Искусство диалогов «Сбербанка»

«Сбербанк» провел в Москве вторую конференцию под названием Sberbank Data Science Journey, которая посвящена технологиям искусственного интеллекта. В этом году была выбрана тема диалоговых технологий, которые позволяют информационной системе взаимодействовать с человеком на естественном языке. Технологии такого типа уже достаточно хорошо проработаны и используются в быту, например, на уровне голосовых помощников, в частности, Cortana и Siri. Для улучшения их характеристик можно использовать элементы искусственного интеллекта, точнее, популярные в последнее время алгоритмы глубокого машинного обучения, построенного на математических алгоритмах нейросетей.

На конференции выступил Найт Кушман, исследователь кембриджской лаборатории Microsoft Research Lab, который рассказал о технологии генерации диалога в Cortana. Он отметил, что диалоговая система предполагает наличие модуля понимания речи или текста (NLU), который выделяет во входной последовательности тематику, намерения человека и связанные с ним ключевые слова или объекты. Эти данные поступают в модуль управления контекстом (DM), собирающий сведения о предыстории запросов от конкретного пользователя и выбирает необходимое действие, которое уже передается в модуль генерации ответа (NLG). Система способна работать и без использования нейросетей: распознавание может происходить по ключевым словам, ответное действие – по заранее установленным правилам, а генерация ответа – по шаблонам. Именно так устроены диалоговые системы предыдущего поколения. Сейчас  во все элементы системы встраиваются в нейросети, обеспечивающие перенастройку ответов и всего диалога под изменяющуюся обстановку.

В системе Cortana предусмотрено несколько сценариев реагирования на запросы пользователей: техническая поддержка (все-таки Cortana встроена в Windows), взаимодействие со специалистом, ответы на вопросы и веб-поиск. Распознанные сущности передаются из NLU в каждый из этих модулей, и все они предлагают свои варианты ответа, выбор из которых выполняет уже менеджер диалога DM. Понятно, что четыре существующих модуля не единственные – любая компания может написать свой модуль, который может быть встроен в систему, и Cortana будет их воспроизводить. Но для этого предполагается наличие специального API, который, как обещал Найт Кушман в ответ на вопрос журнала Connect, будет компанией со временем открыт.

Впрочем, аналогичную систему разрабатывают и в МФТИ. Проект iPavlov.ai» стартовал в июне текущего года. Михаил Бурцев, заведующий Лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ, раскрыл подробности проекта, в результате которого планируется создать библиотеки для нейронных сетей и создания когнитивных архитектур под названием DeepPavlov, а также набор специально обученных нейронных сетей под конкретные предметные области для создания диалоговых сервисов – DeepReplay. Предполагается, что на базе этих компонент будут написаны диалоговая система «Сбербанка» и другие интеллектуальные приложения. В архитектуре предусмотрены три типа приложений: целеориентированные (для получения сведений), системы типа «вопрос – ответ» и «болталки» с базовой лексикой.

Российские ученые предлагают использовать в диалоговых системах не совсем стандартные нейронные сети – со случайным «забыванием», построенные на основе теоремы Байеса. Об особенностях таких нейронных сетей рассказал заведующий лабораторией глубинного обучения и байесовских методов НИУ ВШЭ профессор-исследователь Дмитрий Ветров. Байесовская нейронная сеть за счет случайного забывания некоторых наименее используемых связей обучается быстрее, поскольку для восполнения пробелов «пробует» новые пути решения проблем. Она компактнее по объему и эффективнее реагирует на нестандартное поведение. Предполагается, что со временем именно на таких байесоновских сетях  будут реализовываться алгоритмы с возможностью интерпретации полученного результата, чего не обеспечивают классические нейронные сети. Таким образом, российские разработки в области искусственного интеллекта диалоговых систем находятся на мировом уровне, а в некоторых вопросах даже продвинулись несколько дальше.

Валерий Коржов








 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика