Как альянс вы назовете…

В «Сколково» состоялась презентация лаборатории городских полетов

Пресс-конференция в Инновационном центре «Сколково»

7 декабря 2018 г. в Инновационном центре «Сколково» состоялась презентация лаборатории городских полетов. Цель данного проекта – исследование вопросов функционирования аэротакси в черте города и подготовка всей необходимой инфраструктуры для движения «электролетов» вертикального взлета и посадки.

Альянс технологических компаний, который взвалил на свои плечи эту непосильную ношу, называется McFly.aero. Здесь сразу же приходит на ум Марти Макфлай – главный герой фантастической приключенческой трилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее», так удачно сыгранный актером Майклом Джеем Фоксом. Забегая вперед, отметим, что в России первое появление McFly.aero оказалось примерно таким же нелепым, как и все приключения во времени Марти Макфлая.

Во-первых, организаторы мероприятия приняли достаточно спорное, на наш взгляд, решение – проводить все презентации на английском. Понятно, когда представители зарубежных компаний из Испании и других стран переходили на ломаный английский – это общепринятая практика сегодня. Но когда и представители России (примерно половина выступающих) переходили на английский (в русскоязычной аудитории, в России!), старательно пытаясь при этом спрятать свой акцент («болезнь», которой немцы, французы, итальянцы и пр. давно уже не страдают), становилось обидно за нашу державу. В самом деле, вообразить себе нечто подобное в Америке я не могу.

Во-вторых, далеко не все доклады имели непосредственное отношение к центральной теме пресс-конференции, да и попытки подключить выступающих по «видеомосту», как это обычно бывает в таких случаях, обернулись демонстрацией неумения грамотной настройки и пользования столь простым веб-сервисом.

В-третьих, было очень много «философских рассуждений» и очень мало конкретики, на основе которой можно было бы составить представление о том, на какой стадии находится данный проект в настоящее время.

Впрочем, когда после окончания презентации прототип летающего такси, разработанный базирующейся в «Сколково» компанией «Бартини», поднялся в воздух на парочку секунд, пролетел пару метров и рухнул в сугроб (на радость всему YouTube), мы все-таки смогли получить определенное представление о «стадии», на которой находится проект.

Сделаем по этому поводу небольшое отступление, чтобы потом уже не возвращаться к  несчастному полету. Падение дрона в сугроб – самая маленькая проблема проекта. Действительно, если оставить в стороне шутки и ненужные ерничания, придется признать, что падение дронов при тестовых полетах (и не только при тестовых, и не только дронов) – явление не исключительное. Разработка техники всегда сопровождается временными неудачами – инженеры учатся на своих ошибках, а порой даже намеренно идут на некие нарушения (лучше разбить что-то в период тестов, чем столкнуться с непредвиденными проблемами потом).

Дрон, созданный «Бартини», выключился посреди полета, по-видимому, просто из-за того, что он слегка замерз после длительного ожидания начала испытаний (к короткому демонстрационному полету готовились больше 30 минут). Мы не сомневаемся, что инженеры, просмотрев телеметрию, найдут причины сбоя и ликвидируют неполадку.

По планам альянса, летающий электромобиль сможет перемещаться со скоростью до 250 км/ч на высоте до 900 м и перевозить до четырех человек с багажом (см. картинку). Представить полноценную модель планируется уже к 2020 г. Стоимость прототипа оценивается в 12 млн руб.

Предполагается, что первоначально беспилотные аэротакси появятся на территории инновационного центра «Сколково» – они будут возить резидентов центра в тестовом режиме. Кстати, в тестовый период проезд на таком аэромобиле будет бесплатным – заказать такси-беспилотник можно будет через мобильное приложение. Инициаторы эксперимента рассчитывают, что запуск беспилотных такси на территории центра «Сколково» станет важным этапом на пути к превращению таких аэромобилей в будничный городской транспорт.

Справедливости ради отметим, что аэротакси занимается не только McFly.aero. Так, компания Kitty Hawk, которую поддерживает основатель поисковика Google Ларри Пейдж, недавно представила свой электрический беспилотник Cora, в феврале свой первый полет совершил беспилотник Airbus, разрабатывает летающие такси и Uber.

Вообще, если рассматривать данный проект с точки зрения технологий, то он вполне решаемая задача. Так, когда представитель компании Exponent Technology Services из Дубая (Объединенные Арабские Эмираты) Ayhan Kamil рассказывал о системе управления и мониторинга движением гражданских судов, это была классическая ИТ-презентация, в которой были понятны цели и задачи, а также способы их решения. Город Дубай собирается запустить аэротакси в 2020 г., когда там будет проходить Expo 2020.

Аэротакси будущего

Пожалуй, единственный сложный технологический момент заключается в том, что, как правильно подметил в своем выступлении Александр Бородич (из Universa), система аэротакси настолько усложнит ситуацию с воздушным пространством, что диспетчеры просто физически не смогут планировать и поддерживать такое количество полетов, так что придется роботизировать эту сферу человеческой деятельности. Понятно, что такая автоматизация диспетчерского труда решит одну проблему, породив при этом множество других (кого винить, в случае аварии, падения, смерти клиента и т. д.). Думается, что со временем сложные проблемы, лежащие на пересечении технологий и юриспруденции, можно будет решить.

Но гораздо серьезнее те проблемы, которые лежат в человеческой (точнее, общественной) плоскости. К сожалению, об этих вопросах докладчики говорили очень мало, отделываясь общими фразами о том, что «будут решаться проблемы безопасности путем проведения авторизации пассажиров аэротакси».

Как все эти «аэронавты» собираются согласовывать полеты аэротакси в режимной зоне над российской столицей, где даже «комары и мухи летают только по сертификатам»? Как будет обеспечиваться безопасность полетов (отбор и проверка пассажиров, ручной клади, пилотов и т. д., и т. п.). Представьте, что некие террористы сели в такое аэротакси, взяли на борт ящик С4 и полетели прямиком в сторону Кремля. Как вам такая перспектива «применения современных технологий»?

Хаб аэротакси Uber (США)

Далее, не меньше проблем будет и с экономической стороной подобных проектов. К сожалению, лишь один докладчик – главный архитектор Барселоны с 2011 по 2015 гг. Vicente Guallart – попробовал более-менее реалистично взглянуть на возможные способы реализации аэротакси в Москве. В частности, он вполне разумно предположил, что аэротакси сможет летать не над всей столицей, а лишь над водой и большими парковыми зонами, соответственно, рядом с Москвой-рекой и лесопарками необходимо будет создавать пересадочные хабы – места, в которых пассажиры аэротакси смогут сойти на землю и пересесть на шаттлы (автобусы), которые свяжут хабы с транспортной системой города.

Однако здесь мы выходим на самую тяжелую проблему, о которой вообще не было сказано ни слова. Внимательно посмотрите на картинку, на которой изображен макет одного из хабов (это аналогичный проект от Uber в США) – проще говоря, мини-аэропортов для аэротакси. В мегаполисе таких хабов должно быть построено десятки, если не сотни, и каждый должен обладать системой безопасности уровня современного аэропорта. Представляете, в какую сумму выльется создание столь сложной наземной инфраструктуры? Какими должны быть цены на билеты аэротакси, чтобы окупить это монументальное строительство? Здесь речь идет о десятках миллиардов долларов. Не слишком ли это дорогой проект даже для богатой Москвы?

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2019

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика