Энциклопедия аутсорсинга и прогнозы его развития по версии «Инфосистемы Джет»
 Директор Сервисного центра компании «Инфосистемы Джет» Андрей Гешель

Директор Сервисного центра компании «Инфосистемы Джет» Андрей Гешель

Компания «Инфосистемы Джет» провела заседание круглого стола, посвященного вопросам аутсорсинга. Представители прессы и сотрудники Сервисного центра компании, который работает с 1993 г., обсуждали перспективы развития ИТ-аутсорсинга на российском рынке. Системный интегратор – из числа компаний, которые участвовали в формировании данного сегмента на отечественном рынке и во многом продолжают определять доминирующие на нем тенденции.

Началось заседание с любопытного экскурса в историю отечественного ИТ-рынка. Представители компании рассказали о зарождении сервисных услуг и ИТ-аутсорсинга на российском рынке, основных этапах его становления, роли и функциях ИТ-директора, которые изменялись по мере развития данного сегмента.

В 1995 г. не прослеживалось четкой взаимосвязи между ИТ и бизнесом, который скептически относился к возможностям информационных технологий. Несмотря на постепенное проникновение в бизнес-среду программно-аппаратных решений, до конца 90-х гг. не было устоявшейся модели построения сервисного центра в компании. Точками входа к заказчику были сам бизнес, ИТ-директор, рядовые инженеры, с которыми системные интеграторы поддерживали коммуникации.

В процессе эволюции, к началу 2000-х сформировалась модель, согласно которой отправной точкой любого проекта, связанного с сервисом, стал ИТ-директор, который к тому времени приобрел опыт работы с интеграторами. Заказчики располагали значительным количеством ИТ-систем и развитой инфраструктурой. Связь бизнеса и ИТ окрепла. На рынке появились специализированные сервисные компании, у которых нет бизнеса в сфере интеграции, такие компании занимаются исключительно обслуживанием ИТ-инфраструктуры. Параллельно укреплялась связь вендоров с заказчиками, появились первые сервисные программы.

Очередное структурное изменение на рынке было обусловлено появлением инсорсинг-интеграторов, которые, по мнению представителей «Инфосистемы Джет», зародились в конце 2000-х. К этому времени крупные компании, корпорации насчитывали сотни штатных сотрудников, сертифицированных на разные классы решений и продуктов. По сути, возникли компании, которые сосредоточены на ИТ-обслуживании одного заказчика. Примерно в это же время появились понятия процессов в ИТ, регламентации задач, которые ставит ИТ-директор перед своей большой службой эксплуатации, поддержки и развития инфраструктуры. Игроки рынка вынуждены были выстраивать взаимодействие с такими инсорсинг-интеграторами, оставаясь, по сути, конкурентами, в том числе на рынке труда (сотрудники из одних компаний переходят в другие). Одновременно вендоры продолжали развивать собственные сервисные программы.

Со временем инсорсинг-интеграторы стали насчитывать тысячи сотрудников, что сопоставимо с компаниями – крупными игроками рынка. Расширился блок бизнес-процессов в ИТ. Инсорсинг-интеграторы могут предоставлять своему заказчику полную линейку сервисов, но делают это уже не только своими руками, а нередко покупают сервис на рынке. С приходом облачных технологий ИТ-инфраструктура, которой владел заказчик и ранее был вынужден развивать ее своими силами и средствами, распределилась между игроками рынка. Возникли коммерческие дата-центры, у партнеров появились сложные программно-аппаратные комплексы. Системные интеграторы стали предоставлять заказчику услуги как сервис. При этом вендоры на российском рынке поняли, что их влияние на заказчика постепенно ослабевает. Компании-интеграторы, которые долгое время работают с заказчиками, лучше знают их потребности. Причем инсорсинг-оператор, который обслуживает одного, пусть и большого заказчика, «варится в собственном соку», как правило, он закрыт от получения внешнего опыта. К тому же ИТ для любой компании – непрофильный актив, который она вынуждена развивать, особенно если является ИТ-зависимой.

Со временем на российском рынке появились крупные заказчики, которые переосмыслили эту модель, некоторые из них анонсировали свое нежелание развивать данную компетенцию при условии доступности на рынке услуг и сервисов в формате комплексного ИТ-аутсорсинга. О предложении любых сервисных моделей в рамках аутсорсинга своим заказчикам заявила, в частности, компания «Инфосистемы Джет». По ходу трансформировались и настроения ИТ-директоров, которые предпочитают отказываться от выполнения рутинных процессов, чтобы избавиться от связанной с этим головной боли и сосредоточиться на создании бизнес-сервисов.

Таких ИТ-директоров в компании «Инфосистемы Джет» называют бизнес-партнерами по ИТ. Вершиной ИТ-аутсорсинга становится аутсорсинг бизнес-систем, а заказчик доверяет единую точку входа в ИТ-инфраструктуру, развернутую аутсорсинговой компанией или ее партнерами. При этом компания, предлагающая услуги ИТ-аутсорсинга, может претендовать на администрирование, поддержку и развитие бизнес-систем.

Важным критерием развития сегмента аутсорсинга является понятная формула расчетов за услуги. Если раньше с каждым заказчиком договаривались индивидуально, иногда на уровне «ощущений», то теперь взаиморасчеты и калькуляция связаны с требованиями SLA. Определенный уровень услуг стоит определенных денег.

Очередной этап развития данного сегмента в компании называют периодом взвешенных решений и зрелых подходов к ИТ-аутсорсингу. Выступавшие на заседании круглого стола эксперты не только обращали внимание на текущие тенденции в этом сегменте, но и делали прогнозы относительно перспектив развития комплексного ИТ-аутсорсинга. По мнению представителей компании, именно эта модель к 2020 г. получит развитие на корпоративном рынке. ИТ-аутсорсер будет предоставлять заказчику любые ИТ-сервисы по принципу «единого окна». Директор по информационным технологиям будет выступать в качестве бизнес-партнера по ИТ, заказчика соответствующих ИТ-услуг, которые несут бизнесу предприятия или организации выгоду.

Сегодня в портфеле компании «Инфосистемы Джет» уже есть такие проекты, в частности, реализованные для заказчиков из банковской отрасли. По словам директора Сервисного центра компании «Инфосистемы Джет» Андрея Гешеля, уже сложилось четкое видение целевой модели, к которой идет рынок, того, как будут меняться место и роль ИТ-службы заказчика, ИТ-директора, интегратора и вендора. Традиционный ИТ-сервис строился по схеме «сломалось – починили». В отличие от него, ИТ-аутсорсинг направлен на поддержку непрерывного функционирования ИТ-инфраструктуры, неразрывно связанной с бизнесом предприятия. За последние пять лет количество клиентов компании «Инфосистемы Джет», которые от потребления традиционных ИТ-сервисов частично или полностью перешли на ИТ-аутсорсинг, увеличилось более чем на треть.

Среди проектов, о которых упоминали специалисты компании в разговоре с журналистами, можно отметить развитие сети филиалов крупного российского банка, входящего в Топ-50. За два года было открыто более 450 клиентских центров, организовано примерно 5 тыс. рабочих мест. При этом интегратор не только внедрял ИТ-решения, но и разрабатывал корпоративные процедуры и стандарты, а сегодня продолжает поддерживать работу развернутой ИТ-инфраструктуры. Примечательно, что собственная ИТ-служба заказчика на момент начала проекта была представлена одним сотрудником.

Еще один характерный пример связан с поддержкой интернет-магазина бытовой электроники. Любые изменения бизнес-логики в работе магазина инициирует бизнес. Обновления, вносимые разработчиками прикладного программного обеспечения, тестируют сотрудники компании «Инфосистемы Джет». Интегратор несет ответственность за бесперебойную работу платформы электронной торговли.

Что касается преимуществ целевой модели ИТ-аутсорсинга, то представители компании «Инфосистемы Джет» выделяют прозрачность расходов на ИТ-услуги, что предусмотрено определенным уровнем SLA, а также возможность регулировать их объем с учетом потребностей заказчика в конкретный период времени.

www.connect-wit.ru

 








 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика