Цифровая экономика: коротко о главном

Национальная программа «Цифровая экономика»: целевые показатели и основные результаты

Правительственные документы, связанные с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», достаточно объемны, например, один только так называемый «паспорт» программы занимает около 90 страниц убористого текста. Да и написаны они, честно признаем, бюрократическим языком, который нашему «простому смертному» россиянину понять также сложно, как, скажем, беседу двух финансистов о работе с авизо. Поэтому мы взяли на себя труд просмотреть эти документы и выписать значимые для граждан нашей страны показатели.

Начнем с того, что бюджет национального проекта составляет 1634,9 млрд руб. Если просматривать его по отдельным направлениям, то мы увидим следующие цифры: на нормативное регулирование цифровой среды выделено 1,7 млрд руб.; информационная инфраструктура – 772,4 млрд руб.; кадры для цифровой экономики – 143,1 млрд руб.; информационная безопасность – 30,2 млрд руб.; цифровые технологии – 451,8 млрд руб.; цифровое государственное управление – 235,7 млрд руб. При этом из федерального бюджета должны поступить 1099,6 млрд руб., а 535,3 млрд руб. – из внебюджетных источников. Альтернативные источники финансирования проекта: 45,5 млрд руб. – от предоставления универсальных услуг связи; 157,3 млрд руб. – отдельные расходы при дополнительном финансировании. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ВВП России составят: в 2019 году – 2,2%; в 2021 году – 3,0%; в 2024 году – 5,1%.

Далее, как учил Иосиф Виссарионович, «кадры решают все!» Планируется проведение обучения специалистов по компетенциям цифровой экономики: 2019 – 30 тыс. чел.; 2021 – 105 тыс. чел.; 2024 – 270 тыс. чел. Кроме того, предусмотрено обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов: 2019 – 5 тыс. чел.; 2021 – 160 тыс. чел.; 2024 – 1 млн чел.

К концу 2024 года: 120 тыс. человек будут приняты на программы высшего образования в сфере информационных технологий; 10 млн чел. пройдут обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности. К концу 2023 года 100% государственных вузов внедрят элементы модели «Цифровой университет». До конца 2021 года: 120 млрд руб. частных инвестиций будут привлечены в проекты по разработке и коммерциализации продуктов и сервисов на базе «сквозных» цифровых технологий; 1350 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области «сквозных» цифровых технологий получат грантовую поддержку.

Будут создаваться центры ускоренной подготовки специалистов совместно с компаниями цифровой экономики: 2020 год – 5 центров; 2021 год – 15 центров; 2023 год – 50 центров. Кроме того, до конца 2024 года: 1455 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам и имеющим лучшие результаты в преподавании предметных областей «Математика», «Информатика» и «Технология», получат грантовую поддержку на распространение своего опыта; 33 тыс. человек, обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, проявивших выдающиеся способности в области математики, информатики и технологии, получат грантовую поддержку; 206 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, получат грантовую поддержку для организации углубленного изучения математики и информатики.

Далее, до конца 2021 года будут созданы 30 экспериментальных площадок на базе общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального образования, образовательных организаций дополнительного образования детей по внедрению цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий. До конца 2019 года будут созданы пять международных научно-методических центров для проведения исследований, изучения и распространения лучших международных практик подготовки, переподготовки и стажировки продвинутых кадров цифровой экономики в областях математики, информатики, технологий (+ 15 спутников к этим пяти центрам до конца 2020 года). До конца 2021 года будут реализованы 300 проектов исследований и разработок с участием лидирующих исследовательских центров в рамках реализации дорожных карт по направлениям «сквозных» цифровых технологий.

Что же, с кадрами, боле-менее, понятно. Но меня лично, например, как и всякого простого обывателя, заботит, в первую очередь, то, какие конкретные бонусы от этой национальной программы получу я сам. И здесь есть вполне осязаемые показатели. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет достигнет следующих значений: 2019 год – 79%; 2021 год – 89%; 2024 год – 97%. К концу 2019 года 13 958 населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек подключат к сети Интернет. Уже в 2020 году в России появится первый город-миллионер (и не факт, что это будет наша Москва!), в котором начнет работать сеть мобильной связи нового стандарта 5G. К 2021 году число таких городов-миллионеров со связью 5G дойдет до десяти.

Доля социально значимых для граждан объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети Интернет, составит: 2019 год – 45,2%; 2021 год – 67,5%; 2024 год – 100%. Уже в 2019 году типовые цифровые услуги получат 5 тысяч фельдшерско-акушерских пунктов и 8 тысяч образовательных организаций. До конца 2019 года все медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения будут подключены к сети Интернет. До конца 2024 года все военные комиссариаты будут обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет.

Разумеется, читателей Connect в равной степени волнуют и государственные выгоды от выполнения программы «Цифровая экономика». И если быть совсем точным, то нашей приоритетной тематикой является информационная инфраструктура, на которую было выделено 772,4 млрд руб. (самая весомая часть инвестиций национальной программы).

Запланировано создание мощных, современных опорных центров обработки данных в федеральных округах: 2019 год – 3 ЦОДа; 2021 год – 5 ЦОДов; 2024 год – 8 ЦОДов. Как ожидается, доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных будет постепенно увеличиваться: 2021 год – до 2%; 2024 год – до 5%. При этом средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак должен сократиться: 2019 год – до 48 часов; 2021 год – до 18 часов; 2024 год – до одного часа.

И конечно же, мы не могли в этом кратком обзоре обойти вниманием важную проблему импортозамещения. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого ФОИВ, РОИВ и иными органами государственной власти отечественного ПО составит: 2019 год – более 60%; 2021 год – более 75%; 2024 год – более 90%. Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного ПО составит: 2019 год – более 45%; 2021 год – более 55%; 2024 год – более 70%. По-моему, эти показатели вполне по силам нашей державе.








 

ИД «Connect» © 2015-2019

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика