Большие данные для малого бизнеса. Цифровая трансформация малого бизнеса на Tech Week 2019

Поддержка небольших компаний  является сейчас одной из основных проблем в инновационной индустрии − именно этой теме была посвящена большая часть докладов прикладной конференции Tech Week 2019, прошедшей в конце октября в Сколково. Такие компании  просто вынуждены быть технологическими, т. е. использовать самые передовые технологии, чтобы выделиться на фоне своих более крупных конкурентов. Им приходится осваивать такие современные разработки, как большие данные, искусственный интеллект, финтех и другие инструменты автоматизации рутинных операций.

Основатель QIWI и «Эвотор» Андрей Романенко отметил, что наиболее сильный толчок цифровой трансформации малого бизнеса был дан изменениями закона №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», которые привели к полной замене кассовых аппаратов по всему рынку и сбору всех выписанных чеков с возможностью детализации их по позициям. Ежедневно в России генерируется 200 млн подобных чеков, что создает хорошую базу для анализа содержащихся в них данных и создания различных цифровых сервисов. До появления  такой базы потребительской активности было сложно создать карту лояльности для малого бизнеса, что приводило к перетеканию клиентов в крупные торговые сети. Сейчас решения для повышения лояльности начинают создаваться и для малого бизнеса. Кроме того, появилась возможность автоматизировать на малых торговых предприятиях товарный учет, взаимоотношения с партнерами, а также проводить анализ целевой аудитории для предлагаемых товаров и привлекать новых покупателей.

В принципе, именно большие данные и позволяют оптимизировать малым компаниям доходы от бизнеса.  Андрей Коньшин, руководитель проектов по внедрению искусственного интеллекта компании «МегаФон», рассказал о том, что его компания может просчитать возможную посещаемость того или иного торгового помещения с помощью анализа треков пользователей мобильных телефонов. Это помогает малому бизнесу находить самые «заметные» места для наиболее заинтересованных пользователей.

Аналогичные сервисы для малого бизнеса пытаются предлагать практически все владельцы бБольших данных − банки, мобильные операторы и ИТ-сервисы. Банки имеют информацию о финансовых транзакциях людей, т. е. знают покупательские приоритеты того или иного пользователя, мобильные операторы − о географическом перемещении людей и могут оценить географические возможности местоположения бизнеса, а ИТ-сервисы − о потреблении информации посетителями, т. е. способны проанализировать их интересы и потребности. На пересечении этих трех источников больших данных и появляется возможность для небольших, но технически грамотных компаний найти своего клиента, который интересуется предлагаемым товаром, находится поблизости и имеет способен заплатить за предлагаемый товар. Таким образом, большие данные могут стать основой для создания целого класса новых технологических компаний среднего бизнеса, которые будут максимально приближены к своим покупателям по идейным, географическим и финансовым характеристикам.

По такому пути развивается Китай, который прошел в этом направлении дальше России. Это отметил в своем выступлении Марк Завадский, работавший вице-президентом по стратегическому цифровому партнерству в «Сбербанке» и директором по развитию бизнеса на рынках России и СНГ компании Alibaba.com. Он сравнил ситуацию в России с китайской. Сейчас все владельцы больших данных хотят делать все сами − многие банки и мобильные операторы  стремятся стать ИТ-компаниями с банковской и операторской лицензиями и собственной экосистемой сервисов. В то же время в Китае существует платформа, которая развивает сервисы для партнеров − небольших компаний. Это AliExpress, который предоставляет своим магазинам максимально удобный сервис по поиску клиентов, оплате товаров, доставке покупок и работе с рекламациями. Он и является основой для цифровой трансформации малого бизнеса в Китае. В России аналогичной платформы пока нет. В результате в AliExpress можно воспользоваться бесплатной доставкой товара из Китая, а в российских магазинах даже услуги самовывоза иногда являются платными.

Государственные новации, такие как закон №54-ФЗ, система быстрых платежей и другие, делают экономику России все больше цифровой. Уже сейчас доля безналичных платежей в России находится на уровне 60%, к 2023 г. планируется достигнуть 80% «безналичности», а к 2027 г., возможно, произойдет полный отказ от наличных денег. К тому времени основным платежным инструментом, похоже, станут цифровые финансовые активы, законопроект об использовании которых принят Государственной Думой в первом чтении.

Валерий Коржов








 

ИД «Connect» © 2015-2019

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика