Соло генеративного интеллекта

Искусственный интеллект – обязательное слагаемое развития ИТ-бизнеса. Всего 8% игроков ИТ-рынка пока не используют данную технологию, при этом 40% компаний уже реализовали соответствующие проекты. К таким выводам пришли авторы исследования уровня ИИ-зрелости российских ИТ-компаний. Его результаты «СберАналитика» и «Сбер Бизнес Софт» представили на IV конференции по цифровой трансформации бизнеса SberPro Tech 2025. На мероприятии специалисты презентовали кейсы внедрения технологий для расширения бизнеса, повышения операционной эффективности, оптимизации клиентского опыта.

Открывая деловую программу конференции SberPro Tech, управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса «Сбербанка» Дмитрий Трофимов заострил внимание на быстро меняющихся тенденциях. За несколько лет реализации цифровой трансформации как сервиса компания реализовала 3 тыс. проектов с клиентами. Все это время эксперты внимательно следили за трендами, пытались свести их в таблицу – получилось 160 позиций. При желании ее можно было расширить до 250.

Год назад на этом же мероприятии «Сбербанк» называл три опорные технологии для клиентов: ИИ, облачная инфраструктура, помогающая масштабировать все, что предлагается в цифре, и финтех-интегрированные сервисы. Всего за год на первое место в списке трендов вышел генеративный ИИ (GenAI), который меняет мир. Обращает на себя внимание скорость, с которой инструменты GenAI проникают в функции. До генеративного ИИ никакой другой технологии не удавалось расти так быстро в повседневном использовании на рабочем месте. 80% роста ВВП США в текущем году формируется за счет ИИ-компаний. При этом 85% всех стартапов в мире за последние два года ориентируются на данную технологию (GenAI Business).

Актуальность той или иной технологии определяется несколькими ключевыми факторами. В их числе – частота транзакций, коммуникаций и взаимодействий (растет по экспоненте). Архитектуры становятся распределенными, так как централизованные не справляются с нагрузками.

Не менее важный фактор – идеальный клиентский путь («захотел – получил»). Переключение между приложениями снижает производительность 45% пользователей. GenAI эксперты называют ядром будущих технологий, сервисы станут еще более персонализированными, что и позволит реализовать принцип «захотел – получил». Задача любой технологической революции – заместить человека, особенно там, где неинтересно и рискованно.

Еще один фактор в этом ряду – технологии эволюционируют на порядок быстрее, чем человек может менять физический мир. Потребность в вычислениях растет вдвое быстрее, чем эффективность чипов.

Аналитикой будущего специалисты называют Интернет вещей (IoT) и управление «по факту». Только в текущем году количество подключенных IoT-устройств в мире увеличилось на 14% до 20 млрд. Цель – автономизация большей части действий в бизнесе. В ближайшие два года «Сбер» планирует реализовать более 200 цифровых двойников в проектах с клиентами.

Вызовами для команд будущего остаются инвестиции, необходимость быть лидером, формировать и развивать базу (инфраструктуру, собирать данные, команду, накапливать опыт и компетенции). И здесь нет готовых решений.

По данным исследования, чаще всего в компаниях применяют умных ассистентов и чат-ботов, GenAI и системы распознавания документов. Реже внедряются инструменты речевой аналитики, компьютерное зрение.

Генеративный ИИ оказывает влияние на эффективность бизнеса, интегрируется в различные процессы. Организации последовательно подходят к его внедрению, инвестируют в применение инструментов GenAI. Начинающие команды, не имеющие опыта, готовы приступать к пилотным проектам, преодолевая барьеры в виде кадров, интеграции, стоимости работ. И эта тенденция будет усиливаться, считают эксперты.

В целом цифровизация ИТ-отрасли в России приобретает системный характер. В 45% опрошенных компаний сформированы отделы или центры компетенций по искусственному интеллекту. Развитие этой технологии предусмотрено стратегиями цифровой трансформации (51% компаний). В каждой четвертой организации (27%) разработана стратегия по ИИ.

Как показывает практика, ИИ приносит пользу в ключевых бизнес-процессах – повышает скорость их выполнения и общую эффективность. Это по достоинству оценили разработчики продуктов, сотрудники отделов клиентской поддержки, маркетинга и продаж.

На протяжении последних нескольких лет 70% организаций применяют или тестируют ИИ-решения. Заметен рост инвестиций на эти цели. Примерно половина опрошенных компаний намерены направлять на развитие ИИ 3–5% выручки в течение следующего года.

Эксперты представили продуктовый цикл внедрения для минимизации рисков. На первом этапе формулируется гипотеза с измеримой целью, на втором – создается прототип, на третьем запускается пилот для оценки влияния на бизнес-метрики, на четвертом реализуется его промышленная версия с мониторингом качества модели, безопасности передачи данных и сбором обратной связи. Рекомендованы также регулярные итерации, чтобы оптимизировать решение, упростить процесса, избежав повышения сложности модели.

В рамках новой модели взаимодействия с корпоративными клиентами крупного и среднего бизнеса технологии помогают менеджерам банка точнее понимать цели клиентов и содействовать их достижению. GigaChat освобождает менеджеров от рутины и тем самым экономит их время. В арсенале доступных инструментов – несколько десятков ИИ-агентов, которые готовят клиентских менеджеров к встрече (аккумулируют новости и важные события из различных источников), автоматически оформляют протокол встречи (предлагаются выводы и рекомендации), заполняют CRM и анонсируют следующие шаги, формируют план действий и составляют перечень сервисов «Сбера» и партнеров, подходящих для достижения поставленных целей, дают список контактов, учитывают госпрограммы, кейсы цифровой трансформации.

Примечательно, что для новичков в команде менеджеров эти инструменты выступают в роли обучающих моделей, содействующих наращиванию их экспертизы. И это один из элементов построения развития стратегического партнерства, направленного на поддержку партнеров и клиентов.

Кооперация с экосистемой «Сбера» позволяет внедрять функциональность ИИ-агентов на основе LLM Gigachat. При этом обеспечиваются поддержка локальной инфраструктуры и защиты данных (что особенно актуально для промышленных предприятий), высокие темпы адаптации к доменным данным, предусмотрена возможность изолированного дообучения под конкретные объекты.

На конференции «Сбер» представил также ИИ-инструмент для анализа действий спортсменов в единоборствах. Система на базе нейросети Gigachat разрабатывалась совместно с ИТ-компанией «Эвотор», Академией единоборств РМК и Международной ассоциацией бокса (IBA). В решении реализованы компьютерное зрение и GenAI. Система анализирует движения боксеров в реальном времени и дает тактические рекомендации. «Проверку боем» этот ИИ-аналитик прошел на Чемпионате России по боксу в Екатеринбурге. Система определила победителя финального боя, решение судейской коллегии оказалось таким же. Кроме того, спортсмены и тренеры получили аналитические отчеты с рекомендациями, которые помогут оптимизировать тренировочный процесс.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее