Региональные ЦОДы

Пандемия удаленной работы выявила серьезную проблему доступности ИТ-инфраструктуры вдали от городов. Как отметил генеральный директор Liberum Navitas Айрат Мустафин: «На расстоянии 200-300 км от Москвы уже не работают 40% сервисов даже очень крупных цифровых экосистем. Цифровые сервисы локализуются вокруг крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска и Красноярска». За пределами этой территории доступность цифровых сервисов сильно сокращается. Если в Москве в сервисе «Мои документы» в полностью дистанционном режиме доступны 147 услуг, то уже в Благовещенске — всего 22. Фактически это означает, что при дальнейшем увеличении популярности дистанционной работы, воспользоваться ей можно будет только в очень ограниченной локации — вокруг крупных городов.

Региональная инфраструктура

В то же время есть компании и крупные бизнес-структуры, которые не привязаны так жестоко к городам — это крупные предприятия химической, металлургической, нефтегазовой отрасли, а также агропромышленного комплекса. Они с одной стороны также постепенно проходят цифровую трансформацию, а с другой — заинтересованы в равномерном распределении вычислительных ресурсов именно по территории страны, а не вокруг крупных городов. В результате, возникает необходимость создания в регионах своих достаточно крупных ЦОДов, которые призваны обслуживать возросшие потребности в вычислительных ресурсах региональных производственных и сельскохозяйственных компаний. В частности, эту тенденцию отметила компания МТС — новость на эту тему [1] про возросшую потребность в ЦОДах в Челябинской области мы публиковали летом.

Своим чередом развивается и технология мобильной связи пятого поколения 5G, которая в своей основе требует максимально близкого расположения ЦОДов. Впрочем, для усиления цодостроения в регионах важна не сама 5G, а ее применение в беспилотном транспорте. Дело в том, что Россия сейчас формирует транспортный коридор между Финляндией и Китаем — практически как в анекдоте про финско-китайскую границу. Этот коридор предполагает строительство не просто автодорог, но создание интеллектуальной транспортной системы (ИТС), работа которой требует современных линий связи и вычислительных ресурсов на всей протяженности магистралей. А это перегоны между Финляндией, Санкт-Петербургом, Москвой, Казанью, Уфой и далее в Китаем. Естественно, что вдоль этой магистрали также необходимо будет построить не только сами системы беспроводной связи, но и ЦОДы первичной обработки данных.

Аналогично свою инфраструктуру строит и РАО РЖД, которая разворачивает корпоративную беспроводную связь на своем подвижном составе и для управления движением поездов на основе стандарта LTE-R. Для этой компании важно обеспечить минимум задержек, поэтому ей, скорее всего, также потребуется сеть ЦОДов оперативной доступности вдоль железных дорог.

Кроме того, государство доверило «Росатому» возрождение Северного Морской пути, а это также требует создания инфраструктуры связи и связанных с ней вычислительных ресурсов. Причем, Арктика хороша для ЦОДов тем, что требует меньше энергии на охлаждение — в большинстве случаев в северных широтах можно строить достаточно энергоэффективные ЦОДы, которые практически не будут требовать систем охлаждения — а именно на отвод тепла сейчас тратиться чуть ли не половина энергии ЦОДов. Так что создание региональной инфраструктуры связи и вычислительных центров просто необходимо и крупные системные интеграторы понимают необходимость подобных инфраструктурных проектов.

Требования к региональным ЦОДам

Собственно, о проектах создания региональных ЦОДов я уже писал год назад в своей колонке «ЦОДы без электричества?» [2], где пытался сформулировать требования к таким системам. В той колонке речь шла о развития Арктики за счёт привлечения туда ИТ-компаний. Тем не менее ЦОД сложно построить в чистом поле — нужно соблюдение некоторых условий. Строительство подобных инфраструктурных высокотехнологических объектов требует следующих четырех ресурсов: электричества, связности, кадров и потребителей.

Для эффективного функционирования ЦОДов важно, чтобы электричество было дешёвыми, а этого можно добиться только рядом с крупными электростанциями или распределяющим центрами. Тянуть ЛЭП в тайгу просто для строительства ЦОДа вряд ли будет эффективно, то есть нужно максимально использовать уже существующую систему энергосбережения и сеть электростанций.

Не менее важно для регионального цодостроительства, чтобы до ближайшего узла обмена трафиком было недалеко. Крупнейшей точкой обмена является MSK-IX, которая открыла сеть региональных узлов в Ростове-на-Дону, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и Ставрополе. Это подстегнуло развитие региональных Интернет-проектов. Однако есть огромное количество альтернативных точек обмена трафиком у компаний DataIX, W-IX, Cloud-IX. Кроме того, по всей России уже создаются городские точеки обмена — они есть, например, в Омске, Нижнем Новгороде, Красноярске, Ульяновске, Челябинске и многих других городах России.

Не менее важно наличие в шаговой доступности ИТ-специалистов. Вряд ли при том дифиците квалифицированных кадров, который сейчас существует на рынке, цодостроителям удастся вывезти качественные кадры в «открытое поле». Скорее всего им придется подбирать их на месте, а это значит, что в городе строительства нового ЦОДа должны быть вузы, готовящие качественных ИТ-специалистов. Например, компания «Ростелеком-Солар» перенесла свой центр по управляемым услугам безопасности Solar MSS в Самару только потому, что в этом городе есть вузы, готовящие качественных специалистов по информационной безопасности.

Однако строить ЦОДы без расчета на потребителей также неразумно, поэтому их стоит располагать рядом с крупными промышленными кластерами, например, на Урале и Дальнем Востоке. В целом же Айрат Мустафин предлагает следующую стратегию развития региональной инфраструктуры ЦОДов: вначале строить ЦОДы вдоль Транссиба по Южному маршруту, а по мере развития арктической зоны — по побережью Северного Ледовитого океана северному маршруту. Со вторым вариантом могут возникнуть проблемы с кадрами, однако большое присутствие в Арктике специалистов нефтегазовой отрасли, которые являются достаточно мобильными, может решить и эту проблему.

[1] https://www.connect-wit.ru/surovye-chelyabinskie-oblaka-mts.html

[2] https://www.connect-wit.ru/tsody-bez-elektrichestva-br-br-dlya-razvitiya-it-v-arktike-nuzhno-razvivat-i-soputstvuyushhuyu-infrastrukturu.html

Поделиться:
Спецпроект

Компания iFellow объявила о переходе на российскую платформу CommuniGate Pro

Подробнее
Спецпроект

У общественного транспорта Ярославской области появилось мобильное приложение

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку