Как бизнесу работать с геопозиционированием, когда GPS нестабилен

Для многих далеко не секрет, что в последние годы с геолокационными сервисами существует ряд серьезных проблем. Помимо москвичей, «живущих» по несколько месяцев в аэропорту Шереметьево, эта проблема коснулась многих бизнесов ‒ от логистики и каршеринга до служб доставки. Достаточно распространена ситуация, когда автомобиль на карте вдруг показывает перемещение в другой город, трек сотрудника обрывается, а данные о местоположении становятся недостоверными. О том, какие технологические решения существуют и активно применяются бизнесом, рассказали на недавнем вебинаре, организованным компаией МТС, Дмитрий Коровин, руководитель направления «Транспорт центр» «Геосервисы» МТС, и Роман Висарг, менеджер по развитию центра «Геосервисы» МТС.

Распространенной причиной являются системы радиоэлектронной борьбы, которые целенаправленно создают помехи для спутниковых сигналов. Существует два основных типа таких воздействий. Первый ‒ спуфинг, или подмена координат, когда устройство получает фальшивый сигнал и начинает отображать несуществующее перемещение. Второй ‒ джамминг, или глушение, когда помехи полностью заглушают слабый сигнал со спутников. Напрямую бороться с этим на уровне смартфона или трекера практически невозможно, так как фальшивый сигнал часто оказывается сильнее. Однако это не означает, что бизнес остается без контроля. На данный момент существуют технологические решения и методы, позволяющие сохранить управляемость.

Основным и самым надежным методом является позиционирование по сотовым вышкам (LBS). Его ключевое преимущество заключается в отсутствии зависимости от спутников, что делает технологию неуязвимой для радиоэлектронных помех. Принцип работы основан на том, что любое устройство с SIM картой постоянно регистрируется в сети оператора. Оно взаимодействует не только со своей базовой станцией, но и с соседними. Оператор знает точные координаты всех вышек и направление их антенн, поэтому анализируя силу сигнала и сектор регистрации, можно определить местоположение устройства с приемлемой точностью. В городе с плотным покрытием 4G погрешность может составлять от 10 до 100 м, что для большинства задач контроля вполне достаточно. В пригороде точность снижается до сотен метров, а в отдаленных районах может достигать километра и более. Важно, что эта технология работает почти всегда при наличии сотового покрытия, позволяя понять, в каком районе находится объект, даже если его GPS полностью заглушен.

Когда данные с GPS все же поступают, но оказываются искажены, на помощь приходит программный модуль по уточнению координат. Сырые данные, содержащие нереалистичные скачки координат из-за спуфинга и длинные пропуски вследствие глушения, обрабатываются на платформе специальными алгоритмами. Сначала они отсекают аномалии, явно не соответствующие реальному движению. Затем на участках полного пропадания сигнала система достраивает пробелы, используя данные позиционирования по вышкам. Для большей реалистичности восстановленный трек привязывается к карте дорог. В итоге бизнес получает очищенную и более реальную картину перемещений.

Отдельной проблемой являются целенаправленные отключения мобильного Интернета, когда голосовая связь работает, а передать координаты или задание невозможно. Решением служит использование корпоративной точки доступа (APN). Вместо выхода в публичный Интернет устройство настраивается на специальный закрытый APN оператора или компании. Это позволяет обойти блокировку для корпоративного трафика. Данные для служебных задач, такие как геолокация, задания и отчеты, продолжают передаваться по защищенному каналу. При этом требования регулятора о блокировке общего доступа в сеть остаются выполненными.

В рамках вебинара спикеры представили продукт компании под названием «Мобильные сотрудники», входящее в экосистему МТС. Это платформа для организации работы выездного персонала, которая позволяет мониторить и координировать сотрудников. Платформа использует гибридное позиционирование: GPS, LBS и в некоторых случаях RTK-PPP для повышения точности и функционирует как облачный сервис, а также предоставляет API для интеграции с другими системами. Система строит треки, фиксирует вход и выход сотрудника из заданных зон на карте (геозон) и уведомляет об этих событиях по e-mail или SMS. История перемещений хранится от месяца до года.

Задачи сотрудникам можно назначать вручную или автоматически через API. Система отслеживает статусы задач и уведомляет о просрочках. Результаты работы анализируются с помощью дашбордов и отчетов.

Через приложение, например, «МТС Координатор», сотрудник получает задачи, строит маршрут и отмечает их выполнение. В приложении можно заполнять электронные формы и чек-листы, делать фото и видеофиксацию, ставить электронные подписи и просматривать рабочие материалы, например, схемы объектов.

Администратор может создавать электронные формы для различных сценариев с помощью конструктора, добавляя текстовые поля, поля для дат, изображений и подписей. Затем эти формы заполняются сотрудниками в приложении, а результаты можно просматривать в виде таблицы или на карте.

Система помогает оптимизировать маршруты, учитывая критерии типа минимального пробега или времени в пути, а также данные о пробках. Готовые маршруты можно контролировать и в веб-интерфейсе, и в мобильном приложении, отслеживая соблюдение графика движения.

Алексей Присяжнюк, руководитель автоматизации компании «Ситибайк», рассказал о результатах внедрения этого решения. Ранее компания столкнулась с необходимостью координации работы сотен сотрудников, выполняющих разного рода задачи ‒ от ремонта до перераспределения велосипедов по городу. Проблемы с геолокацией и работой в условиях возможных помех усугублялись несовершенством прежних систем. Согласно приведенным спикерами данных, в результате внедрения скорость выполнения задач выросла в два раза, а их количество в три. Эффективность полевых сотрудников увеличилась на 67%, а количество велосипедов, своевременно возвращаемых в город после обслуживания, на 31%. Это стало возможным благодаря тому, что диспетчеры могут видеть очищенную от помех картину на карте и оперативно управлять ресурсами.

Таким образом, несмотря на растущие вызовы, связанные с нестабильностью и целенаправленными помехами спутниковых сигналов, активное внедрение и комбинирование доступных технологических решений предоставляют бизнесу инструменты для поддержания операционной эффективности.

Артём Пермяков, Connect

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее