсы находятся в компании «ДатаЛайн», часть вычислительных мощностей покупаем.

В чем особенности организации складской и транспортной логистики у пивоваренного холдинга? Какие ИТ-решения в этой сфере обеспечивают существенный выигрыш для бизнеса?

– Наши предприятия отгружают продукцию как напрямую потребителям, так и на несколько арендованных складов. Оттуда она расходится по двум основным каналам – к дистрибьютерам и в сетевую розницу, располагающую современными распределительными центрами.

На заводах внедрен модуль SAP EWM (Extended Warehouse Management – расширенное управление складами), который позволяет оперативно фиксировать поступление продукции на склад, загрузку машин. Розничные сети предъявляют строгие требования к срокам поставки товара, а в случае их несоблюдения наказывают штрафами.

Как только заказ через систему VDI автоматически попадает в нашу сеть, сотрудники отдела по работе с клиентами отслеживают доступность товара. В систему заведено время доставки, понятно, когда товар должен быть отгружен. Мы стараемся сохранять низкие транспортные тарифы, для этого применяем механизм аукциона, по условиям которого перевозчики конкурируют между собой.

Что касается перспективных, выигрышных для бизнеса решений, то, на мой взгляд, предстоит реализовать большой потенциал данных, которые содержатся в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), предназначенной для контроля над производством и оборотом алкоголя. Перемещение каждого литра продукции отражается в системе. Такие данные можно использовать и в маркетинге, и в логистике. Производители готовы покупать данную информацию, а государство может на этом зарабатывать. Достаточно разработать соответствующий сервис, как это планируется сделать, например, с системой «Платон».

Преимущество использования данных из ЕГАИС в том, что бизнес будет своевременно узнавать о реализации продукции, наличии остатков в торговых точках и на складах. Появится возможность оптимизировать онлайн-систему поставок. По сути, ЕГАИС представляет собой интегрированный банк точных данных, собранных в одном месте. Их использование даст возможность поставлять продукцию по принципу точно в срок, автоматизировав процесс планирования.

Известно, что на рынке пивной продукции высокая конкуренция. Каковы требования бизнес-подразделений, ответственных за анализ спроса, планирование производства и продаж, к ИТ-службе? Используются ли для этого современные BI-решения?

– Мы используем решение SAP BW (Business Warehouse). В этом году внедрили высокопроизводительную платформу HANA для хранения и обработки данных. Однако для пользователей инструмент BW не очень удобен, так требует определенного объема знаний в сфере ИТ. Поэтому в настоящее время переходим на решение компании QlikView. При его выборе определяющим стало наше взаимодействие с компанией SABMiller. Планируем использовать разработанные на базе ПО QlikView отчеты, что позволит сократить расходы, а в распоряжении пользователей появиться выверенная библиотека данных. Справедливости ради отмечу, что BW также дает возможность анализировать данные с разных сторон, выявлять в них закономерности, но все же это не так удобно, как с помощью инструментов QlikView. В первую очередь намерены обеспечить возможность работы с отчетностью для отдела продаж, в том числе при помощи мобильных устройств.

Над какими проектами вы работаете сейчас, чтобы помочь бизнесу в решении его задач?

–. Развиваем направление диджитал мерчандайзинг. Один из наиболее актуальных проектов – автоматизация труда торговых представителей, которым нужно быстро, как мы говорим, понять, что происходит на полке в магазине. Условно говоря, рассчитать ее объем, расставить бутылки, повернув их этикетками к покупателю. Новые технологии с использованием мобильных устройств обеспечивают, например, возможность сканировать вид полки с помощью смартфона. Но представленные на рынке решения еще несовершенны, при желании их легко обойти. В частности, пока невозможно гарантировать, например, что присланный снимок – это не фото фотографии полки, на которой все в порядке, а на самом деле это не так. Инструменты защиты, думаю, появятся по мере развития таких технологий.

Каков сегодня вектор развития ИТ, которые играют ключевую роль в развитии бизнеса?

– На мой взгляд, ключевую роль играют не технологии, а люди, в том числе занятые в сфере ИТ. При этом они должны понимать, как устроен бизнес, и стоящие перед ним задачи переводить на язык информационных технологий. Особенно ценно умение думать системно, понимать, как оптимизировать бизнес-процессы, что и как автоматизировать. На мой взгляд, там, где операции удается систематизировать, конвертировать процессы в формат ИТ, бизнес получает наибольший эффект.

В будущем компаниям не придется заботиться об инфраструктуре, не будет штата ИТ-специалистов, отвечающих за ее развитие и поддержку. Бизнес будет пользоваться услугами ИТ-провайдеров, которые помогут развернуть инфраструктуру в облаке. При этом бизнес заинтересован в ИТ-консультантах, которые мыслят категориями бизнеса и понимают, что можно поручить системе, а что нет. Впрочем, при обнаружении задач, которые система не может выполнить, такие консультанты предложат изменить бизнес-процесс или поменять систему, то есть найти принципиально иной подход к решению. Вот по такому мыслящему ядру, определяющему линейку бизнес-процессов, и можно будет идентифицировать компанию. А все технические компетенции будут востребованы в виде сервисов и услуг.

Большое значение сегодня придается процессному управлению. Постепенно мы внедряем эти методики в компании. Открывшийся весной единый центр обслуживания проектировался на основе процессного управления: от получения заказа до его оплаты. При внесении изменений мы используем элементы Agile-подхода. Как только очевиден промежуточный результат, становится понятно, как можно корректировать последующие действия, а при необходимости и менять их прямо по ходу работы над проектом, а не тогда, когда проект уже завершен. Такой подход я пропагандирую давно, но изменения происходят не так быстро, как хотелось бы.

Ваши планы на ближайшие два-три года?

– В компании сильно сегментирован процесс планирования: отдельно закупки сырья и материалов, отдельно производство и т. д. А ведь это единый процесс, который предстоит выстроить от начала до конца. Задача связана не только с поиском решения, но и с изменением менталитета. В последнее время много внимания уделялось вопросам организации процесса продаж, в чем компания значительно продвинулась.

Теперь пришло время заняться планированием, и это, по мои оценкам, вызов на несколько лет вперед, в том числе с точки зрения развития ИТ. Первые изменения уже есть, в частности, одно из наших подразделений отвечает за решения задач для бизнеса, что следует из названия структуры. Например, бизнес ставит задачу уменьшить транспортные расходы, а мы обязаны предложить оптимальный вариант ее решения с использованием ИТ-инструментов, доступных из облака в виде сервиса.

 

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку