Спутники связи России – программа развития до 2025 года

Брыксенков
Андрей Брыксенков, председатель консорциума «Цифровая радиовещательная технологическая платформа» (ЦРТП)

В настоящем материале читателям журнала Connect предлагается ознакомиться с основными положениями концепции Целевой программы по развитию орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения на период 2017–2025 гг. Здесь также рассмотрены возможности интеграции Целевой программы с общей Федеральной космической программой России на 2016–2025 гг. и проанализированы основные положения и идеи проекта концепции, инновации и потенциал развития индустрии спутниковой связи в России. В завершение приводится обзор ближайших планов спутниковой отрасли.

В соответствии с документом «Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ № Пр-906 от 19.04.2013 г.) ключевыми положениями государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности являются:

  • гарантированный доступ России в космос со своей территории, обеспечение решения задач по использованию космических средств в интересах развития социально-экономической сферы и науки;
  • создание информационных полей, обеспечивающих на всей территории страны непрерывную связь, телерадиовещание, навигацию, оперативное получение данных наблюдения Земли и атмосферы из космоса;
  • получение научных данных о космосе, Земле и других небесных телах в целях развития фундаментальной науки, достижения и поддержания лидирующих позиций на наиболее значимых ее направлениях, в том числе в исследовании Луны, Марса, других тел Солнечной системы, для поиска внеземной жизни, использования внеземных ресурсов, познания механизмов образования, развития Земли и эволюции ее климата, для выявления опасных для земной цивилизации угроз из космоса и подготовки мер по их парированию;
  • становление и развитие коммерческого сектора отечественной космической деятельности.

Для решения указанных задач разрабатывается ряд программ. Так, в настоящее время Федеральная целевая программа «Развитие орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на высокоэллиптической орбите, для решения задач обеспечения безопасности, государственного управления и развития экономики РФ на период 2017–2025 гг.» (далее – ФЦП «Развитие орбитальной группировки») уже находится на начальной стадии проработки. Федеральное агентство связи («Россвязь») согласовывает ее с Минкомсвязью, Минэкономразвития и другими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), которые являются потенциальными пользователями услуг спутниковой связи.

Концепция ФЦП

ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) – подведомственная организация «Россвязи» – разработало проект Концепции ФЦП «Развитие орбитальной группировки». Целью этой работы являлось повышение эффективности государственных и специальных информационных систем, созданных на базе орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения.

Были предложены решения по использованию орбитальной группировки ГП КС и наземной технологической инфраструктуры в интересах ФОИВ (по исходным данным заказчика). Социально-экономические и технико-экономические обоснования также должны включать расчеты по определению предельных размеров расходных обязательств Российской Федерации по направлениям расходования бюджетных средств.

В проекте Концепции ФЦП «Развитие орбитальной группировки» были обозначены следующие главные задачи, которые необходимо решить:

  • анализ потребностей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в услугах связи и вещания, которые могут быть обеспечены с использованием орбитальной группировки космических аппаратов ФГУП «Космическая связь»;
  • оценка целесообразности и обоснованности развития орбитальной группировки космических аппаратов ФГУП «Космическая связь» для решения приоритетных задач безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обоснование необходимости использования программно-целевого метода для решения задачи развития орбитальной группировки космических аппаратов ФГУП «Космическая связь»;
  • определение сроков и возможных объемов финансирования ФЦП «Развитие орбитальной группировки».

Основными целевыми индикаторами являются:

  • удовлетворение потребностей в услугах фиксированной спутниковой связи федеральных и региональных государственных органов, силовых министерств и ведомств на 100%;
  • обеспечение получения информации о чрезвычайных ситуациях для населения РФ средствами спутниковых технологий на 100%;
  • обеспечение получения услуг широкополосного доступа, телефонии, радио- и телевещания средствами спутниковых технологий для населения РФ на 100%;
  • охват всей территории Российской Федерации, в том числе северных регионов страны, включая Арктический регион, связью и вещанием на 100%.

В рамках ФЦП «Развитие орбитальной группировки» ГП КС намерена провести исследование, посвященное тому, какие спутники и в каких регионах страны более востребованы – тяжелые (по 70 и более транспондеров) или легкие (по 15–20 транспондеров).

Определенные сложности при подготовке ФЦП «Развитие орбитальной группировки» вызывают получение планов развития деятельности ФОИВ и всех хозяйствующих субъектов, выделение общих показателей деятельности в пространстве и времени, а также получение данных о создании информационных систем федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов. Этот вопрос особенно актуален для АЗРФ, где отсутствие рыночных механизмов формирования информационных ресурсов обусловливает директивный (государственный) характер технической политики при создании систем наблюдения и связи.

Планы по предоставлению телекоммуникационных услуг

ГП КС планирует интенсивно увеличивать объем предоставления телекоммуникационных услуг на геостационарной орбите (ГСО), разместив заказы на производство семи новых космических аппаратов (КА). При этом основное внимание будет уделено развитию новых услуг связи, повышению их доступности и надежности.

В последние годы специалисты проявляют большой интерес к Ка-диапазону (от 26,5 до 40 ГГц) для внедрения услуг спутникового широкополосного доступа (ШПД) в Интернет. Сервис высокоскоростной передачи данных через отечественные космические аппараты ГП КС в Ка-диапазоне впервые стал доступен в России на территории Дальнего Востока и Сибири с апреля 2015 г. Услугами доступа в Интернет на скорости 6–10 Мбит/с могут воспользоваться 200 тыс. абонентов. В начале следующего года зона обслуживания спутников дополнится Центральным и Южно-Уральским регионами.

К 2025 г. общий объем орбитально-частотного ресурса Kа- и С-диапазонов (от 4 до 8 ГГц) планируется увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2015 г. Пропускная способность Ка-диапазона составит 32 Гбит/с. Кроме того, планируется создание группировки из четырех спутников «Экспресс-РВ» на высокоэллиптической орбите (ВЭО) «Тундра» для внедрения перспективных услуг подвижной спутниковой связи на территории АЗРФ. По предварительным оценкам, для реализации программы и создания 11 космических аппаратов потребуется привлечение финансирования в размере 276 млрд руб.

Если семь космических аппаратов на ГСО планируется построить из собственных и привлеченных кредитных средств, то космические аппараты на ВЭО потребуют бюджетного финансирования. Минкомсвязь запросило у Правительства РФ 50 млрд руб. на создание спутниковой группировки. Еще примерно 15 млрд руб. необходимо на наземную инфраструктуру.

Интеграция с ФКП-2025

Планируется, что ФЦП «Развитие орбитальной группировки» позволит синхронизировать долгосрочную программу развития всей государственной спутниковой группировки гражданского назначения с новой Федеральной космической программой России на 2016–2025 гг.

Разработка ФКП-2025 проводится во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № СИ-П7-2125 и в соответствии с «Планом мероприятий Федерального космического агентства по разработке проекта Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы», утвержденным руководителем Федерального космического агентства 15 ноября 2012 г.

Для более успешного выполнения программ ГП КС подписало с Объединенной ракетно-космической корпорацией (ОРКК) соглашение о сотрудничестве, предусматривающее внедрение принципа единого исполнителя при реализации комплексных проектов создания, запусков и сдачи на рабочей орбите гражданских спутников связи и вещания. Обе организации считают эту работу перспективной с учетом необходимости повышения качества и конкурентоспособности российской космической техники и спутниковых услуг, в том числе в условиях экономических ограничений и необходимости решения задач импортозамещения.

Следует отметить, что из-за глубокого кризиса 90-х гг. прошлого века отечественная электронная промышленность фактически утратила способность к разработке и изготовлению значительной части приборов и узлов. В настоящее время российская космическая отрасль по-прежнему не в состоянии изготавливать многие элементы КА на базе отечественных комплектующих.

Ближайшие и стратегические планы

Призывая рассмотреть проект ФКП-2025, глава государства 12 ноября 2015 г. на совещании по развитию космической отрасли до 2025 г. сказал: «Сейчас необходимо поддержать сформированные заделы, обеспечить дальнейшее развитие космической отрасли, освоение новых направлений космонавтики. Нужно исходить из реальных возможностей государства, определить проекты, которые требуют первоочередного финансирования, и те программы, которые можно отнести на более отдаленную перспективу».

При подготовке материалов Концепции ФКП-2025 предполагается рассмотреть следующие варианты решения проблемы создания и развития космических средств в целях удовлетворения потребностей социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества.

  1. Первый вариант (умеренный), в ресурсное обеспечение которого закладываются результаты предварительной оценки расходов федерального бюджета Минфина России на реализацию программы. Это вариант предполагает обеспечение поддержания развернутых и наращивание орбитальных группировок на основе серийных и разрабатываемых КА нового поколения для удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах на минимально необходимом уровне.
  2. Второй вариант (инновационный), в ресурсное обеспечение которого закладываются расходы, превышающие предварительную оценку расходов федерального бюджета Минфина России на реализацию программы. Инновационный вариант предполагает на основе развития производственных мощностей и внедрения на предприятиях ракетно-космической промышленности критически важных технологий ускоренный ввод в эксплуатацию космических комплексов и систем нового поколения, находящихся в завершающей стадии разработки, развертывание орбитальных группировок космических аппаратов для полного удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах, разработку и переход после 2020 г. к эксплуатации космических средств мирового уровня.

Учитывая экономическую ситуацию, более реальным представляется первый (умеренный) вариант. При принятии умеренного варианта маловероятно, что будут выделены достаточные средства из бюджета для развития систем КА, в том числе и 50 млрд руб. для системы КА «Экспресс-РВ» на ВЭО «Тундра». В этом случае выполнение целевого индикатора – «охват всей территории Российской Федерации, в том числе северных регионов страны, включая Арктический регион, связью и вещанием на 100%» – в части предоставления услуг подвижной спутниковой связи для северных регионов отодвигается на более поздний период.

Выводы

Очевидно, что в ближайшие годы в РФ будут развиваться в основном коммерчески привлекательные проекты систем КА за счет собственных и привлеченных кредитных средств ГП КС и других организаций.

Телекоммуникационные системы связи общего пользования на базе систем КА имеют двойное назначение, и создание систем только для общегражданских целей экономически нецелесообразно. Поэтому будет ставиться задача обеспечения единого информационного пространства при комплексном использовании телекоммуникационных систем и специализированных космических систем дистанционного зондирования Земли и связи.

Поделиться:
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку