Когнитивная аналитика
Александр Тихонов, директор департамента аналитических решений, IBM в России и странах СНГ, и Владимир Шаров, управляющий партнер компании Navicon

Александр Тихонов, директор департамента аналитических решений, IBM в России и странах СНГ, и Владимир Шаров, управляющий партнер компании Navicon

29 сентября в Москве прошел форум Navicon. Data Talks, который фактически является продолжением IBM Cognos Live Forum. В этом году круг тем Data Talks значительно расширился – мероприятие собрало более 300 собственников бизнеса, генеральных и финансовых директоров, руководителей отделов планирования и бюджетирования, а также аналитиков предприятий и представителей СМИ.

С приветственными словами от компаний Navicon и IBM к участникам форума Data Talks обратились Владимир Шаров, управляющий партнер компании Navicon, и Александр Тихонов, директор департамента аналитических решений, IBM в России и странах СНГ. Они напомнили, что лет 20 тому назад под аналитикой подразумевались плоские отчеты, в первые годы XXI в. на различных ИТ-конференциях, проводимых IBM, начались разговоры о «многомерных кубах». Сегодня же под аналитикой данных подразумеваются моделирование и прогнозирование результатов, когнитивная аналитика. Даже сложная аналитика уже по карману компаниям любого уровня – оборудование и датчики стремительно дешевеют, огромное количество данных доступно для анализа и более «тонкой» настройки бизнес-решений.

Вместо привычной панельной сессии докладов организаторы форума решили провести панельную дискуссию на тему «Конкуренция будущего – это война алгоритмов и искусственного интеллекта?» Эксперты обсудили технологии «экономики 4.0», главным отличием которой от предыдущих технологических революций стала полная интеграция «киберфизических систем» в бизнес-процессы предприятий и жизнь людей.

Игорь Липсиц, доктор экономических наук, профессор, НИУ Высшая Школа Экономики, и Андрей Филатов, генеральный директор IBM Россия

Игорь Липсиц, доктор экономических наук, профессор, НИУ Высшая Школа Экономики, и Андрей Филатов, генеральный директор IBM Россия

Первым взял слово профессор Игорь Липсиц из НИУ Высшая школа экономики. Он «без раскачки» ошарашил аудиторию сообщением о том, что сегодня трендом номер один становится резкое замедление темпа инноваций. В доказательство этого заявления профессор Липсиц продемонстрировал «кривую Хюбнера», отмечающую темп инноваций с 1455 г. (т. е. с эпохи Возрождения) и полученную методом наименьших квадратов для модифицированного Гауссова распределения данных. Итак, инноваций создается (на душу населения Земли) все меньше, а стоят они все дороже. Удельная стоимость инноваций растет, и окупать их становится все труднее. Кроме того, из «кривой Хюбнера» следует, что все большая часть населения нашей планеты вносит  все меньший вклад в развитие науки и техники. Высшая точка подъема «кривой» пришлась на 1873 г. – с тех пор темп инноваций падает, причем скорость падения возрастает, так что к 2100 г. человечество может по этому показателю скатиться до уровня рабовладельческой эпохи.

Основной вклад в инновации сейчас вносят немногочисленные страны-«концентраторы», в число которых Россия, к сожалению, уже не входит, в отличие от тех же Китая и Кореи. Отток мозгов в страны-«концентраторы» будет увеличиваться и дальше, что позволит этим странам наращивать свои конкурентные преимущества.

Второй интересный тренд на мировом рынке связан с появлением так называемых нулевых маржинальных издержек. Речь идет, например, о цифровых копиях ПО, которые сегодня продаются по сети Интернет. Скажем, издержки цифровой копии Windows для корпорации Microsoft равны 0, да и у цифровой копии фильма, которую абонент просматривает в формате потокового видео на сайте, они тоже равны 0. Таким образом, параллельно с привычным физическим миром рождается цифровой, который живет по своим законам, нарушающим привычные экономические положения.

Третий тренд логично вытекает из второго – это возникновение «фрикономики», т. е. стремления пользователей потреблять в Интернете «бесплатные» товары и услуги. В самом деле, если маржинальные издержки корпораций равны 0, почему пользователи должны оплачивать этот самый «0»? Отсюда рождаются теории, отвергающие авторское право и требующие бесплатного распространения программного обеспечения, произведений искусства (музыки, фильмов и пр.).

Наконец, четвертый тренд связан с появлением 3D-технологий, которые со временем кардинально изменят рынки. Так, Игорь Липсиц отметил, что тот же Walmart  рассматривает возможность установки 3D-принтеров в подсобных помещениях своих гипермаркетов, чтобы не поставлять некоторые виды товаров, а производить их на месте. Разумеется, пока это все ограничивается отсутствием возможности широкого тиражирования, но технологии не стоят на месте. Более того, уже сегодня в США и Европе создаются совершенно новые виды цифровых услуг, когда домашний владелец 3D-принтера в Интернете покупает разработанную для него цифровую модель, загружает ее в принтер и получает требуемый ему продукт. Таким образом, человек оплачивает не физический товар, а лишь его цифровую схематику, которую он потом может тиражировать на своем принтере. Все это уничтожает массу логистических издержек и т. д.

Андрей Филатов, генеральный директор IBM Россия, вступил в дискуссию с профессором Липсицом, отметив, что предложенное им разделение мира на страны-«концентраторы» и страны-«доноры», в которые по этой схеме входит и Россия, не соответствует реалиям, поскольку мир глобализируется быстрее любой описывающей его теории. Как отметил Андрей Филатов, в IBM трудятся люди из разных стран, и для него, например, сегодня нет никакой проблемы при взаимодействии с украинскими коллегами. Более того, господин Филатов даже в шутку заявил, что сегодня у них нет русских или американцев, а имеется некая новая нация – «айбиэмщики», которая работает на благо прогресса во всех странах.

Затем генеральный директор IBM Россия вернулся к центральной теме дискуссии и привел в качестве новой модели поведения на рынке компанию Uber, которая не просто «отъела кусок рынка у конкурентов», а создала свой новый рынок. Андрей Филатов отметил один важный момент, который критики Uber обычно упускают из виду, – эта компания «пересадила американцев с личных автомобилей на такси», совершив такой переворот в жизни людей, который сопоставим по своим масштабам с появлением в начале XX в. дешевых автомобилей «Форд». Сегодня в Нью-Йорке можно заказать через Интернет такси Uber, а подъедет к вам обычный желтый городской автомобиль –  водители обычных таксомоторов уже поняли, что они вылетят в трубу со своей старой моделью работы, поэтому сами ставят на свои смартфоны приложение Uber и начинают работать по новой схеме. Отвечая на вопрос из зала об убытке в 4 млрд долл. компании Uber, Андрей Филатов отметил, что этот показатель на самом деле не говорит об ее провале – просто Uber сегодня вкладывает колоссальные деньги в закупку новых автомобилей (крупнейший за мировую историю заказ на 100 тыс. «Мерседесов» S-класса), что отражается на финансовых показателях. Гендиректор IBM Россия напомнил о том, что знаменитая компания Amazon вообще не показывала прибыли первые 15 лет своего существования и только сейчас доросла до финансовой отдачи. Uber вкладывается в будущее и захват рынков, поэтому инвесторы не обращают внимания на убыток в 4 млрд долл. и продолжают скупать акции этой компании.

Андрей Филатов подчеркнул, что сегодня ключевым фактором успеха для компаний становится время реакции на изменения на рынке. И вот здесь на помощь им приходят когнитивные технологии, такие как IBM Watson. Причем рыночные «акулы капитализма» уже поняли все преимущества использования ИТ. Так, по данным исследования C-Suite, 96% страховщиков и 94% ритейлеров планируют инвестировать в когнитивные возможности. Далее, 84% руководителей в сфере здравоохранения считают когнитивные вычисления прорывными для их отрасли. 89% руководителей телекоммуникационных корпораций считают, что новые когнитивные технологии критическим образом скажутся на будущем их бизнеса.

Андрей Запатрин, сертифицированный консультант, Институт Адизеса в России

Андрей Запатрин, сертифицированный консультант, Институт Адизеса в России

Завершал панельную дискуссию Андрей Запатрин, сертифицированный консультант Института Адизеса (Adizes) в России. Он более подробно рассказал о проблеме совместимости гибкости компании с управляемостью. Так, участникам форума была предложена достаточно простая формула успеха, в которой в качестве числителя фигурировала внешняя интеграция (потребности рынка – способности компании), а знаменателем выступала внутренняя дезинтеграция (взаимное неуважение – взаимное недоверие). Естественно, что для развития успеха необходимо уменьшать знаменатель дроби – внутреннюю дезинтеграцию.

Андрей Запатрин отметил, что у китайцев один и тот же иероглиф обозначает и проблему, и возможность. Именно с этих позиций он и предлагает рассматривать любые изменения, необходимые компании для соответствия новым рыночным реалиям. Для уменьшения внутренней дезинтеграции нужно в процессе принятия решения по изменениям максимально привлекать к обсуждению сотрудников, т. е. в период выработки решения компания должна следовать демократической модели. Но затем, когда решение принято, менеджмент должен переходить к «диктатуре», обеспечивающей реализацию решения. Таким образом достигаются гибкость при выработке решений и предсказуемость при их дальнейшей реализации.

После выступлений основных спикеров к дискуссии присоединилась и аудитория форума, высказав несколько интересных замечаний по поводу того, как развитие 3D-принтеров будет оказывать влияние на экономику будущего. Особо хотелось отметить одно очень важное высказывание профессора Игоря Липсица, которое касалось крупных западных корпораций. Сегодня многие эксперты в США признают, что их классическая корпоративная структура с каждым годом становится все менее эффективной, а значит, и менее привлекательной для инвесторов. Поэтому на Западе идет активный поиск новых моделей экономического развития, в частности, рассматриваются «гибридные» корпорации, включающие в себя сетевые сообщества. Правда, давать какие-то более конкретные предсказания в этой области профессор не стал.

 








 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика