В движении на вираже. Visiology выпустила новую версию BI-платформы

В первой декаде ноября в Москве прошла конференции ViRush 2022, на которой компания Visiology в партнерстве с Polymedia представила платформу Visiology 3.0. Участники мероприятия обсудили практики в сфере бизнес-аналитики, трудности замещения импортных решений и направления развития российского сегмента BI. Основное внимание экспертов было приковано к новому релизу аналитической платформы и демонстрации того, как Visiology 3.0 помогает в принятии решений на основе данных.

Поворот к отечественному

Интерес к конференции ViRush в этом году превзошел ожидания не только организаторов мероприятия, но и, пожалуй, его постоянных участников – представителей технологических партнеров и системных интеграторов, заказчиков компании и профессиональных аналитиков всех тех, кто развивает или планирует развивать направление бизнес-анализа вместе с Visiology.

По сравнению с прошлым годом аудитория мероприятия (более 400 специалистов) увеличилась в три раза. Причиной тому послужили не только гибридный формат (офлайн плюс онлайн) проведения конференции, ситуация на рынке (крутой поворот в сторону отечественных BI-платформ), но и неподдельный интерес к уже доступной функциональности платформы Visiology 3.0.

Навстречу обстоятельствам

Открывая ViRush 2022, президент группы компаний Polymedia Елена Новикова напомнила, что основная цель конференции – познакомиться с заказчиками и партнерами, представить им новые решения. Предложенное несколько лет назад название мероприятия ViRush созвучно русскому «вираж» и передает атмосферу скорости, поворота, подчеркивает возможности платформы, способной к обновлению, чтобы соответствовать открывающимся обстоятельствам.

Последний год наглядно показал, что выживают те компании, которые могут меняться, адаптируясь к текущим условиям. Переход с зарубежных на российские продукты дается нелегко. Несколько лет этот процесс шел медленно, а сейчас по понятным причинам ускорился. Многие компании задаются вопросом, насколько быстро и безболезненно можно отказаться от импортных BI-решений в пользу отечественных.

Анонсируя выступления экспертов, глава ГК Polymedia напомнила, что для хорошего внедрения BI надо прежде всего понимать, что и зачем, на основе каких технологий, какая команда и с какой культурой берется за дело. Такие слагаемые, как экосистема, поддержка и обучение, служат мотиватором сотрудничества с компанией Visiology.

Доминанта BI

Анализ российского рынка BI представил в своем видеовыступлении управляющий партнер компании Visiology Иван Вахмянин. На мировом рынке еще в прошлом году был очевиден общий тренд – функциональность перестает быть преимуществом аналитических платформ. Различия между лидерами стираются, BI становится прозрачной, почти незаметной технологией. Тенденция остается доминирующей. Разговоры специалистов сводятся к тому, как развивать методологию внедрения управления на основе данных.

В текущем году российский рынок преподнес очередной сюрприз – заметно сократилось присутствие иностранных вендоров, отечественные компании стараются воспользоваться ситуацией. В цифрах оценивать происходящее пока рано, но о некоторых выводах все же можно судить на примере компании Visiology.

На плато продуктивности

В первой половине 2022-го был зафиксирован резкий всплеск заявок на демонстрацию платформы Visiology (в десять раз), пик пришелся на март – апрель. Компания была вынуждена даже объединять запросы и проводить групповые демонстрации. Затем последовало резкое снижение интереса. Траектория этой динамики повторяет кривую Гартнера, отражающую развитие рыночной ситуации.

Первоначальный хайповый интерес сменился разочарованием, когда выяснилось, что заменить BI-платформу одним кликом не получится. Тем не менее предприятия стали анализировать, запускать пилотные проекты, которые сейчас в стадии реализации. Постепенно волна интереса вышла на плато продуктивности. Спрос на российские решения стабилизировался и повышается.

Объем рынка решений для анализа данных в Российской Федерации не превышает 35–45 млрд руб. При этом большая часть приходится на услуги, консалтинг – 25–35 млрд руб. Лицензии на ПО – это примерно 8–10 млдр руб., из них 4–6 млрд руб. составляют лицензии на BI-платформы.

Стоит отметить, что структура рынка заметно меняется. В прошлом году российские вендоры занимали 8% сегмента BI. В 2022-м на фоне уменьшения доли западных компаний сформировался «серый» сегмент (параллельный импорт, возможные лазейки для приобретения иностранного ПО) и появился новый сегмент, на котором представлены только российские и китайские вендоры. Отечественный рынок ПО вырос почти в десять раз. Сложившуюся ситуацию Иван Вахмянин предлагает рассматривать как большую возможность, сопряженную с высокой ответственностью.

Подушка безопасности лидера

Прогнозы относительно развития российского рынка BI противоречивы. По мнению партнера Visiology, очевиден тренд на консолидацию. Сейчас в «забеге» участвуют десятки систем (некоторые компании запустили разработку в этом году), их поставщики стараются завоевывать новый рынок.

Но к 2024 г. ситуация изменится – будут присутствовать два-три явных лидера и нишевые игроки. «И это не потому, что рынка не хватит или сложившиеся лидеры такие крутые, а потому, что платформа BI, как любой сложный корпоративный софт, – именно платформенное решение. Компании инвестируют ресурсы и время, поэтому в первую очередь выбирают продукты лидеров, благодаря чему их позиции только укрепляются», – пояснил управляющий партнер компании Visiology.

Сетевые эффекты играют значимую роль. Специалисты ориентируются на сильное сообщество, где доступно большое количество контента, можно изучать опыт. Visiology намерена сохранить за собой первое место в российском сегменте BI. «И это не мечты, а результат развития экосистемы. Сейчас у нас порядка 2100 обученных специалистов, из них более 1 тыс. прошли обучение в текущем году», – уточнил эксперт.

По его оценкам, на рынке 30 тыс. активных пользователей платформы (подсчитать сложно, поскольку внедрение в основном On-premise), более 500 человек насчитывает сообщество (самое крупное среди российских BI-платформ), и в Visiology намерены его развивать.

Всего было выпущено 40 релизов платформы, из них пять – в этом году (все по плану). Осуществлено около 500 серверных установок, из них примерно 200 в текущем году. Было оказано порядка 10 тыс. технических консультаций (в том числе в чатах, на порталах поддержки).

Не только везение

Существует мнение, что Visiology повезло – компания оказалась в нужное время в нужном месте, сыграло на руку импортозамещение. Но если оглянуться на пройденный путь, то простым его едва ли можно назвать.

Компания была основана в 2015 г., когда вышел первый релиз и появился первый клиент. В 2016 г. команда представила технологию ViQube и проекты на ней, начала преодолевать проблемы, связанные с производительностью. В 2017 г. был реализован модуль Smart Forms (ввод данных в систему и автоматизация таких процессов), в 2018 г. – первый проект на 10 тыс. пользователей.

С 2019 г. началось активное развитие партнерской сети. В 2020–2021 гг. зафиксирован поток корпоративных внедрений, опыт реализации этих проектов помог платформе второго поколения стать зрелой системой. В команде надеются, что 2022 г. запомнится релизом Visiology 3.0.

Версия 3.0 появилась не на волне хайпового спроса. Еще в минувшем году в компании идентифицировали приоритеты развития системы: снижение трудозатрат аналитика, повышение скорости работы и объема обрабатываемых данных, поддержка модели внедрения Self service в крупных организациях, когда работа с аналитикой децентрализуется. Перечисленные направления послужили предпосылкой к выходу Visiology 3.0, позволяющей получить результат быстрее, затратив меньше средств.

«Фишки» платформы

Среди основных «фишек» платформы Visiology третьего поколения – аналитические запросы на языке DAX, благодаря чему можно значительно снизить трудозатраты не только на внедрение (в частности, для многого не требуется переподготовка и перезагрузка данных), но и на переход с зарубежной платформы. По некоторым оценкам, 70% специалистов на российском рынке знают язык DAX.

Вторая «фишка» – высокая производительность, новое поколение движка ViQube (переделан согласно требованиям времени). И третья – поддержка организационной модели Self service, которую планируется постепенно добавлять в течение следующего года.

Для многих организаций Visiology – надежная платформа для проектов по управлению на основе данных. Компания намерена оправдывать доверие пользователей и приглашает строить управление на основе данных вместе с ней.

Минутное дело

В деталях о преимуществах и направлениях развития платформы Visiology 3.0 рассказал генеральный директор компании Visiology Алексей Никитин. В начале выступления он задался вопросом, возможно ли перейти на российский BI всего за один день. Ответ, безусловно, зависит от условий и задач проекта.

В целом переход с любой BI-платформы – это всегда проблема с учетом особенностей настроек, необходимости подготовки витрин данных и т. д. Тем не менее, команда Visiology приложила ряд усилий к тому, чтобы платформа версии 3.0 быстрее справлялась с актуальной для большинства российских компаний задачей.

Прежде всего, как уже упоминалось, в решении реализована поддержка аналитического языка запросов DAX, что требует меньше расчетов на уровне витрин DWH, меньше JS и Pyton кода. Визуальная модель данных теперь работает по принципам Power BI, которую просто настроить. Наличие привычного интерфейса для аналитиков Power BI исключает необходимость в глубоком обучении.

Благодаря перечисленным нововведениям у команды разработчиков получилось перенести интерактивную информационную панель (дашборд) с Power BI на Visiology за 13 минут. Дашборд включал в себя три виджета, две диаграммы, сводную таблицу и три фильтра. По словам Алексея Никитина, за день можно перенести примерно 30 дашбордов. Правда, стоит учитывать, что за этот временной интервал была создана также модель данных (на что ушла половина указанного времени). На практике на одном и том же наборе данных для проекта строится обычно несколько дашбордов.

Язык DAX выбрали потому, что теперь можно легко копировать расчетные меры в Visiology и таким образом быстро переходить на платформу, причем не только с Power BI. DAX – это сильный функциональный аналитический язык, возможности которого простираются за пределы Power BI.

Потенциал решения

Вышедший релиз 3.0 назван DAX Preview, поскольку пока его функциональность ограничена. Несмотря на это, он подходит для полноценной работы с формулами DAX и расчетами, для решения кейсов, пользователям доступен стандартный набор виджетов, фильтров. Иными словами, необходимый минимум BI-системы реализован, не хватает некоторых функций, связанных, например, с правами доступа. Подтянуть недостающую функциональность компания обещает к релизу 3.1, выход которого запланирован на февраль 2023 г. По словам генерального директора Visiology, за следующий год компания намерена сделать большой шаг в развитии языка DAX.

Еще одно отличие Visiology 3.0 – технология ViQube – высокоскоростная внутренняя база данных, но уже на основе Clickhouse. Эта технология служит гарантией быстрой аналитики на проекте, экономия времени достигается при построении внешнего хранилища.

Что касается Visiology версии 2.0, то она будет получать обновления до 2025 г. Сейчас эта платформа – зрелый инструмент с широким набором функций. Третьей версии догнать его по всем аспектам будет непросто, поэтому в компании готовятся «жить со второй и третьей версиями параллельно».

Кейс для анализа

В следующем году компания запускает серию вебинаров, посвященных DAX. В планах Visiology – разбирать интересные кейсы, общаться с сообществом, рассказывать о подходах к решению корпоративных задач на базе платформы. Для специалистов вдвойне интересно, если «разбор полетов» будет осуществляться не на условных, придуманных для обучения, а на реальных проектах и задачах. Поэтому компания открыла сбор аналитических кейсов и расчетов.

На конференции ViRush 2022 выступили также представители компаний, которые уже внедрили и развивают BI на базе отечественной платформы. Похоже, ситуация на рынке стимулирует сообщество профессионалов развивать экосистему продуктов Visiology, чтобы она на равных конкурировала с зарубежными платформами, на создание которых ушли десятилетия.

В условиях, когда одним предприятиям приходится форсировать внедрение инструментов BI для управления на основе данных, а другим – выбирать замену привычной платформе, Visiology 3.0 демонстрирует потенциал, подчеркивающий ее устойчивость на турбулентном рынке с его виражами и неожиданными макроэкономическими поворотами.

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТ-стартапы в сезон венчурной зимы

Подробнее
Спецпроект

Платформа RPA на вырост. Ускоренная миграция с импортного решения на отечественное

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку