По оценкам экспертов Makves, к 40% данных компании не обращаются пять и более лет – фактически не используют. При этом продолжают хранить лишнее – по сути, цифровой мусор, а предоставить необходимые бизнесу данные не могут. Почему так происходит, какие данные в дефиците, как выправить ситуацию? Ответы на эти вопросы искали участники конференции «Данные компании 2025: управление и интеграция», организованной компанией Datareon.
На самом деле все описано в специальной литературе, например, в «DAMA-DMBOK: Cводе знаний по управлению данными». Книга, подготовленная экспертами Международной ассоциации управления данными (DAMA), представляет собой введение в дисциплину управления данными с обзором лучших практик. В этой и других отраслевых «библиях» можно найти пояснения, как сформировать отдел по управлению данными в 100 человек, и для каждого – должностную инструкцию.
Однако такие справочники-руководства рассчитаны на крупные компании, описывают «финальную картинку», до которой многим предприятиям еще расти и расти.
Не плодить сущности
Выбрать маршрут движения в правильном направлении – одна из актуальных задач любой компании, заинтересованной в повышении эффективности управления данными. Поиск верного пути предполагает формирование отдела по работе с данными, интеграцию систем, обеспечение жизненного цикла данных, образование центров компетенций по работе с данными, расширение экспертизы, наполнение бизнес-глоссариев, каталогов данных и т. д.
Большое значение имеет обучение грамотности работы с данными, т. е. приобретение навыка, помогающего получать данные и использовать их для оптимального решения конкретных задач.
Основной принцип работы в этом направлении – не плодить сущности, отметил руководитель отдела по работе с ключевыми заказчиками и развитию бизнеса компании Datareon Георгий Нанеишвили.
Как и у всего остального, у данных есть жизненный цикл. Сотрудники отдела по работе с данными должны понимать потоки их движения (от зарождения до использования). Данные стареют, удалять их необязательно, но в ключевых каталогах, справочниках и хранилищах нельзя держать устаревшие и неактуальные данные, подчеркивалось в выступлениях.
Среди других рекомендаций экспертов – не дублировать информацию в разных системах. Лучше вводить данные в одну и реплицировать в другие системы. Идеальный вариант – использовать MDM-систему, что позволяет значительно повысить качество данных. Одна из заметных тенденций на рынке – спрос на такие системы, особенно методологию (как вести нормативно-справочную информацию в разных системах, синхронизировать, реплицировать и т. д.).
На тематической секции, посвященной решениям класса MDM, представители компании SOFROS – «платинового» партнера Datareon – сравнивали проекты внедрения MDM-системы и доработки существующих ERP-систем для управления НСИ. MDM-система в этом случае – более выгодный вариант с точки зрения реализации и дальнейшей эксплуатации. В частности, можно значительно сократить время согласования информации между подразделениями, снизить расходы на управление одинаковыми справочниками в разных системах. Кроме того, упрощается процесс сбора данных для аналитики и отчетности.
В компаниях обычно не сложно получить информацию по отделу или нескольким смежным. Проблемы начинаются, когда один департамент (например, продаж) ищет информацию из другого подразделения (допустим, логистики). В результате все обращаются за данными и отчетами в ИТ, которые становятся «узким горлышком», а время ожидания отчетов увеличивается. Запросы в ИТ-подразделения на предоставление данных растут как снежный ком, сотрудники едва справляются. По большому счету, они не должны этим заниматься, но приходится.
Сократить время предоставления отчетности можно, если информация формируется ближе к потребителю, в компании развивают культуру работы с данными, внедряют соответствующие ИТ-инструменты, задействуют возможности искусственного интеллекта.
Преимущества платформы
Умение правильно собирать данные и формировать хранилище для последующего составления отчетности (в рамках своего подразделения) окупится сторицей. Когда таких людей в компании становится все больше, они понимают, где взять информацию, многие проблемы в области управления данными удается преодолеть. Правда, при условии реализации соответствующей стратегии, которую компания разрабатывает самостоятельно или с помощью сторонних экспертов. Data Management (управление данными) предусматривает имплементацию стратегии. Решение большей части таких вопросов обеспечивается на базе такого продукта, как Datareon Platform.
Опытом внедрения и эксплуатации решения поделился директор департамента управления цифровыми платформами Systeme Digital, Systeme Electric Артем Макаров. Переход на платформу происходил постепенно: первое знакомство с решениями вендора произошло в рамках интеграционного проекта на базе Datareon ESB. Основными критериями выбора послужили, в частности, асинхронный обмен, гарантированная доставка информации, преобразование и трансформация сообщений, понятные инструменты мониторинга и контроля, администрирования и поддержки, наличие на платформе low-code.
Эксперт рассказал, почему было принято решение перейти с шины данных на платформу. Отказ от отдельных разрозненных продуктов в пользу платформенных решений в сфере управления данными – это общемировой тренд. В частности, «букет» из десятков систем не может эффективно работать на разных платформах, требуется дополнительный штат сотрудников, которые это разнообразие будут поддерживать.
В выступлениях на конференции отмечалось, что большинство руководителей предприятий считают уникальными свои бизнес-процессы. Но практика говорит об обратном: в 90% случаев процессы в рамках одной отрасли схожи. Одно из преимуществ платформы в том, что можно создавать типовые решения, которые пользуются спросом среди широкого круга заказчиков.
Предприятия готовы инвестировать в защиту данных. Аналитики отмечают спрос на платформы, на базе которых можно объединять все данные предприятия.
Отраслевая грамотность
По мере развития практики управления данными отдельные задачи можно решать с помощью специализированных решений. Но основой реализации стратегии в данной сфере служит повышение грамотности работы с данными.
В рамках соответствующей программы Data Literacy компания Datareon открыла своим заказчикам с активной расширенной лицензией бесплатный доступ к базовым курсам. Для предприятий предусмотрены также индивидуальные курсы.
Темпы цифровизации отрасли требуют большего внимания к теоретической подготовке студентов. Об этом, в частности, шла речь в выступлении генерального директора Datareon Алексея Орехова. По его словам, важно обеспечить мост между образованием и запросами бизнеса, чтобы выпускники вузов становились специалистами, готовыми самостоятельно приступать к решению актуальных задач. Поэтому была анонсирована программа Академия Datareon, в рамках которой вузам предлагается совместно с компанией открыть Datareon Lab – лабораторию совершенствования кадрового потенциала для ИТ-отрасли.
Слушатели получат доступ к технологиям интеграции данных, приобретут навыки работы с платформой управления данными, смогут участвовать в проектах, рассчитанных на импортозамещение и оптимизацию ИТ-ландшафта компаний.
Уйти, чтобы вернуться?
Настроения относительно замещения импортных решений аналитики изучили в ходе исследования, проведенного в декабре 2024 г. Более половины респондентов (56%) уверены, что темпы импортозамещения не снизятся, 19% опрошенных рассчитывают, что текущая ситуация сохранится до 2027 г. Эта тема (наряду с интересом к low-code платформам и кадровым голодом) стала одной из центральных в ходе дискуссии «Главные тренды российской ИТ-отрасли».
Например, участников разговора спрашивали о готовности компаний к частичному возврату иностранных вендоров. Один из участников дискуссии, руководитель белорусской компании «Электронная экономика» Максим Ефимович, заметил, что многие предприятия автоматизировали свои процессы на отечественных разработках, поэтому возвращение к зарубежным решениям окажется трудозатратным. Внедренные инструменты (в том числе уникальные разработки) успешно развиваются и могут быть экспортированы. В настоящее время откат к зарубежным продуктам не актуален.
Не боится возвращения иностранных вендоров на отечественный рынок технический директор Datareon Станислав Пиголкин, который признал, что в отсутствие конкуренции продукты не так активно развиваются. Кроме того, зачастую не знаешь, какие цены на продукт устанавливать, – сравнить не с чем. Присутствие на рынке других вендоров (иностранных или отечественных) стимулирует развитие. «Так что не вижу ничего плохого в появлении на рынке новых вендоров, пусть даже западных. Но мы будем драться за клиента», – сказал технический директор Datareon.
Требования с избытком
Серьезной проблемой участники дискуссии назвали дефицит кадров. Прогнозируется, что кадровый голод сохранится в ближайшие пять лет. Такую точку зрения разделяют более 70% респондентов упомянутого опроса.
Советник директора по ИТ «УК «Кузбассразрезуголь» Владимир Кочергин считает, что нужно менять подходы к подбору кандидатов. Не всегда удается распознать подходящего кандидата. Иногда разумно отказаться от избыточных требований к соискателям. Бывает, читаешь заявку со списком требований к претенденту на вакансию и создается ощущение, что ищем космонавта или супермена, который нас способен заменить и работать на любой позиции. Нужно искать людей, которые стремятся развиваться, соответствуют своей должности на «4 с плюсом», и дальше создавать условия для повышения квалификации.
Что касается уникальных специалистов, то эксперт верит в распределенные команды, но не в составе крупных компаний. Для решения специализированных ИТ-задач есть интеграторы.
Проблема дефицита кадров актуальна и в Беларуси. Однако, по словам Максима Ефимовича, динамично развивается взаимодействие ИТ-компаний и учебных заведений. Студентам и выпускникам университетов, ИТ-школам предлагается возможность стажировки. Компании заинтересованы в том, чтобы растить собственные кадры, поддерживать их развитие. Создаются профильные кафедры, поставляется необходимое программное обеспечение. Все это помогает формировать экосистему подготовки специалистов.
Архитектор программного обеспечения Ульяновского государственного университета Александр Шабалин считает, что в вузе надо обучать базовым вещам, связанным с программированием. Будущий специалист должен уметь выстроить логику создания программы, понимать ее архитектуру (взаимодействие модулей). Иначе использование будущим специалистом инструментов low-code, платформ вряд ли будет эффективным с точки зрения разработки эффективных решений. Ценность базового фундаментального образования предполагает изучение набора обязательных языков программирования, других инструментов. Факультативно можно осваивать существующие платформенные решения.
Обучение информационным технологиям на непрофильных специальностях имеет свою специфику. На базе цифровой кафедры студентов знакомят с различными ИТ-инструментами, методами, основами программирования. В Ульяновском госуниверситете, например, есть курс «Цифровые инструменты для прикладного анализа данных в медицине». Студентам медицинского факультета предоставляется возможность освоить инструменты и методики, которые они могут использовать в своей работе.
Как показали выступления на конференции, на фоне роста объемов и повышения скорости обмена данными усиливается потребность бизнеса в оперативном получении актуальной информации из различных источников. Современные методы бесшовной интеграции систем, возможности платформенных решений, инвестиции в повышение грамотности персонала – неотъемлемые слагаемые формирования эффективного ИТ-ландшафта для решения ключевых задач предприятия.
- ВКонтакте
- Telegram