Импортозамещение телекома

В конце сентября в СМИ появились сообщения о том, что российские производители телекоммуникационного оборудования попросили Минпромторг РФ принять меры к увеличению их доли на внутреннем рынке. Доля российских производителей сейчас не превышает 6-8%, а большая часть приходится на китайские компании – Huawei и ZTE. Для решения проблемы предлагается ввести квоты на закупку российского оборудования не только государственными, но и коммерческими структурами, а также запретить всем иностранным компаниям участвовать в конкурсах при наличии в них, минимум, двух отечественных предложений.

Собственно говоря, проблема возникла не вчера и даже не позавчера. Не секрет, что из всего набора ИТ-оборудования Россия испытывает, пожалуй, наибольшие проблемы именно в телекоммуникационном секторе. В самом деле, процессоры на собственной платформе мы выпускать умеем, серверы достаточно высокого уровня собираем, даже свои спутники связи создаем вполне конкурентоспособные, а вот с телекомом ситуация выглядит не так оптимистично.

Пару лет назад, когда политика импортозамещения от идеологической фазы перешла к своему конкретному воплощению, большинством российских телекоммуникационных компаний была (сознательно или нет – это уже другой вопрос) допущена следующая трактовка: главное – это вытеснение с российского рынка западных вендоров из стран, проводящих санкционную политику в отношении России, а вот Китай мы можем считать дружественной державой, поэтому закупка китайского ИТ-оборудования укладывается в идеологию импортозамещения, которое на самом деле является для России в большей степени «западозамещением».

Сразу же заметим, что наши коллеги, например, из той же IBM, уже тогда предупреждали россиян, что с китайскими компаниями в сфере высоких технологий надо работать очень осторожно. Американцы знают об этом не понаслышке, поскольку столкнулись с тем, что в оборудовании китайского происхождения попадаются закладки, которые используются, если называть вещи своими совами, для шпионажа (и не только экономического).

С другой стороны, и до политики импортозамещения китайские компании занимали на российском телекоммуникационном рынке очень сильные позиции, так что для них это изменение было лишь продолжением экспансии, а не какой-то новой стратегией.

В результате, мы оказались в ситуации, когда 92-94% рынка телекоммуникационного оборудования в России сейчас занимают иностранные компании, из которых около 90% приходится на китайских производителей (Huawei, ZTE и др.) и около 10% – на западных вендоров (Juniper, Cisco, Nokia). Конечно, можно ссылаться на совпадение стратегических интересов Китая и России в их противостоянии США, однако, как говорится, «дружба дружбой», а… деятельность нашей контрразведки никто не отменял, в том числе и по отношению к «другу» Китаю.

Далее, речь идет тут не просто о секторе, который напрямую затрагивает безопасность государства, но и об очень «большом куске пирога». В само деле, объем российского телекоммуникационного рынка оценивается в 150 млрд. руб. в год. Зачем отдавать на сторону все эти деньги, если можно самим наладить на отечественных предприятиях производство соответствующего оборудования?

Так что предложение альянса ТЕЛМИ (он объединяет такие российские компании, как Т8, «Элтекс» и «Микран») Минпромторгу ввести комплекс мер по поддержке отечественного производителя выглядит вполне своевременным. Представители ТЕЛМИ предполагают увеличить долю российских компаний в этом секторе с 6-8%, минимум, до 30% за два-три года и планируют «агрессивный выход на зарубежные рынки».

Альянс предлагает запретить участвовать в конкурсах поставщикам иностранного оборудования при наличии, минимум, двух предложений от российских компаний, а также исключить возможность статуса ТОРП (Телекоммуникационное оборудование российского происхождения) для оборудования иностранного происхождения, причем, вне зависимости от уровня его локализации, а также поставить условие по доле ТОРП в инфраструктурной карте нацпрограммы «Цифровая экономика». Далее, альянс ТЕЛМИ просит господдержки в заключении долгосрочных договоров с операторами связи, ЦБ, Сбербанком, РЖД, «Газпромом», «Роснефтью» и др. игроками, на которых приходится сегодня большая часть заказов в секторе телекоммуникационного оборудования.

Кроме этих протекционистских мер, альянс ТЕЛМИ предлагает Правительству России поддержать покупателей оборудования: компенсировать им замену импортных систем связи на новые российские и кредитовать под 5% годовых в рублях на общую сумму 10 млрд. руб. в год. Еще одна мера поддержки предусматривает обнуление таможенных пошлин на электронные компоненты, аналоги которых не производятся в России, и усиление контроля за уплатой НДС при ввозе готового зарубежного оборудования.

По сообщению газеты «Коммерсантъ», в Минпромторге получили предложения ТЕЛМИ и заявили о том, что они «будут изучены и учтены». При этом в министерстве подчеркнули, что они уже оказывают поддержку российским производителям телекоммуникационного оборудования, в частности: компаниям альянса предоставляются субсидии на реализацию проектов по разработке оборудования.

Собственно говоря, в подобной ситуации нет ничего необычного: государство оказывает похожую помощь автомобильной и фармацевтической отраслям промышленности, и эта политика принята в большинстве стран мира. В конце концов, даже США не являются исключением из правила – стоит лишь напомнить о торговой войне, которую Трамп сейчас ведет с тем же Китаем или Европой.

Естественно, что заказчиков (российские телекоммуникационные компании) все эти предложения альянса ТЕЛМИ, мягко говоря, не обрадовали, поскольку они, так или иначе, но обязательно отразятся на цене закупаемого операторами оборудования, что в свою очередь означает повышение цен услуг для конечного потребителя.

Не секрет также, что многие отечественные производители используют импортные комплектующие – в результате «российский» ИТ-продукт оказывается даже более дорогим, чем его зарубежные (китайские) аналоги.

Как видим, вопрос этот очень сложный и многоплановый, однако продолжать делать вид и дальше, что проблемы не существует мы не можем. Не факт, что Правительство России последует предложенной альянсом ТЕЛМИ программе, однако протекционистские меры в телекоммуникационном секторе наверняка будут приняты – в той или иной форме.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку