На вебинаре, организованном компаниями «Северсталь – ЦЕС» и «Шерпа Роботикс», эксперты поделились опытом создания программных роботов, рассказали о бизнес-эффектах технологии: минимум ошибок при выполнении рутинных операций, повышение производительности труда, снижение рисков и финансовых потерь. Выполнение интеллектуальных задач все еще остается прерогативой человека. Но ситуация меняется. На подходе нейросотрудники – новый класс желающих трудоустроиться. Что они могут уже сегодня, с кем конкурируют и где их искать?
Специалисты по рутине
Опытом использования автоматизации бизнес-процессов на основе программных роботов поделился руководитель центра ИТ-сопровождения и развития внешних клиентов «Северсталь – ЦЕС» Михаил Савицкий. Центр единого сервиса (ЦЕС) обслуживает внутренних и внешних клиентов, предлагает, в частности, услуги по построению и реинжинирингу бизнес-процессов, внедрению роботизации под ключ. Тесное сотрудничество связывает разработчиков и аналитиков ЦЕС с вендором «Шерпа Роботикс».
Технология Robotic Process Automation (RPA) – вид автоматизации бизнес-процессов, основанный на использовании программных роботов и искусственного интеллекта. Роботы имитируют деятельность человека в рутинных процессах. Программное обеспечение RPA работает согласно правилам и алгоритмам без сопровождения человеком. Этот своего рода виртуальный сотрудник интегрирован в существующую ИТ-инфраструктуру и никакого влияния на нее не оказывает.
Если нужно сделать быстро то, на что у ИТ-специалистов не хватает времени, на помощь придет программный робот, например, он сможет интегрировать системы между собой. Среди наиболее распространенных рутинных задач – ввод логинов и паролей, данных, сбор информации, перекладывание ее из системы в систему, выполнение простых вычислений и т. д.
Алгоритм действий робота состоит из трех этапов: сбор и ввод данных, использование интерфейса и принятие решения. Робот открывает и закрывает приложения, обеспечивает внутри них навигацию (по меню или «горячим» клавишам), может заглянуть в нужную папку, копировать файлы, найти в них информацию, выполнить другое действие по заданным условиям. Решения программный робот принимает на основании правил и алгоритмов, составленных разработчиками.
Как показывает восьмилетний опыт работы ЦЕС с RPA-инструментами, они подходят для применения в часто повторяющихся стабильных процессах и приложениях, работы с множеством данных в различных системах, любых процессов с небольшим количеством исключений. При этом далеко не все можно сделать с помощью робота. По словам Михаила Савицкого, нельзя роботизировать процесс, если решения необходимо принимать на основании экспертного мнения, опыта человека или субъективных правил.
Среди преимуществ роботизации бизнес-процессов эксперт назвал повышение операционной эффективности, быстрое внедрение, безопасность и надежность («робот ничего не сломает»). Эффекты от роботизации процессов выражаются в снижении затрат (один робот может заменить несколько сотрудников), повышении качества (уменьшается количество ошибок по вине человека, масштабировании решения (можно вносить изменения в процессы без корректировки корпоративных систем путем гибкой настройки роботов).
Обращают на себя внимание и такие преимущества, как скорость внедрения программных инструментов (от двух недель), простая интеграция, безопасный механизм работы с конфиденциальными данными, учетными данными пользователей, что гарантирует защиту от вмешательства человека.
Для внедрения роботов сотрудники «Северсталь – ЦЕС» используют проверенные подходы и инструменты. Вначале аналитика, согласование техзадания. Затем настройка и тестирование робота, в том числе нагрузочное. После оформления документации проводится обучение заказчика работе с роботом, и программный инструмент принимается на поддержку.
Создаются роботы относительно быстро и стоят недорого. От этапа бизнес-анализа и формирования требований до приемки робота в продуктив проходит примерно месяц. Среднюю стоимость роботизации одного процесса (включает стоимость работ по внедрению, без учета стоимости лицензий) в «Северстали» оценивают в 500 тыс. руб.
В команде ЦЕС с внешними заказчикам работают 12 экспертов. Аналитики и разработчики самостоятельно роботизируют процессы любой сложности. В компании «Северсталь» сейчас используется более 250 программных роботов. Экономический эффект от их применения в 2023 г. превысил 40 млн руб., в 2024-м – 45 млн руб. В 2025 г., согласно прогнозам, этот показатель преодолеет отметку в 50 млн руб.
Сейчас в стадии реализации новые проекты в рамках роботизации. При этом в компании не стоит задача сокращать или увольнять сотрудников, заменяя их роботами. Цель – поручить цифровым помощникам или агентам выполнение операций, с которыми они справляются лучше человека. Например, робот проконтролирует качество, своевременно проинформирует о появлении новых форм для отчета. Для этого программный помощник считывает необходимую информацию из таблицы по текущим формам, заходит на сайт «Росстата», выгружает формы по интересующим компаниям, сравнивает их с предыдущими формами, при наличии новых сообщает об этом в письме по электронной почте.
С 2023 г. «Северсталь – ЦЕС» совместно с компанией «Шерпа Роботикс» пилотирует инструменты искусственного интеллекта, что позволяет обнаруживать точки, где применение роботизации принесет дополнительный эффект. В этом году на базе платформы Sherpa AI Server планируется запустить несколько программных агентов.
RPA плюс LLM
Преимущества продуктов компании «Шерпа Роботикс» – разработчика российских платформ для роботизации процессов предприятий среднего и крупного бизнеса – представила ее технический директор Александра Смолова.
В портфеле компании более 3 тыс. программных роботов. «Шерпа Роботикс», известная на рынке более пяти лет, многое сделала для распространения технологии RPA. В последнее время вендор сосредоточился на разработке интеллектуальных агентов и систем на базе искусственного интеллекта. Среди клиентов компании – свыше 20 банков, большинство телеком-операторов.
Платформа Sherpa RPA объединяет классических программных роботов, виртуальных сотрудников, выполняющих рутинные задачи в разных информационных системах. «До недавнего времени интеллектуальные задачи оставались прерогативой человека, но сейчас многое меняется», – заинтриговала аудиторию Александра Смолова.
По оценкам экспертов, более 70% процессов в компаниях – это рутина, с которой классический RPA успешно справляется. Из оставшихся 30% интеллектуальных процессов две трети легко автоматизируются с помощью больших языковых моделей (LLM). И если технологию RPA (аналог «рук») усилить возможностями LLM (аналог «мозга»), то можно получить полноценного нейросотрудника. Связка этих двух технологий реализована на базе продукта Sherpa AI Server.
По словам эксперта, у нейросотрудников больше гибкости для выполнения задач. Они самостоятельно выбирают вспомогательные инструменты – браузер, файловую систему, свободно ориентируются в программах на экране компьютера, отдают предпочтение другим нейросетям для работы с картинками, видео, API. Такие нейросотрудники обладают кратковременной памятью в границах окна контекста. Кроме того, они наделены долговременной памятью (что видели, делали, что получилось) и могут выборочно получать нужные данные из памяти.
Интеллектуальные программные сотрудники способны к критическому мышлению и саморефлексии, учатся на примерах пользователя и допускают обратную связь во время работы. Возможности, реализованные на основе больших языковых моделей (генеративных нейросетей), позволяют роботам выполнять уже нестандартные, т. е. менее четко сформулированные задания, без заранее определенной последовательности действий.
Sherpa AI Server – это первая в России платформа для реализации LLM-моделей в закрытом контуре компании (представлена в реестре отечественного ПО), поддерживает свыше 500 больших языковых моделей, в том числе рассуждающих и мультимодальных.
В ходе презентации Александра Смолова показала, как трудятся несколько чат-ботов, в частности, консультантов-помощников, отвечающих на вопросы по определенным базам знаний. Такие инструменты пользуются большим спросом у компаний и предприятий с обширным набором документов (инструкций, регламентов, положений, причем как оцифрованных, так и представленных в формате ПДФ). Поиск информации в них занимает слишком много времени.
Бот, созданный по заказу транспортной компании, консультирует, как создать путевые листы. При этом он выводит на экран текстовую информацию, сопровождает ее скриншотами, по которым пользователю легко представить последовательность действий.
Сегодня клиенты часто обращаются за разработкой роботов-классификаторов запросов (заявок, инцидентов), которые важно напрямую направлять сотруднику, ответственному за решение конкретного вопроса. Не меньший интерес проявляют заказчики к нейросотрудникам в сфере HR, закупок, финансов и продаж.
Визуально Sherpa AI Server напоминает чат GPT. Но несмотря на аналогию, это продукт работает в закрытом контуре, что важно для безопасности крупных предприятий. Предусмотрено разделение прав доступа, в рамках одного сервера могут работать разные группы пользователей через отдельные аккаунты (у офис-менеджера не будет доступа к бухгалтерской информации и наоборот). Набор функций пользователя определяется в зависимости от должности.
Похоже, на рынке вот-вот заявит о себе новый класс работников – нейросотрудников, тоже программных инструментов, но уже наделенных интеллектом.
- ВКонтакте
- Telegram