Телеком-2015: голос умер, да здравствуют данные!

На XI Международном форуме «Телеком 2015», организованном и проведенном газетой «Ведомости» в Москве, высокопоставленные представители телекоммуникационных компаний сравнивали кризис настоящий с минувшими, благополучно пережитыми потрясениями, обсуждали тренды развития отрасли, вопросы регулирования и через одного сетовали на несомненно трудные времена.

Сейчас многое, как всегда, зависит от действий государства как регулятора экономических взаимоотношений. Из выступлений спикеров следовало, что российский бизнес традиционно опасается действий регулятора и склонен видеть помощь государства по большому счету в том, чтобы оно не мешало бизнесу, воздержалось «от решений, которые потребовали бы существенных дополнительных инвестиций в инфраструктуру». Неудивительно, что самым ожидаемым, как почти всегда на подобных мероприятиях, был доклад представителя Министерства связи и массовых коммуникаций, которое на этот раз представлял Михаил Быковский, заместитель директора Департамента регулирования радиочастот и сетей связи.

В начале своего выступления Михаил Быковский обозначил три стратегических направления работы министерства – повышение качества связи, развитие конкуренции и надзор исходя из концепции минимизации запретительных норм. Свое выступление спикер начал с отчета о проделанной работе. В контексте более эффективного использования радиочастотного спектра Михаил Быковский упомянул новый расчет платы за его использование, способствующий, по его оценке, улучшению качества связи и увеличению покрытия, а также введение принципа технологической нейтральности (по данным Минкомсвязи, 39 лицензий в 77 субъектах РФ уже переоформлены). В плане более эффективного использования инфраструктуры положительным моментом является разрешение операторам совместно использовать одну базовую станцию, что уже практикуют операторы, подчеркнул Михаил Быковский. Он напомнил также, что с начала этого года введен 100%-ный уведомительный порядок ввода сетей связи в эксплуатацию, и перешел к планам.

В планах министерства – продолжить работу по упрощению доступа операторов связи к государственной и муниципальной собственности, но есть проблема – необходимо определиться с перечнем объектов, к которым операторы хотят получить доступ (например, к объектам Минобороны доступ не всегда возможен). В этом контексте положительный пример показала Москва, но чтобы тиражировать московский опыт на страну, требуется больше времени, подчеркнул докладчик.

Болезненным вопросом для рынка, его дальнейшего развития и решения проблемы последней мили является доступ к многоквартирным домам – это не раз прозвучало в выступлениях на форуме. Основная проблема, констатировал Михаил Быковский, – большое количество собственников. Оператор должен согласовать заход в дом с 2/3 собственников, что на практике нереально, признал представитель Минкомсвязи, поэтому операторы заходят в дом, по его выражению, «явочным порядком», т. е. без полученного от жильцов разрешения и фактически незаконно. Ситуация одинаковая по всей стране: все операторы в многоквартирных домах сегодня находятся на птичьих правах, в любой момент их могут оттуда попросить, подчеркнул Михаил Быковский. В целях разрешения ситуации разработан соответствующий законопроект, который сейчас дорабатывается. Основной проблемой было право частной собственности, которое, являясь основой развития современной экономики, в данном случае становится преградой для бизнеса. После проведенного исследования выяснилось, что юридически удается решить эту проблему в случае капремонта дома. Если в течение года жильцы не принимают решение о выборе компании, которая будет осуществлять капремонт, это имеет право сделать управляющая компания, руководствуясь соображениями безопасности проживания в доме. Разработчики законопроекта исходят из того, что сети связи сегодня стали одной из базовых, жизненно важных услуг, таких же, как вода, электричество, газ. Сети связи обеспечивают доступ к информации, телевидению, Интернету, через них осуществляется оповещение о чрезвычайных ситуациях. И если жильцы в течение года не решают вопрос выбора оператора связи, которого они допускают в дом, за них это право получает муниципалитет – провести конкурс, выбрать оператора. Причем первый договор, подписанный между управляющей компанией, которая представляет жильцов многоквартирного дома, и оператором, становится публичным. Это означает, что другие операторы получают право входить в этот дом на тех же условиях. Упомянул в своем выступлении Михаил Быковский и другую законодательную инициативу Минкомсвязи – необходимость внесения поправок в СНИП. Основная цель поправок: чтобы существовали юридические нормы, обязывающие проектировщиков еще на этапе проектирования дома предусматривать необходимость размещения современного телекоммуникационного оборудования. До конца года работу по обоим законодательным проектам планируется завершить, отметил Михаил Быковский.

Отвечая на запросы, прозвучавшие во время обсуждения универсальной услуги связи (УУС), представитель регулятора констатировал следующее положение дел. Все средства фонда УУС, за исключением тех, которые тратятся на поддержание базы данных номеров, будут переданы государственному подрядчику, который на эти деньги покроет ВОЛС города с населением 250–-500 жителей и на эти же средства будет поддерживать существующую таксофонную инфраструктуру.

О конкуренции: признав, что тарифы на услуги связи и так уже являются низкими (в сравнении с европейскими), Михаил Быковский согласился, что дальше за счет снижения тарифов конкурировать не получится. По его мнению, полем для конкуренции в будущем станет качество связи, измеряемое в каждой конкретной точке местности. И еще один момент, на котором в заключение своего выступления зафиксировал внимание участников форума представитель Минкомсвязи: в скором времени должна стать общепринятой практика, когда операторы мобильной связи уведомляют своих абонентов об изменении тарифов SMS-сообщением, а не просто публикацией новых тарифов на сайте.

Выступление представителя Минкомсвязи было важным, но, разумеется, не единственно интересным. Характерно, что в выступлениях порой звучали почти трагические констатации типа «фиксированная связь – мертвая услуга», что основной и чуть ли не единственный растущий сервис – передача данных и что «голос умер». Последнее звучит особенно печально. Времена для связных операторов в части передачи голоса и вправду, видимо, наступили трудные. Так, оператор связи, услугами которого давно пользуется, как принято говорить, автор сих строк, в последний год не перестает удивлять. То нетривиально трактует подключенные дополнительные опции в части национального роуминга (разумеется, в свою пользу), то при положительном остатке на балансе требует погашения якобы имеющейся задолженности в указанный срок с угрозой блокировки номера. И возможно, самое неприятное для избалованного навязчивым сервисом абонента – автоответчик, которому вопросы задавать, как известно, бесполезно, но выслушивать приходится, поскольку напрямую с живым консультантом давно уже никто не соединяет – живые консультанты нынче слишком дороги.

Вместе с тем, невзирая на все трудности, связанные как с общей политической ситуацией, так и с экономикой, участники форума в целом были конструктивны и позитивны в плане перспектив благополучного выхода из кризисной ситуации. Бóльшая часть выступавших сходилась на том, что главные условия успеха во время кризиса – устойчивая клиентская база, широкий и диверсифицированный набор сервисов, а основной тренд развития телеком-рынка – передача данных.

Алексей Воронин, Connect

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку