Цифровое равенство для жителей Русского Севера

Буйдинов Евгений Владимирович, заместитель генерального директора по инновационному развитию ФГУП "Космическая связь"
Буйдинов Евгений Владимирович, заместитель генерального директора по инновационному развитию ФГУП “Космическая связь”

Два года назад журнал Connect опубликовал интервью с заместителем генерального директора по инновационному развитию ФГУП «Космическая связь» Евгением Буйдиновым. Наша беседа была посвящена вопросам, связанным с обеспечением спутниковой связи на территории Арктической зоны РФ. За прошедшие два года на государственном уровне было сделано многое, для того чтобы все наши граждане, проживающие на Севере России, не чувствовали своей оторванности от Большой земли. Поэтому сейчас, формируя подборку материалов для нашей темы номера, мы решили вновь обратиться к руководству ГП КС с просьбой рассказать о состоянии дел со спутниковой связью в АЗРФ и перспективах развития орбитальной спутниковой группировки на ближайшее время.

– Евгений Владимирович, прежде чем перейти непосредственно к теме нашей сегодняшней беседы, начнем с так называемой протокольной части. Расскажите, какие спутники связи были выведены на орбиту за прошедшие два года, каким «космическим флотом» располагает сегодня ГП КС.

– Спутниковая группировка ФГУП «Космическая связь» состоит сейчас из 12 космических аппаратов связи и непосредственного вещания, расположенных на геостационарной орбите в позициях от 14° з. д. до 140° в. д.

В 2014–2015 гг. ГП КС запустило и ввело в эксплуатацию шесть космических аппаратов: «Экспресс-АТ1», «Экспресс-АТ2», «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМ7» «Экспресс-АМ8». В конце текущего года планируется запуск еще одного космического аппарата – «Экспресс-АМУ1» в орбитальную позицию 36°. в. д.

– Каким операторам спутниковой связи, обслуживающим северные территории, вы предоставляете емкость КА? Какими спутниками связи формируется основная зона обслуживания Арктического региона?

– ГП КС на сегодняшний день предоставляет емкость своих спутников ОАО «Арктик Регион связь», ООО «Связьтелеком» (Чукотский автономный округ), Республиканскому центру инфокоммуникационных технологий (Якутия) и операторам «большой тройки» в северных регионах. Также мы строим и собственные сети связи.

Основная зона обслуживания VSAT-сетей ГП КС, покрывающих аАрктический регион России, формируется тремя космическими аппаратами: «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМ33», «Экспресс-АМ5». Эта зона уже охватывает всю территорию РФ и, что также очень важно, более 90% трассы Северного морского пути (СМП).

– Для людей, живущих в центральной полосе России и южных регионах, многие проблемы, с которыми сталкиваются северяне, просто непонятны. Не могли бы вы пояснить, в чем, собственно говоря, заключается особенность северных территорий России с точки зрения построения системы связи?

– Дело в том, что своеобразные географические (близость к полюсу) и тяжелые климатические особенности Арктической зоны Российской Федерации, а также, если говорить о социальных факторах, чрезвычайно низкая плотность населения не позволяют экономически эффективно развивать наземные сети (например, ВОЛС), которые без проблем решают вопросы связи в других регионах. Во многих случаях спутниковая и радиосвязь едва ли не единственная возможность обеспечить пользователей Арктического региона России современными телекоммуникационными сервисами, а, как несложно догадаться, эти виды связи являются достаточно дорогими решениями.

– Какие сервисы наиболее востребованы?

–В настоящее время среди самых востребованных видов телекоммуникационных услуг – широкополосный доступ (ШПД) к сети Интернет, телефония с использованием технологии VoIP, каналы связи для сотовых операторов, IPTV, передача данных (как правило, речь идет о высокоскоростной передаче) и видеоконференцсвязь, а также телемедицина.

– Перейдем теперь от общих тем к более конкретным проблемам, связанным с особенностями организации связи в АЗРФ. В частности, как сейчас обстоит дело с широкополосным доступом для труднодоступных станций?

– ГП КС сегодня предоставляет спутниковые каналы связи для структур «Росгидромета», «Национального парка Русская Арктика», «Российского центра освоения Арктики». При этом нам приходится решать ряд сложнейших технических и организационных задач. Прежде всего, я бы обратил внимание на следующие проблемы: малые углы места (до 0,4° ) в направлении на спутник; сезонность при выполнении строительно-монтажных работ; удаленность и труднодоступность объектов, сложная и дорогая логистика; оператору спутниковой связи зачастую трудно бывает организовать онлайн техническую поддержку; чрезвычайно сложная климатическая обстановка, крайняя ограниченность в источниках электроэнергии; отсутствие квалифицированного персонала на объекте; проблемы с электроснабжением; низкая платежеспособность клиентов и заказчиков услуг связи.

С учетом полученного опыта ГП КС разработало типовой унифицированный комплект спутниковой станции и периферийного оборудования для установки на труднодоступных станциях, обеспечивающих полный спектр современных телекоммуникационных услуг спутниковой связи. Такой комплект оборудования размещен на самой высокоширотной станции, расположенной на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа) на широте 80,8° с. ш. на границе зоны обслуживания КА.

– Евгений Владимирович, до сих пор вы говорили о стационарных точках связи, но спутниковой связью на Севере обеспечиваются и мобильные объекты. Хотелось бы узнать, как обстоят дела с предоставлением современных услуг связи на судах.

Это весьма актуальная тема, которая заслуживает отдельного обстоятельного разговора, но я постараюсь обозначить хотя бы самые важные моменты.

Итак, начнем с того, что экспериментальный рейс НЭС «Михаил Сомов», подтвердивший возможность работы морской широкополосной спутниковой связи в сети VSAT ГП КС, состоялся еще 29 июля 2012 г. Тогда судно вышло из порта г. Архангельск и двигалось по Северному морскому пути с заходом на Новую Землю, Землю Франца Иосифа, Северную Землю и Новосибирские острова, поднималось до 80° с. ш. После этого в 2013 г. ФГБУ «Северное УГМС» «Росгидромета» оснастило аналогичными системами еще два своих научно-исследовательских судна.

Для судов, работающих в акватории Северного морского пути, критически важно в режиме онлайн получение актуальных данных карт ледовой обстановки, обновления программного обеспечения научного оборудования, метеоданных, прием ТВ-программ. Для экипажей и пассажиров судов сейчас предоставляются услуги доступа в Интернет по протоколу Wi-Fi, а в 2015 г. на одном из НИС «Росгидромета» проведен эксперимент, подтвердивший техническую возможность предоставления услуг и в стандарте GSM.

Зона обслуживания морской сети формируется тремя космическими аппаратами ГП КС: «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМ33» и «Экспресс-АМ5». На сегодняшний день она уже покрывает более 90% протяженности Северного морского пути, как уже было отмечено.

Сегодня в морской VSAT-сети ГП КС обслуживается уже более 50 судов, работающих в акваториях Балтийского, Берингова, Охотского и Японского морей, а также на Северном морском пути. Из них в Арктике активную работу ведут шесть судов. Это дизельный ледокол «Капитан Драницын» ФГУП «Росморпорт», НЭС «Академик Трешников» ФГБУ ААНИИ «Росгидромета», атомный ледокол «Ямал», ОАО «Атомфлот», научно-исследовательские суда ФГБУ «Северное УГМС» «Росгидромета» – «Иван Петров», «Профессор Молчанов» и «Михаил Сомов».

На всех судах ГП КС совместно с партнерами организовало поставку и монтаж необходимого комплекта оборудования, позволяющего предоставлять услуги широкополосного доступа с пропускной способностью до 5 Мбит/с.

– Что сейчас сдерживает развитие спутниковых технологий связи в морском сегменте?

– На момент распада СССР весь отечественный научно-исследовательский флот насчитывал около 300 судов различного класса, а на сегодняшний день в составе различных министерств и ведомств осталось примерно 80 НИС. Половина из них длительное время вообще не используется по своему прямому назначению, очень небольшое количество имеют ледовый класс, позволяющий работать в арктических широтах.

На мой взгляд, основными сдерживающими факторами развития технологии VSAT в морском сегменте являются высокая стоимость оборудования, устанавливаемого на судно, и отсутствие доступных отечественных решений в данном секторе. Кроме того, научный флот относится в основном к бюджетным организациям, и, как правило, денежные средства на модернизацию оборудования связи, а также на оплату телекоммуникационных сервисов предусматриваются в недостаточных объемах. При этом стоимость фрахта судна составляет в сутки от 30 до 90 тыс. долл. – в зависимости от класса судна, а ежемесячные расходы на спутниковый канал связи – на уровне 65–130 тыс. руб.

– Эксперты по Русскому Северу в последнее время часто упоминают Шпицберген в качестве удачного примера решения проблем спутниковой связи. Не могли бы вы прокомментировать, что конкретно было сделано на этом отдаленном архипелаге?

– С 2002 г. ГП КС оказывает услуги спутниковой связи на архипелаге Шпицберген в поселке Баренцбург. В соответствии с Федеральной целевой программой «Мировой океан» (подпрограмма «Освоение и использование Арктики», Программное мероприятие «Строительство объектов инфраструктуры связи на архипелаге Шпицберген») были выполнены работы по строительству двух земных станций спутниковой связи (ЗССС) С-диапазона и мультисервисной сети поселка по технологии GPON (Gigabit-capable Passive Optical Networks – технология пассивных оптических сетей. – Прим. ред.) с 476 точками доступа.

Далее была смонтирована система формирования и распределения телевидения на 35 ТВ- и радиопрограмм. Построены сегмент сотовой сети связи на 1000 абонентов стандарта GSM-900, а также новые инженерные системы и линии связи.

При строительстве телекоммуникационной инфраструктуры, в силу географической расположенности поселка Баренцбург (78° 04″ с. ш.), у нас возникла необходимость в размещении спутниковых станций на преобладающей возвышенности (261 м). В результате был проведен большой объем инженерных работ по строительству фундаментов, сооружений связи, ВОЛС и инженерных сетей. При этом все строительные материалы, включая песок и щебень, доставлялись на Шпицберген с материка – можете себе представить, насколько трудоемким был проект.

– Евгений Владимирович, в последнее время в экспертном сообществе обсуждается возможность перехода на высокоэллиптические орбиты. Какие преимущества есть у нового решения? Насколько целесообразны инвестиции в столь дорогостоящий космический проект?

– Давайте по порядку. Начнем с того, что предоставление телекоммуникационных сервисов с использованием космических аппаратов на геостационарной и высокоэллиптической орбитах (ГСО и ВЭО) имеет свои недостатки и преимущества.

Если говорить о недостатках ГСО, то это, прежде всего, ограниченная зона уверенного обслуживания до 76° с. ш. (ограничена низкими углами места в направлении на спутник). К преимуществам ГСО можно отнести отработанную технологию и относительно низкую себестоимость организации спутниковых каналов связи, а также доступность и широкий выбор, в том числе и отечественного абонентского оборудования (что особенно важно в современных условиях).

Один из ключевых недостатков системы связи с аппаратами на ВЭО – более высокая себестоимость услуг связи, обусловленная тем, что каждый из четырех спутников орбитальной группировки задействуется для предоставления услуг связи лишь в течение 6 часов в сутки.

Однако системы связи с КА на ВЭО имеют и неоспоримые преимущества. В зону их обслуживания входит вся территория Российской Федерации, включая ее Арктический регион. Углы места работы земных станций составляют от 40 до 90° , что позволяет создать систему связи с подвижными объектами на всей территории РФ, обеспечивающую работу даже в плотной городской застройке.

В случае реализации системы связи на ВЭО у нас появится возможность предоставлять следующие услуги для подвижных и стационарных объектов на всей территории РФ: непосредственное спутниковое цифровое многопрограммное звуковое вещание и малоформатное телевещание; интерактивное многопрограммное цифровое спутниковое телевещание и радиовещание; высокоскоростной доступ к сети Интернет; передача данных, включая передачу экстренных вызовов и мониторинговой информации с подвижных и стационарных объектов.

 

– В завершение нашей беседы хотелось бы задать вопрос, который волнует многих пользователей различных видов связи. Каким образом можно решить проблему цифрового неравенства, о которой уже не первый год говорят в России?

– Это опять вопрос, достойный отдельного обстоятельного разговора, но если быть предельно лаконичным, то я бы ответил на него так. Решение проблемы сокращения цифрового неравенства и формирования единого информационного пространства на всей территории РФ и особенно в Арктической зоне возможно только с применением комплексных решений на базе спутников на геостационарной и высокоэллиптической орбитах, а также при непосредственной государственной поддержке потенциальных пользователей услуг связи в Арктической зоне РФ.

Поделиться:
Спецпроект

ИТАПК – впервые в режиме онлайн

Подробнее
Спецпроект

Форум «ИТОПК-2020» оценил потенциал господдержки

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку