ViaSat 3 – завтрашний день спутниковой связи

На страницах журнала Connect в 2017 г. уже не раз упоминался амбициозный проект создания новой спутниковой системы связи ViaSat 3. Как всегда бывает в таких случаях, представители отрасли и журналисты, пишущие на данную тему, высказывают разные мнения, зачастую основанные на слухах и домыслах. Мы решили ознакомиться с первоисточниками и разобраться в том, что же на самом деле скрывается за обозначением ViaSat 3.

Начнем обзор с того, что в официальных документах, опубликованных глобальной телекоммуникационной компанией Viasat Inc., для обозначения проекта гораздо чаще используется несколько иной термин – The Next Generation Global Bandwidth for All («Глобальная сеть следующего поколения для всех»).

Марк Данкберг, председатель правления и главный исполнительный директор Viasat, так определяет основную цель проекта: «Инновационная система ViaSat 3 позволит компании делать то, что раньше было совершенно недоступно для телекоммуникационной отрасли, – сочетать колоссальные возможности сверхпроизводительной сети с глобальным охватом и динамическую гибкость для распределения ресурсов в соответствии с географическим спросом на услуги связи».

Новые спутники обеспечат невероятно высокую скорость загрузки. Космические аппараты ViaSat 3 смогут обслуживать ШПД-сеть со скоростью до 100 Мбит/с для отдельного домохозяйства. Это означает возможность передавать потоковое видео высокой четкости с разрешением 4K любому пользователю и в любом месте.

Кроме того, ViaSat 3 окажет существенное воздействие не только на стационарную связь, но и на мобильных пользователей. Коммерческие авиакомпании, бизнес-джеты, а также правительственные самолеты получат каналы с пропускной способностью до нескольких сотен Мбит/с для каждого борта и до 1 Гбит/с – для океанских лайнеров.

Одним из ключевых преимуществ новой спутниковой системы руководство Viasat считает возможность динамического перераспределения ресурсов спутниковой емкости по всему миру. Как особо подчеркивает Марк Данкберг, оператор планирует работать не только с крупными корпоративными клиентами, но и с физическими лицами.

Еще один очень важный момент заключается в том, что Viasat планирует предоставление доступной спутниковой связи посредством раздачи ее через Wi-Fi-роутеры для абонентов в развивающихся странах. Таким образом, здесь мы видим попытку вступить в борьбу с проектами «дешевого Интернета», связанными с низкоорбитальными группировками.

Теперь несколько слов о самих спутниках. Первый аппарат накроет собой американский континент, второй – Европу, Африку и Ближний Восток, третий будет предназначен для азиатско-тихоокеанского региона. В дальнейшем предусматривается запуск четвертого спутника ViaSat 3, т. е. компания планирует глобальное покрытие в Ka-диапазоне.

Как отметил Марк Данкберг, Viasat рассматривала возможность использовать для вывода на орбиту спутников новую ракету тяжелого класса Falcon Heavy, созданную компанией SpaceX Илона Маска. Однако в конечном итоге выбор был сделан все-таки в пользу более дорогого решения – «Ариан-5», поскольку эта французская ракета является проверенной годами успешных запусков платформой. Как ожидается, первый спутник ViaSat 3 будет запущен на орбиту в конце 2019 – начале 2020 г.

Разработкой спутников занимается корпорация Boeing. Уже в сентябре 2017 г. Boeing объявила о том, что разработка прошла стадию CDR (Critical Design Review – критический анализ проекта), так что на данном этапе можно составить некое предварительное впечатление о характеристиках разрабатываемых спутников.

Аппарат ViaSat 3 создается на платформе BSS-702HP, ключевой особенностью которой является полностью электрическая двигательная система (all-electric propulsion). Как ожидается, расчетная мощность спутника к концу срока службы будет составлять 25 кВт – ни один современный аппарат связи аналогичного класса и близко не подходит к такому показателю энерговооруженности. Масса спутника будет составлять 6400 кг, расчетный срок службы – стандартные сегодня 15 лет.

Здесь следует отметить, что во всех документах, как компании Viasat, так и корпорации Boeing, упоминается только один рабочий диапазон спутника – Ka-band. Значит ли это, что на аппарате вообще не будет транспондеров Ku-band, сказать сложно, но пока складывается впечатление, что новые сверхмощные спутники будут работать только в одном диапазоне – Ka-band.

Упомянем еще две интересные детали, раскрытые в интервью Марка Данкберга. В отличие от спутников предыдущего поколения ViaSat 2, компания Viasat планирует сама создавать полезную нагрузку (транспондеры Ka-диапазона) для ViaSat 3. Кроме того, на спутниках будут размещены специальные приемо-передающие модули для связи со спутниками системы Iridium Next, запускаемыми в настоящее время на низкую орбиту (планируется запустить 81 аппарат). Как известно, компания Thales Alenia Space, которая разрабатывает спутники Iridium Next, использует Ka-диапазон для обмена данными между спутниками и фидерной связи между спутниками и Землей.

Конечно, до сих пор неизвестно еще много деталей об этом интересном проекте, однако уже сегодня можно констатировать, что ViaSat 3 (The Next Generation Global Bandwidth for All) способен оказать определяющее влияние на развитие спутниковой связи в ближайшие годы. Чтобы более четко определить масштабы данного проекта, достаточно сказать, что уже первые два спутника ViaSat 3 удвоят сетевую емкость всех коммерческих аппаратов связи, находящихся на орбите Земли, а их сейчас свыше 400.

К сожалению, ни на веб-сайте телекоммуникационного оператора Viasat Inc., который планирует самостоятельно создавать полезную нагрузку (транспондеры Ka-диапазона) для спутников ViaSat 3, ни на сайте корпорации Boeing, ответственной за постройку самих космических аппаратов, нет детального описания, за счет каких новых технологий и решений будет достигаться такой прирост в производительности спутников. Будем надеяться, что в скором времени эта информация появится в публичном доступе.

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2018

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика