Доступ в Интернет по всей России

Правительство РФ одобрило предложения Минсвязи по реформированию универсальных услуг связи

На заседании Правительства России были одобрены предложения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по реформированию универсальных услуг связи (УУС). По завершении согласования с ведомствами соответствующий проект поправок в закон «О связи» будет внесен на рассмотрение президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

«Люди должны иметь возможность, не выезжая в областные или даже районные центры, получать государственные услуги, доступ и к дистанционному образованию, и к банковскому обслуживанию, и к другим направлениям. А бизнес – к сервисам, которые помогают развивать свое дело», – объяснил необходимость поправок премьер-министр России Дмитрий Медведев, открывая заседание Правительства.

Универсальные услуги связи представляют собой такие услуги связи, которые оказываются любому пользователю на всей территории страны в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене. В настоящее время к услугам типа УУС относятся следующие сервисы:

  • телефонная связь с использованием таксофонов, инфоматов и аналогичных устройств;
  • доступ в Интернет с использованием средств коллективного доступа (в поселениях с населением от 500 человек) и с использованием точек доступа (в населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек).

Минкомсвязь России предложила внести в законодательство об УУС целый ряд новшеств. Во-первых, доступ в Интернет должен предоставляться во всех населенных пунктах с численностью населения от 100 человек (а не от 250, как это предусмотрено текущим законодательством). В более чем 25 тыс. населенных пунктов России с населением 100–250 жителей (в целом это около 8 млн человек) услуги связи остаются по-прежнему недоступными.

Как известно, поручение обеспечить доступ в Интернет в небольших населенных пунктах с численностью жителей от 100 человек Президент России Владимир Путин дал еще в июне 2018 г. Доступ по технологии Wi-Fi в населенных пунктах с числом жителей от 250 до 500 человек является в России бесплатным с 2017 г. – до этого он был платным и стоил 45 руб. в месяц за безлимитный доступ.

Во-вторых, в тех населенных пунктах, где есть Интернет, но нет мобильной связи, должны быть развернуты базовые станции сотовых операторов связи.

В-третьих, оператор универсального обслуживания не должен иметь права отказывать в подключении к сети физическим и юридическим лицам – более того, услуга по такому подключению должна быть бесплатной. Поскольку в России единственным оператором универсального обслуживания, оказывающим услуги связи на всей территории страны, является «Ростелеком», эксперты трактуют данный пункт следующим образом: в том случае, если «Ростелеком» проложит кабель в новый населенный пункт, он должен помочь всем желающим к нему подключиться.

Необходимо помнить здесь о той роли, которую в проблеме ликвидации «цифрового неравенства» играют технологии спутниковой связи. Эти вопросы не раз поднимались на наших конференциях «Связь на Русском Севере». В частности, на них говорилось о том, что с помощью спутниковых технологий можно проще (с точки зрения используемой технологии) и дешевле (с точки зрения экономики) решить все проблемы доступа в Интернет для малонаселенных и удаленных пунктов. Спутниковые операторы предлагали перераспределить бюджетные деньги таким образом, чтобы они доставались не исключительно «Ростелекому», а выделялись операторам связи либо конкретным населенным пунктам или даже самим физическим лицам – для компенсации платы за спутниковую связь. Тем более что в некоторые населенные пункты прокладка кабеля невозможна в принципе.

Инфраструктура платежей в малонаселенных и удаленных пунктах на Севере России обычно такова, что у людей нет денег на оплату дорогостоящей спутниковой связи, да и сотовые операторы к ним не пойдут по тем же экономическим соображениям. А прокладка кабеля в отдаленные села представляет собой весьма непростую задачу – зачастую кабель проходит мимо близлежащих сел, которые так и остаются без ШПД-доступа в Интернет, поскольку «Ростелеком» не позволяет местным операторам подключаться к своим магистральным каналам, а у самого универсального оператора «руки не доходят» до всех мелких точек.

Именно поэтому третий пункт так важен: оператор универсального обслуживания не должен иметь права отказывать в подключении к сети физическим и юридическим лицам – более того, услуга по такому подключению должна быть бесплатной. На практике это может означать конец монополии «Ростелекома». Опять же, могу сослаться на доклады местных операторов связи, не раз звучавшие на конференции «Связь на Русском Севере», в которых они говорили о том, в какую стоимость обходилась прокладка кабеля своими силами, и насколько дороже прокладка ВОЛС оказывалась в том случае, когда за дело брался «Ростелеком». Проще говоря, третий пункт приведет к развитию нормальной конкуренции операторов связи на местах, что позволит понизить тарифы для конечных пользователей.

Приведу конкретный пример. Прокопий Неустроев, заместитель министра связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия), поделился с участниками конференции «Связь на Русском Севере» методами поиска и привлечения инвестиций для реализации проектов по устранению цифрового неравенства. Он отметил, что раньше, когда все магистрали в Якутии принадлежали только «Ростелекому», другие операторы связи просто не имели возможности воспользоваться его ресурсом. Когда же ВОЛС начала прокладывать пермская компания НПО «Импульс», у множества местных операторов появился отличный шанс развивать услуги связи в тех районах, через которые прокладывается магистральная линия ВОЛС. Интересно, что сам «Ростелеком», который годами не модернизировал свои поселковые сети, с приходом конкурента в лице НПО «Импульс» начал развивать собственные инвестпроекты, чтобы не потерять абонентскую базу. Таким образом конкуренция на рынке связи Якутии дала положительный эффект. В результате июне 2016 г. была запущена новая ВОЛС по трассе «Нижний Куранах – Олекминск – Ленск – Мирный» протяженностью 800 км и с пропускной способностью 40 Гбит/с. При этом оценочная стоимость проекта составила 750 млн руб., а в качестве инвестора стройки выступило ОАО «МУС Энергетики». Интернет-трафик с момента запуска ВОЛС вырос в три раза.

В-четвертых, из состава УУС необходимо исключить доступ к Интернету через пункты коллективного доступа (ПКД) – в связи с их низкой востребованностью у населения, а сэкономленные деньги можно направить на финансирование оказания новых УУС. Здесь стоит напомнить, что еще в 2016 г. «Ростелеком», по согласованию с Минкомсвязи, отключил большинство ПКД – по причине нехватки средств на решение задачи ликвидации «цифрового неравенства». Однако закон «О связи» до сих пор требует наличия ПКД в городах и селах – этот же пункт фигурирует и в контракте «Россвязи» с Минкомсвязи.

В-пятых, в связи с ростом популярности таксофонов их необходимо сохранить в составе УУС. Кроме того, предполагается предусмотреть возможность оснащать их средствами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, такими как сирены, стробоскопы, громкоговорители и т. д., – по решению Минкомсвязи, МЧС и местных органов власти.

Универсальные таксофоны (устройства красного цвета с логотипом «Россвязи») стали появляться в России в 2006 г. – до того времени таксофоны ставили традиционные телефонные компании: МГТС, «Ростелеком» и др. Затем таксофоны обоих типов в городах стали работать параллельно, однако число таксофонов, не относящихся к универсальным, в России продолжает неуклонно сокращаться.

Напомним читателям, что еще в конце 2017 г. «Ростелеком» принял решение сделать бесплатными местные звонки с универсальных таксофонов, что привело к резкому росту трафика. С 1 июня 2019 г. междугородние звонки с универсальных таксофонов должны стать бесплатными – с таким заявлением выступил президент «Ростелекома» Михаил Осеевский. Отметим также, что, согласно официальной статистике, около 20% трафика с таксофонов в настоящее время приходится на экстренные вызовы.

В-шестых, Правительство необходимо наделить полномочиями назначать универсальных операторов в тех регионах, где деятельность единственного общероссийского поставщика невозможна. Как мы знаем, изначально операторов универсального обслуживания для каждого региона отдельно выбирала по конкурсам «Россвязь», а в 2014 г. единым оператором универсального обслуживания был назначен «Ростелеком» – контракт на сумму около 165 млрд руб. был заключен с этим оператором на десять лет.

Реформирование УУС не потребует увеличения ставки отчисления операторов связи в Резерв универсального обслуживания (1,2% выручки приносят ежегодно около 10 млрд руб.), из которого государство компенсирует операторам универсального обслуживания убытки от оказания соответствующих услуг.

Став универсальным оператором, «Ростелеком» взял на себя обязательство провести магистральные ВОЛС во все населенные пункты с количеством жителей от 250 до 500. В этих же населенных пунктах предполагалось установить точки доступа по технологии Wi-Fi. Собственно говоря, эти мероприятия и стали называться проектом устранения «цифрового неравенства», который планировалось завершить проект к 2020 г. А денежные поступления, которые «Ростелеком» получал в рамках контракта на универсальное обслуживание, каждый год должны были составлять примерно 14 млрд руб. (они составляются из платежей, которые каждый оператор связи направляет в Резерв универсального обслуживания).

Проблема в том, что в первые годы, когда шла активная постройка сетей в глубинке, платежей, получаемых «Ростелекомом» в рамках данного контракта, не хватало на компенсацию капитальных и операционных затрат. Для компенсации возникающей разницы был привлечен Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Фонд предложил схему с кредитованием проекта, предполагая, что кредиты будут возвращены после завершения строительства сетей. Первый транш РФПИ осуществил в конце 2014 г. на сумму 10 млрд руб., но в дальнейшем данная схема не использовалась. У государства постепенно накопились долги перед операторами универсального обслуживания (включая, конечно, и сам «Ростелеком») – на начало 2014 г. они составляли уже 10,5 млрд руб.

Ситуация усугублялась тем, что далеко не все средства, которые собирались в Резерв универсального обслуживания, в федеральном бюджете закладывались на компенсацию соответствующих расходов. Так, например, в 2016 г. в Резерв было собрано 14,8 млрд руб., а «Ростелеком» получил из них только 7,9 млрд руб.

В результате, хотя реализация проекта устранения «цифрового неравенства» продолжается, сроки его окончания Правительству России придется сдвинуть.

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2019

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика