От адаптации к развитию в новых условиях

О рисках и трендах в сфере ИТ-индустрии, отличиях цифровой эры, вызовах, перед которыми оказалась отрасль, шла речь на традиционной ежегодной встрече журналистов со старшим вице-президентом по информационным технологиям «Ростелекома» Кириллом Меньшовым. Прошлый год положил начало новой вехе (а возможно, эре), существенно изменяющей стратегическое планирование и формирование трендов. Первоочередного внимания, по мнению эксперта, заслуживают четыре направления: импортозамещение, информационная безопасность, финансы и дефицит кадров.

В последнее время приложения, сервисы в сфере ИТ появлялись настолько быстро, что предыдущие не успевали уйти. Тенденции не сменяют друг друга, а наслаиваются одна на другую и могут сосуществовать долго.

На разломе

В конце прошлого года заговорили о разломе достаточно целостного прежде технологического мира. На фоне санкций в отношении России ограничены поставки оборудования, решений и технологических инноваций. Это закладывает основу будущего мирового цифрового айтишного миропорядка, в котором технологии не будут столь доступны, как прежде, что сегментирует ИТ-сообщество.

Среди примет нового времени – ревизия мировых тенденций для создания отечественных решений взамен недоступных. Раньше в России можно было пробовать почти все, что предлагается в мире технологий, сейчас приходится фильтровать, чтобы использовать то, что, скорее всего, нам подойдет.

Актуальные мировые тренды не очень интересны в краткосрочной перспективе, но их необходимо понимать, чтобы создавать продукты в будущем. По словам Кирилла Меньшова, предстоит учиться следить за тенденциями на восточных рынках, прежде всего китайском, что непросто. Реализация программы импортонезависимости требует времени и ресурсов.

Четыре вызова

Баланс интересов российского ИТ-сообщества смещается в сторону четырех ключевых вызовов, актуальных для трансформации ИТ-функции в компаниях. Первый – ограничения технологического импорта. При этом эксперт отметил, что санкции сохранялись и ранее, крупные предприятия оценивали риски и готовились к импортозамещению. Несмотря на ограничения, почти все компании продолжают функционировать («тотально неготовых не было»). Однако одно дело быть готовым к продолжению деятельности, а другое – к сохранению темпов развития в новых условиях. Здесь недостаточно импортонезависимости, требуется замена западных решений на российские с точки зрения развития бизнеса.

Второй вызов для ИТ-отрасли – информационная безопасность. Массированная атака на российские ресурсы продолжается. Несмотря на прилагаемые отечественными компаниями усилия, без потерь не обошлось – известны случаи утечки данных. Развитие технологий приводит к цифровизации не только общества, бизнеса, но и преступности. На ИТ-, как и любой войне, соревнование средств защиты и нападения не прекращается. Информационная безопасность и впредь будет оставаться в фокусе внимания компаний, вынужденных совершенствовать инструменты безопасности.

ИТ-индустрия столкнулась с финансовыми трудностями. Расходы будут расти, прогнозирует эксперт. Это объясняется уровнем вовлеченности в решение задач в сфере ИБ, необходимостью импортозамещения работающих инструментов и повышенным спросом на отечественные решения и услуги.

Еще один вызов – кадровый. На фоне отъезда части ИТ-специалистов за пределы России и растущего спроса на персонал, необходимый для реализации крупных проектов, борьба за ИТ-таланты обостряется.

В сложившихся условиях возрастает актуальность технологических партнерств и совместных предприятий. Точкой приложения их усилий станет поиск верных решений и шагов для снижения затрат на идентичные технологии, причем на уровне не только группы компании, но и страны в целом.

 

Три группы трендов

На основе анализа научных публикаций, патентов с применением инструментов машинного обучения, опросов ИТ-директоров предприятий, аналитики компании Gartner в «Ростелекоме» выделили три крупные группы технологических трендов.

Первая – умные устройства и оборудование. Постепенно заменяются интеллектуальными устаревшие счетчики, датчики и т. п. С каждым годом количество таких устройств увеличивается, и в какой-то момент все вокруг окажется подключено к Интернету. По словам Кирилла Меньшова, «этот долгий путь может занять 10–15 лет, но это произойдет, мы это видим».

Стремительно развивается промышленный Интернет, особенно сейчас, в рамках перевооружения, его возможности используют все современные предприятия. Реализуются проекты умных регионов. Новинкой в этой группе технологий являются дроны и автопилоты.

Умные устройства используются для решения бытовых и производственных задач, что сопровождается развитием connectivity и распределенных вычислений. Такие устройства успешно справляются с ролью помощников в бизнес-процессах.

Вторая группа трендов – искусственный интеллект (ИИ). Обыватели привыкли к умным колонкам, ассистентам в смартфонах, голосовым роботам, которые каждая крупная компания использует для организации продажи своих продуктов, услуг, сбора обратной связи и т. д. Однако в данном направлении значительного прогресса в ближайшее время не прогнозируется.

Выяснилось, что человек с машиной общаться не хочет. В то же время ИИ-инструменты преуспели в руководстве людьми и управлении персоналом. Водителям такси, курьерам сервисов доставки, монтажникам (например, в «Ростелекоме» через приложение «Цифровой монтажник») задания рассылает не человек, выступающий в роли координатора. С такими обязанностями лучше справляются алгоритмы ИИ, с их помощью обрабатываются заявки, оптимизируются логистические маршруты и т. п. По словам эксперта, именно ИИ начинает управлять человеком в рамках его повседневной деятельности, и тренд набирает популярность: «Искусственный интеллект подкрался там, где его не ждали».

В сфере ИИ намечаются технологические прорывы, пусть пока на этапе демонстрации своих возможностей. Например, появилось множество алгоритмов, которые могут сгенерировать лицо человека в миллионах различных вариантов, картины художников в любом стиле, музыкальные композиции. Бизнес-применения у таких возможностей пока нет, но можно ждать больших изменений, как только будут предложены способы их коммерциализации.

«Эра данных» – такое название получила третья группа трендов. Перед компаниями стоит задача не просто собирать, а научиться обращаться с данными, понимая, что их невозможно полностью структурировать. Все больше данных переезжает в облака, поскольку хранить «у себя», как и систематизировать, становится все сложнее. Повышение доступности информации с началом очередного этапа развития сбора и анализа данных позволяет обеспечить внедрение концепции Data Driven, ориентируясь на единые стандарты управления данными.

Тенденции телеком-индустрии

В числе важнейших тенденций в телеком-индустрии были названы развитие сетей и оптимизация затрат, в частности, путем совместного использования операторами инфраструктуры и даже сетей.

На промышленных и производственных объектах появляется все больше частных сетей LTE, что требует тотальной цифровизации оборудования. Частные сети должны быть интегрированы в глобальную инфраструктуру. В мире стремительно расширяются зоны покрытия сетями 5G. В нашей стране вопрос с частотным ресурсом решен так, что операторам трудно развиваться в этой сфере темпами, сопоставимыми с мировыми. Однако сети – это не только оборудование, передача данных, но и протоколы взаимодействия, функции, сервисы, которые можно использовать на базе имеющихся сетей.

Актуален вопрос интеграции телеком- и городской инфраструктуры. Вышки уступили место мачтам с оборудованием, есть примеры их интеграции с уличным освещением, остановками, базовые станции постепенно вписываются в городской ландшафт.

Каждое следующее поколение мобильной связи стоит дороже предыдущего, а тарифы на сотовую связь скорее снижаются, а не растут, если оценивать с учетом уровня инфляции и стоимости оборудования, отметил представитель «Ростелекома». Расходы операторов по всему миру на строительство собственных сетей увеличиваются, иногда такие проекты становятся невозможными по финансовым причинам. Неслучайно наметился тренд на создание несколькими операторами единой сети и ее совместное использование.

В сегменте клиентских технологий компании предпочитают адресную работу, предиктивное прогнозирование активности клиентов, их сегментирование, выявление трендов, чтобы оптимизировать затраты на обслуживание.

Непрекращающаяся борьба за лояльность продиктована тем, что по-прежнему дешевле удерживать клиентов, чем привлекать новых. Изучение потребителя услуг, использование новых каналов взаимодействия способствуют формированию лучшего клиентского опыта. Эксперт отметил тенденции формирования экосистем с набором лайфстайл-сервисов, создания партнерских продуктов и расширение их линеек (например, как у «Ростелекома» с «Теле2»), использование информационно-развлекательных ресурсов. Немало усилий прилагают операторы и для повышения узнаваемости бренда.

В поисках баланса

При анализе мировых трендов в «Ростелекоме» выделяют следующие ключевые направления: отраслевые облачные решения, платформа разработки, адаптивный ИИ. Все большее значение будут приобретать цифровые экосистемы, а ценность беспроводной связи будет нарастать.

В изменившихся макроэкономических условиях компании вынуждены не просто адаптироваться, но и как можно быстрее перестроить свою работу, научиться управлять рисками, в частности, с использованием инструментов искусственного интеллекта.

Отечественная ИТ-индустрия развивается под знаком импортозамещения в условиях действия сдерживающих факторов, обусловленных кадровым голодом и финансовым дефицитом. При этом количество задач, требующих первоочередного решения, будет увеличиваться.

Технологический мир в целом перестает быть глобальным – дают о себе знать ограничения, которые вводятся не только против России, но и других стран.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку