На сломе тренда Достижения и провалы замещения импорта в ИТ обсудили на конференции

26 ноября 2019 г. в Москве состоялась Всероссийская конференция «Антисанкции. В чем выгода импортозамещения в сфере ИТ», посвященная тенденциям в области замещения импортных ИТ-решений. О достижениях и провалах в этой области, степени доверия к отечественным программным продуктам шла речь в выступлениях представителей вендоров, госкомпаний и госорганов. Отмечалось, что на фоне цифровизации сохраняются риски полной технологической зависимости, потери компетенций и отставания в развитии технологий. Курс на замещение импорта призван не только снизить уровень зависимости, но и обеспечить развитие внутреннего рынка.

Замещение импортной продукции – не российское ноу-хау. За океаном еще в 1930-е гг. стали проводить такую политику, время от времени обновляли нормативные акты, содержащие требование «покупай американское». Отечественному замещению импорта пять лет, в ИТ-индустрии – чуть меньше. Отсчет принято вести с конца 2015-го.

Модератор конференции, руководитель аналитической группы пресс-центра ТАСС Андрей Журанков до начала дискуссии представил перечень достижений и провалов в деле импортозамещения. В списке достижений насчитывалось шесть позиций: 1) повышение конкурентоспособности российских ИТ-продуктов; 2) активная технологическая кооперация российских вендоров для закрытия потребностей заказчиков по функционалу; 3) начало разработок ГИС без иностранных компонентов; 4) первые реализованные проекты федеральных служб и ведомств по переходу на отечественное ПО; 5) рост отечественной радиоэлектронной промышленности и разработки в сфере базовых ИТ-технологий; 6) появление рынка труда и обучающей инфраструктуры по отечественным программным продуктам.

Комментируя этот список, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий Илья Массух отметил достижения под номерами 2 и 5. По его мнению, российские компании стали обращать внимание на функционал требований заказчиков, что и позволит в будущем конкурировать с западными продуктами.

На эти же достижения из предложенного списка указал член совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, президент фонда развития цифровой экономики «Фонд цифровое развитие» Андрей Безруков. По его словам, первое очевидное достижение, что эта тема постоянно обсуждается. Как член экспертного совета по вычислительной технике при Минпромторге он с удивлением наблюдает, какое большое количество заявок поступает и какое движение вокруг департамента электроники этого министерства сейчас происходит: «Такого на протяжении последних шести лет не видел. Это позитивно».

Один в поле не воин, если говорить о глобальном проекте замещения импорта, ни один вендор не может быть успешным без нормальной экосистемы, заметил директор по маркетингу ГК Astra Linux Александр Гутин, комментируя актуальность технологической кооперации вендоров. При этом он обратил внимание на значение рынка труда и обучающей инфраструктуры по российским ИТ-продуктам. Важно, чтобы были специалисты, которые могут успешно управлять тем, что предлагают российские вендоры.

Разработки в сфере базовых ИТ-технологий (пятый пункт в списке) отметил президент компании «Руссофт» Валентин Макаров. Он рассказал, что еще в 2014–2015 гг. в рамках сформированных консорциумов «Союз» и «Бета» была предложена конкурентоспособная платформа на базе «Эльбрусов». Однако решение, представленное крупным компаниям, дальнейшего развития не получило. По его мнению, заслуживает внимания начало разработок ГИС без иностранных компонентов (третий пункт в списке). Без заказов государства, реализации больших проектов сложно рассчитывать на движение в данной сфере. Реализация масштабных проектов в стране служит хорошим толчком.

Заместитель генерального директора компании «Новые облачные технологии» Армен Кочаров считает важными не только все перечисленные пункты, но и то, что у российских ИТ-компаний появилась возможность что-то продавать на Запад (компетенции, интеллектуальную собственность). Благодаря этому удается наращивать компетенции, в частности, на базе своих продуктов за пределами России. При этом он полагает, что по каждому направлению есть куда двигаться, впереди очень длинная дорога.

В списке провалов импортозамещения было указано семь позиций: 1) отсутствие четкого определения «отечественное ПО»; 2) неэффективное расходование бюджетных средств; 3) фактический срыв срока перехода на отечественное офисное ПО; 4) отсутствие опыта разработки архитектурных решений на базе отечественного ПО; 5) отсутствие типовых/коробочных масштабируемых отраслевых решений (полный стек аппаратного оборудования, системного и прикладного ПО); 6) нехватка квалифицированных специалистов в области отечественного ПО; 7) путаница и несогласованность документов в нормативной базе программы импортозамещения.

Участвовавшие в обсуждении эксперты по очереди (в обратном порядке) прокомментировали составленный список провалов.

По словам Армена Кочарова, для компании-производителя основной проблемой является нехватка кадров. На рынке много ИТ-продавцов импортных продуктов. Специалистов по программированию конечного продуктов мало, при этом у нас хорошая школа программирования, большое количество людей, умеющих программировать. Эксперт не согласен с тем, что отсутствует четкое определение отечественного ПО. Есть целый реестр, в котором сегодня более 6 тыс. позиций. Между тем отсутствует мотивация смелых, рискнувших переходить на российское ПО. Те, кто первыми выбрали непроторенную дорогу, заслуживают преференций.

Валентин Макаров предложил дополнить список провалов еще одним пунктом. Для замещения платформ компании-разработчики блоков не смогут ничего сделать, пока не будет согласованных с государством приоритетов замещения, согласованных политик крупных объектов госкорпораций как главных потребителей решений. К ним подходить с приказом «заместите и всё» нельзя. Нужно совмещать кнут и пряник, а также оказывать государственное содействие консорциумам, которые способны создать платформу. Восьмой пункт в списке провалов можно сформулировать следующим образом: отсутствие согласованной политики приоритетов при взаимодействии с госкорпорациями.

Александр Гутин оспорил четвертый пункт (отсутствие опыта разработки архитектурных решений на базе отечественного ПО). Большая часть работ по внедрению российского софта связана с разработкой архитектурных, платформенных решений именно на базе отечественного ПО. Без архитектурных решений успешное внедрение в федеральных органах исполнительной власти, корпорациях просто невозможно. Опыт таких внедрений есть.

Комментируя отсутствие типовых/коробочных масштабируемых отраслевых решений (полный стек аппаратного оборудования, системного и прикладного ПО), Андрей Безруков рассказал, что на площадке Совета Федерации собирали директоров крупнейших ИТ-компаний, руководителей профильных ассоциаций. ИТ-директора спрашивали, когда появятся российские решения. Что касается несогласованности нормативной базы программы импортозамещения, то сенаторы думают над тем, что предпринять в сфере налоговых льгот для производителей электроники. Вопрос в том, как превратить идею в работающий правовой механизм. Чиновники ждут формулировок от представителей бизнеса, который справедливо рассчитывает на помощь чиновников («мы за смысл, а не за формулировки»).

Илья Массух заострил внимание на проблеме неисполнения поручений, законов, постановлений и сообщил о предстоящем нововведении. По его словам, со следующего года Счетная палата будет трактовать закупку зарубежного ПО как сигнал для усиленной проверки. «Мы живем в нашей стране и расходуем деньги налогоплательщиков. Выгода импортозамещения в том, что деньги налогоплательщиков остаются в стране, работают внутри экономики. А когда мы покупаем зарубежный продукт, то… деньги отправляются работать на другую экономику», – пояснил он.

В докладе Ильи Массуха, с которым он выступил на конференции, шла речь о теории и практике в сфере замещения импортных ИКТ-технологий. По данным Минэкономразвития, доля государства в экономике составляет 47%, и оно тщательно регулирует переход на отечественные технологии именно в этом сегменте: «Если 50% совершат переход, то, скорее всего, другие 50% внимательно посмотрят». Сегодня в госкомпаниях используется 90% зарубежного ПО. Среди стран-производителей продуктов, применяемых госкомпаниями, доминируют США, используется продукция немецких и французских компаний.

На фоне цифровой трансформации в мире фокус в современных технологиях смещается в сторону более активного применения ПО (почти лавинообразный рост). Действия государства по регулированию перехода на отечественные программные продукты позволили приостановить рост зависимости от зарубежного ПО. Илья Массух назвал это «приличным достижением».

Стоит задача – снизить зависимость, перейти на использование отечественных разработок в новых технологиях – сквозных, цифровых. Профильные министерства последовательно реализуют решения, предусматривающие предоставление субсидий исключительно на использование российских технологий и наработок. Есть возможность перелома тренда технологической зависимости

Илья Массух рассказал о том, как контролируется разработка госкомпаниями планов импортозамещения, в списке 50 организаций, много дочерних обществ. 12 компаний пока не прислали планов, которые должны быть составлены до 2021 г. К настоящему времени планирование госкомпаниями перехода на отечественное ПО позволяет направить 180 млрд руб. на закупку отечественных решений. «Мы ставим задачу – превысить 60% по использованию отечественного ПО… Это комфортно, безопасно, суверенно, позволяет самостоятельно принимать решения в области ПО и ИТ. Сейчас в сфере ИТ мы должны постоянно оглядываться, а разрешат ли нам, а сможем ли и т. д. Задача суверенитета в области ИТ – перейти на уровень самостоятельного принятия решений», – сказал Илья Массух.

В докладе был представлен список достижений и провалов в сфере замещения импорта, который несколько отличался от оглашенного в начале конференции. Среди достижений были отмечены диалог с ИТ-отраслью, создание площадок взаимодействия на уровне Правительства, Совета Федерации, президентских советов, продление льгот ИТ-компаниям до 2023 г. По мнению Ильи Массуха, четко определяются критерии отечественного ПО и оборудования, хотя можно дискутировать по поводу нюансов. Созданы реестры российского ПО и оборудования, выпущены директивы по переходу на отечественные программные продукты, введен приоритет на закупки для госорганов.

«Только сейчас это начинает реально работать несмотря на то, что приоритет на закупки ПО был введен законом в 2016 г. Такая раскачка во времени, потребовалось два года, чтобы осознать, что переход на отечественные продукты завтра не отменят, – заметил докладчик. – Кстати, импортозамещение – дело президентское. Помогают нам в этом президент Путин и президент Трамп, который демонстрирует, как можно развернуть санкции против компании, например китайской, оборот которой 100 млрд долл… После таких примеров у нас начинают задумываться».

Среди провалов импортозамещения Илья Массух назвал, в частности, отсутствие типовых решений, кросс-совместимости российского ПО, ответственности за неисполнение политики импортозамещения. Реестр ПО помогает определить, отечественный продукт или нет, но он неэффективен в части выбора конкретного рабочего инструмента заказчика: «По идее, учебник надо выпускать по 6 тыс. продуктов». К слову, в реестре около 1 тыс. продуктов корпорации «1С». По мнению докладчика, это дает понимание, что можно нормально конкурировать с глобальными игроками.

При ответе на вечный российский вопрос, что делать в сложившейся ситуации, Илья Массух сказал, что запреты введены, надо предусмотреть ответственность за неисполнение, но при этом стимулировать использование отечественных продуктов. Второе предложение касается регионов. На региональном уровне необходимо обеспечить субсидирование.

Только с этого года начинается вовлечение крупных предприятий и предприятий ОПК в данный процесс. Запускается процедура по стимулированию перехода промышленных предприятий на отечественные, так называемые новые производственные технологии.

В общей сумме кредитов в стране отрасль ИТ занимает 0,6%, из них 0,4% – кредиты госкорпораций. По словам Ильи Массуха, при таком раскладе сложно говорить о цифровом прорыве. Необходимо добиваться доступности кредитов для отрасли, защищать внутренний рынок и обеспечивать трансфер ключевых технологий. Сегодня намечается слом тренда. Но при локализации иностранных решений важно не устраивать конкуренции с отечественными.

В продолжение темы регионов Андрей Безруков сообщил о том, что совместно с Минкомсвязи создана площадка, на которой с наиболее активными региональными ИТ-министрами, институтами развития обсуждается вопрос, как быстро выделить лучшие практики, тиражировать и деньгами поддерживать их внедрение. Планируется обобщать опыт, разработать единую методологию, понятную рынку. Есть идея предоставить возможность постоянной демонстрации лучших решений.

Среди других актуальных вопросов в части перспектив регулирования процесса замещения импорта Андрей Безруков отметил необходимость синхронизации двух реестров − оборудования и ПО: «Странно поддерживать отечественные программные продукты, которые на российском «железе» не работают. Мы живем в мире интегрированных цифровых решений».

Комментируя отставание в нормативной сфере, Андрей Безруков привел пример использования «в уважаемом курирующем министерстве в IQ-квартале» импортных рабочих станций. «Когда начинаешь их за это стыдить или троллить, отвечают, что это же услуга. Тип потребления меняется. Наше законодательство за этим не поспевает. Сейчас как раз обсуждаем, как можно ограничить госорганы и госкомпании в покупке иностранного «железа» с иностранным ПО как услуги. Это задача нетривиальная», – считает он.

Еще один ключевой вопрос – снижение в перспективе себестоимости российского «железа». Если заставить покупать российское оборудование, «пусть оно чуть похуже, но при этом и в два раза дороже, то мы в целом проиграем с точки зрения бюджетной эффективности и прочих KPI».

На площадке Совета Федерации анализируют, как путем корректировок федеральных законов и, в частности, Налогового кодекса способствовать удешевлению разработки и производства электроники в России. Прорабатывалось предложение распространить на производителей электроники льготы, которые есть у ИТ-компаний. Посчитали и обнаружили большие выпадающие доходы бюджета. Вопрос пока остается открытым.

Не менее актуальная задача, которую поставили коллеги из «Росатома», – амортизация иностранного ПО. Рассматривается вариант поправок к Налоговому кодексу. Наряду с этим изучается предложение бизнеса о разработке типовых требований к разным классам ПО и «железа», чтобы агрегировать спрос и сделать его более масштабным.

На конференции неоднократно отмечалось, что импортозамещение – не самоцель. Важнее научиться разрабатывать конкурентоспособные решения мирового уровня.

www.connect-wit.ru

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку