Звенья будущей системы управления жизненным циклом

В последней декаде августа в Крыловском государственном научном центре состоялась Первая межотраслевая конференция «Методы и технологии управления жизненным циклом сложных изделий и инженерных объектов – 2014», организованная по инициативе Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. Представители Министерства обороны, руководители и эксперты нескольких десятков холдингов, корпораций и предприятий оборонно-промышленного комплекса обсуждали варианты решения одной из сложнейших задач – обеспечения сквозного управления жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники. Насколько продвинулись заинтересованные стороны в создании системы управления, обсуждение каких вопросов вызывает жаркие споры, выяснил наш корреспондент.

Актуальность тематики конференции обусловлена не только необходимостью дальнейшей модернизации оборонно-промышленного комплекса страны, но и заданными темпами наращивания производства. Открывая пленарное заседание, заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Олег Бочкарев, напомнил, что к 2020 г. доля современного вооружения и техники в Вооруженных Силах России должна составить 70%. На достижение этой цели из бюджета выделяются огромные средства. Однако недостаточно загрузить производственные мощности и поставить вооружение и технику в войска, предстоит обеспечить эффективное использование продукции. Важно создать систему управления жизненным циклом (ЖЦ) вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). По словам Олега Бочкарева, этот действенный и понятный на всех уровнях инструмент должен заработать уже в рамках реализации государственной программы вооружений на 2016–2025 гг. Система управления должна обеспечивать высокое качество продукции, которое закладывается на этапе научно-исследовательских работ, и грамотное распределение ресурсов по всей цепочке кооперации.

К созданию системы управления ЖЦ ВВСТ профессиональное сообщество приступило чуть больше года назад. Методологию, на основе которой формируется нормативная база, строятся информационные системы поддержки жизненного цикла (от стадии технологического прогнозирования до утилизации изделия), разрабатывает Минпромторг. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Андрея Дутова, при создании системы следует обеспечить проектное управление полным ЖЦ, учесть зарубежный опыт, повысить значение услуг, оказываемых промышленными предприятиями на этапе эксплуатации ВВСТ, предлагаемый инструментарий необходимо апробировать в ходе реализации пилотных проектов.

В рамках технологического прогнозирования планируется обеспечивать долгосрочный (в пределах 10–15 лет) прогноз спроса и предложения (форсайт), определять устойчивые к спросу группы продукции и перспективные технологии, на базе которых рекомендуется разрабатывать образцы изделий. С учетом уровня и разнообразия технологий на первое место выходит системный инжиниринг. На продажу сегодня выставляются не конкретные результаты производства, а услуги, в которых нуждается заказчик.

Полный жизненный цикл изделия состоит из четырех фаз: стратегическое и технологическое прогнозирование; разработка технологий, т. е. создание научно-технического задела; интегрированное проектирование и производство; эксплуатация, обслуживание, ремонт и утилизация. При составлении технического задания на выполнение опытно-конструкторских работ важно определять ремонтопригодность и ресурс модернизации изделия. В процессе производства планируется предусмотреть несколько контрольных точек принятия решения, чтобы обеспечивалась возможность своевременного отказа от продолжения работ над новым образцом.

Участники конференции отмечали, что для внедрения технологий управления жизненным циклом потребуется введение системы добровольной сертификации предприятий ОПК на соответствие системе управления ЖЦ. Действующая в нашей стране система стандартов разработки продукции перестала отвечать современным требованиям. Заместитель генерального директора ФГУП «НИИСУ» Антон Шалаев сообщил о том, что подготовлена первая редакция программы стандартизации в области управления полным ЖЦ в части ГОСТ РВ. Основной перечень стандартов, определенных в качестве приоритетных, планируется разработать в течение 2014–2016 гг. Сегодня на повестке дня – создание межведомственного координационного совета по управлению ЖЦ.

Обеспечение жизненного цикла продукции, поставляемой на экспорт, имеет огромное значение для развития военно-технического сотрудничества, отметил руководитель группы советников ФГУП «Рособоронэкспорт» Александр Бриндиков. Одним из инструментов, позволяющих упорядочить управление материально-техническим обеспечением и обслуживанием техники, поставляемой и в Вооруженные Силы России, и иностранным заказчикам, служит каталогизация. Оператором системы каталогизации, насчитывающей около 100 тыс. элементов и предметов снабжения, является Рособоронэкспорт. Алгоритм создания единой методологической базы в этой области является сегодня предметом обсуждения с Минобороны.

Опробовать систему управления, как и процедуру заключения контрактов ЖЦ, планируется в ходе пилотных проектов по созданию ракетного комплекса стратегического назначения, миноносца, самолета-штурмовика, вертолета, танка и образцов военной автомобильной техники. Разработки находятся на разных стадиях ЖЦ. Как рассказал представитель департамента вооружения Министерства обороны РФ Евгений Ушаков, индикаторами оценки каждого проекта служат несколько показателей: боевая эффективность, надежность, техническая готовность и стоимость. В ответственную за реализации проектов межведомственную рабочую группу вошли представители НИИ и предприятий ОПК. На предприятиях – исполнителях проектов сформированы управляющие комитеты. Разработанные по каждому проекту типовые положения находятся на согласовании в Минпромторге и Минобороны.

К настоящему времени утверждена типовая форма контракта ЖЦ изделия, прорабатывается вопрос приемки военными представительствами и заказчиками МО конструкторской документации в электронном виде. Однако переход на контракт полного ЖЦ требует уточнения ряда правовых аспектов, в частности, определения существенных условий госконтракта, указания сроков выполнения и цены каждого этапа работ.

Организацию процессов обслуживания, поддержания техники в исправном состоянии, эксплуатации и ремонта участники конференции назвали самыми сложными подэтапами жизненного цикла изделий. Для оперативного восстановления ВВСТ промышленным предприятиям необходимо создавать центры послепродажного обслуживания, оснащенные современным диагностическим и ремонтным оборудованием. Грамотную эксплуатацию техники невозможно обеспечить без соответствующей подготовки специалистов Вооруженных Сил.

Российский опыт управления жизненным циклом на примере реализации программ в авиастроении представил на конференции заместитель директора департамента по PLM ОАО «ОАК» Константин Костромин. Модель грейдов, предусматривающая набор стадий и контрольных точек, на которых проверяется целесообразность перехода к следующему этапу работ, впервые была введена при разработке гражданского самолета «Суперджет 100». Тогда же применили подход, согласно которому заказчику продается не воздушное судно, а стоимость владения им. Оформленный в виде стандарта «Порядок управления авиапрограммами» планируется использовать при производстве самолетов боевой авиации. За реализацию новых авиапрограмм отвечают дирекции, главная задача которых – обеспечить управление комплексом работ по созданию и организации эксплуатации самолета. Недавно введена должность ответственного за обеспечение послепродажного обслуживания и интегрированной логистической поддержки. К своим обязанностям он приступает на начальных этапах работы над проектом, а не в момент передачи самолета заказчику.

Большое внимание участники конференции уделили обсуждению предложений по созданию отечественного программного комплекса управления полным жизненным циклом ВВСТ, обеспечению информационной поддержки системы управления. Но лейтмотивом дискуссий, которые разворачивались на заседаниях секций и в кулуарах форума, стала тема оптимизации взаимодействия научных организаций, Минобороны как основного заказчика и предприятий ОПК. От этого во многом будет зависеть эффективность разрабатываемых инструментов управления жизненным циклом ВВСТ.

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку