Цифровой рывок образования. Участники консорциума «Цифровая дидактика» намерены повысить качество онлайн-обучения

В России создан консорциум «Цифровая дидактика», объединяющий вузы и компании, которые заинтересованы в повышении качества онлайн-образования. Инициатором проекта выступил Московский городской педагогический университет, партнерами консорциума стали Томский государственный университет, Банк ВТБ, Академия Министерства просвещения РФ, Издательство «Просвещение», образовательные компании «Нетология» и InternetUrok. О целях, задачах и направлениях развития новой структуры эксперты рассказали на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Дидактика в цифровом измерении

Игорь Реморенко

«За идеей консорциума стоят глубокие, можно сказать, драматические изменения в образовании за последние несколько лет, особенно последние полтора года, – сказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. – Технологии, которые создавались для узкой группы школьников, студентов, распространились на всех обучающихся – тех, кто учится в школах, вузах, а порой и в детских садах. Дистанционные технологии охватили все уровни образования. На этом фоне возникла масса вопросов, которые обсуждаются в обществе в целом и профессиональной среде. Назрела необходимость искать новые решения и подходы в дидактике».

В своем выступлении ректор привел динамику запросов по тематикам e-learning, online-Courses, hybrid e-learning в поисковых системах – за период с 2011 г. прирост составил более 300%.

В условиях пандемии формат онлайн-образования охватил 1 млрд учащихся. Количество студентов, выбравших онлайн-курсы в 2020 г., увеличилось по сравнению с 2015 г. почти в десять раз – с 5 до 49%. В корпоративном секторе аналогичная динамика: если ранее только 4% корпораций использовали технологии онлайн-образования, то сейчас – 90%.

Последние несколько лет показали, какие проблемы предстоит решить, чтобы российское образование отвечало запросам времени. Учителя искали технологии дистанционного образования, сравнивали практики. Большинство вопросов касалось методик и качества онлайн-обучения и онлайн-преподавания. Выяснилось, что применение прежних методик и подходов к онлайн-обучению неэффективно – нужно искать принципиально новые технологические и методические решения.

Отдельные технологии уже зарекомендовали себя в современном мире и будут широко использоваться, даже при условии отмены всех пандемических ограничений. В качестве примера Игорь Реморенко назвал веб-конференц-связь при проведении родительских собраний в школах.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о необходимости включения веб-камер на всех уроках. Ответа на него педагогическая наука пока не дала. По-прежнему дискуссионными остаются вопросы применения норм и правил цифрового мира в образовании. Это предмет многих педагогических исследований.

Елена Суханова

По словам директора Института образования Национального исследовательского Томского государственного университета Елены Сухановой, без цифровой дидактики университету не обойтись. Привычная коммуникация между студентом и преподавателем нарушилась. Студенты могут выключить камеру, если им неинтересно или они не вовлечены в процесс. Предстоит найти, чем заменить прямое педагогическое воздействие и традиционный формат, ответить на вопрос, какое содержание, какие визуальные формы адекватны онлайн-формату. Для этого, в частности, и создавался консорциум «Цифровая дидактика».

Цели, задачи и направления деятельности

Учредители и участники консорциума планируют заниматься несколькими направлениями. Первое – изучение новых технологических решений, которые появляются ежедневно. Поэтому в состав консорциума вошли и разработчики решений, и аналитики.

Второе направление – социологическое, которое предусматривает изучение, как на онлайн-образование реагируют общество в целом и профессиональное сообщество в частности, как меняется дидактика (методики и технологии обучения).

Третье направление предполагает создание консорциумом продуктов, которые будут способствовать повышению качества системы образования с использованием новых цифровых технологий.

Подводные камни онлайн-обучения

Как показало исследование, проведенное Институтом образования Национального исследовательского Томского государственного университета, с онлайн-форматом лучше справляются студенты, у которых есть навыки самообразования и самоорганизации.

В настоящее время университеты вынуждены перестраивать способы проектирования образовательных программ и процесса обучения в целом. При этом перед вузами открылись большие возможности. В частности, цифровые решения позволяют получать множество данных – о поведении студента в цифровой реальности, об индивидуальных особенностях образовательной траектории. Использование больших данных, инструментов их анализа даст возможность по-новому подойти к решению задачи повышения качества образования и эффективности управления процессом.

Таким образом, задачи консорциума сводятся к изучению технологических решений образовательного процесса, исследованию социологии процесса оцифровки образования и повышению качества образования, для чего планируется создавать онлайн-курсы, методические материалы, цифровые сервисы и симуляторы.

Конкуренция за ученика

Алексей Полехин

Рынок образовательных онлайн-услуг растет, борьба за пользователя ведется в сфере маркетинговых коммуникаций, а не повышения качества предлагаемых продуктов. На это обратил внимание программный директор образовательной компании «Нетология» Алексей Полехин. В частности, он выделил три точки роста в этом сегменте рынка.

2020 г. стал знаковым в смысле трансформации рынка высшего образования – по мере развития пандемии вузы были вынуждены усиливать свою онлайн-компоненту. Часто это делалось в режиме тестирования. Выяснилось, что к такому развитию событий были не готовы и студенты (учеба онлайн требует повышенной самоорганизации), и преподаватели (непросто дается отказ от привычного формата лекций). В то же время дефицит соответствующих знаний и умений формирует дополнительные точки роста.

С определенными трудностями сталкивается и сегмент корпоративного обучения. Для этого рынка, по мнению представителя «Нетологиия», характерна деконсолидация. И пока здесь наблюдается дефицит решений, на что следует обратить внимание разработчиков, в частности онлайн-платформ.

Третья точка роста – в сфере дополнительного профессионального образования. С одной стороны, рынок консолидируется, растет – появляются новые платформы, а с другой – битва происходит за пользователя путем маркетинговых коммуникаций, а не за счет ставки на качественные образовательные решения. От агрессивных в маркетинговом отношении онлайн-платформ страдают слушатели и студенты, не получающие качественного образования.

Еще одна проблема состоит в том, что существующие крупнейшие три-пять платформ не отличаются стремлением к консолидации с точки зрения подходов, матриц компетенций: курсы одной тематики на разных платформах заметно различаются по своим образовательным результатам. Преодолеть этот барьер надеются участники консорциума «Цифровая дидактика».

 

Метрики онлайн-обучения

Михаил Кожевников

Основной вопрос дидактики – чему и как учить. Цифровые инструменты ничего нового в это понятие не привносят, полагает президент группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников. Учат тому, что спрашивают, что требуют. Когда ввели ЕГЭ, школы стали выстраивать работу с учетом данного стандарта. Так происходит всегда по мере появления тех или иных критериев.

При обсуждении вопросов качества нужны инструменты для измерения. Одной из ключевых задач эксперт назвал введение метрик, позволяющих измерять, например, индивидуальный прогресс ученика, приобретаемые им гибкие навыки. Цифровые инструменты дают такие возможности. Это важно для сбора и структурирования данных. Экспериментальным путем можно будет создать систему измерителей, необходимую для адекватного сравнения методик и ресурсов, доработки содержания программ, проверки гипотез и т. д. И тогда появится возможность структурировать образование, создавать микромодули, комбинировать курсы. Но для этого придется потрудиться всем сообща, подчеркивает эксперт.

В настоящее время «Просвещение» размечает свой контент, созданный за 90 лет, на микродидактические единицы, собирает его в специальный конструктор для того, чтобы на любой платформе была возможность составлять любые курсы для общеобразовательной школы по любому предмету с 1-го по 11-й класс. Завершить эту работу планируется к лету 2022 г.

 

Готовность педсостава

Уровень использования цифровых инструментов при реализации образовательной программы во многом зависит от готовности педагогических кадров. «Цифра» пришла в образование еще до пандемии, когда появились электронные журналы и дневники, цифровые сервисы для педагогов.

Коронавирусные ограничения стали вызовом для системы образования, потребовали ускоренного погружения в цифровой мир, наверстывания педагогами соответствующих компетенций и параллельно выявили ряд проблем, которые предстоит решать институтам повышения квалификации. Этим объясняется готовность участия в этом консорциуме Академии Министерства просвещения РФ.

Для педагога важно понимать, как используемые им на уроке ресурсы влияют на эффективность обучения, как их выбирать и в каком объеме, как знание принципов цифровой дидактики повышает качество уроков и удовлетворенность преподавателя образовательным процессом, отметил и. о. директора Академии Министерства просвещения РФ Павел Кузьмин. Участие в консорциуме, совместные усилия для решения задач помогут найти ответы на многие актуальные вопросы. Результаты работы этого объединения ждут в региональных институтах развития, центрах непрерывного образования и повышения квалификации педагогов.

О потенциале и перспективах развития набирающих популярность онлайн-школ, видеоуроков, тренажеров шла речь в выступлении председателя совета директоров образовательной платформы «InternetUrok» Павла Арсеньева. Эксперт обратил внимание на необходимость включения родителей в процесс онлайн-обучения на условиях триады «учитель – ученик – родитель».

Несмотря на сложности, характерные для развития онлайн-образования, эксперты обращали внимание на дополнительные возможности. Примерно 53% опрошенных студентов считают, что дистанционная форма обучения научила их планировать время и позволила больше успевать. 52% респондентов зафиксировали повышение навыков самоорганизации. Среди образовательных учреждений набирает темпы конкуренция в сфере применения цифровых технологий, что благоприятно сказывается на качестве обучения.

Ценность «цифрового учителя» в широком смысле этого понятия предусматривает накопление больших данных, анализ которых позволяет обобщать опыт и результаты учеников, конструировать образовательные траектории обучения, выстраивая индивидуальные маршруты. Участники пресс-конференции выразили надежду, что появление консорциума «Цифровая дидактика» будет содействовать проникновению современных технологий в образование.

www.connect-wit.ru

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку