Уровень импортозамещения в сегменте коммуникационного ПО оценивается в 39%. Зарубежные продукты еще пользуются спросом в нашей стране. Однако в прошлом году маятник, пусть и едва заметно, качнулся в пользу отечественных решений. В какой мере этому способствует команда «Труконф», представители компании и ее партнеров рассказали в рамках «Демодня Труконф».
Вывод о динамике развития сегмента следует из опроса более 600 верифицированных специалистов, внедряющих и обслуживающих системы видеосвязи и корпоративные мессенджеры в 17 городах России (исследование провели аналитики «Видео+Конференция»).
39% опрошенных экспертов подтвердили, что их компании отдают предпочтение российским решениям для видеоконференций, год назад таковых было 33%. И отечественное, и зарубежное решение есть у 27%. Четверть респондентов до сих пор пользуются только импортным продуктом. И лишь 34% сторонников иностранных решений их оплачивают, остальные – довольствуются «бесплатным сыром».
По данным «Труконф», одна часовая конференция на 100 абонентов в среднем обходится провайдеру в 10 долл. Если сервис используется бесплатно, то не исключено, что провайдер монетизирует данные. За последние несколько лет давали о себе знать различного рода скандалы, например, вокруг Zoom.
По данным аналитиков, Zoom и Microsoft на российском рынке еще держатся в первых строчках рейтинга и не отказывались от поставок бесплатных версий. Есть пользователи, которые сохраняют в рабочем состоянии системы Cisco, хотя вендор официально прекратил работу в нашей стране в марте 2022-го.
ВКС-пирог и проект-рекордсмен
На фоне санкций в России появилось немало новых продуктов с функциональностью ВКС. Только в 2024 г., по некоторым оценкам, на рынке было представлено более 30 программных клиентов для цифрового общения (преимущественно open source).
Объем отечественного рынка ВКС-решений оценивается скромно – не более 8 млрд руб. (менее 1% мирового). Кусок «Труконф» в этом пироге – самый большой, сообщил на конференции директор по связям с общественностью компании Арсен Мартиросян. Правда, он привел данные за 2023 г.
В «Труконф» самая большая в Европе команда специалистов по созданию ВКС-решений. В их разработку вендор инвестировал в 2024 г. свыше 1 млрд руб. Вышло более 30 продуктовых релизов. У пользователей решений появилось примерно 2 тыс. новых возможностей, подсчитали в компании, отметив, что не все они видны невооруженным глазом. Счет улучшениям и исправлениям («подкапотным оптимизациям» устройств, в том числе клиентских) идет на тысячи.
В прошлом году на серверах «Труконф» в России было проведено более 10 млн групповых видеоконференций (по данным, полученным от заказчиков компании).
Среди реализованных корпоративных проектов стоит отметить примеры внедрений и замены импортных продуктов в МВД (проект-рекордсмен на 1 млн пользователей), «Ростелекоме», «Газпром нефти». Продуктами компании пользуется около 70% министерств и половина всех федеральных служб, три из четырех крупных российских операторов связи.
Продукты на экспорт
«Труконф» выступает в роли экспортера своих продуктов, в частности, на большой и перспективный рынок Индии. Cистемы коммуникаций в BST (организация космических исследований этой страны), а также в компании Arista построены на базе программных инструментов «Труконф».
Силовые структуры за рубежом – классический якорный заказчик вендора. Примечательно, что для национальной полиции Индонезии SaaS оказался менее выгодным, чем продукт российского поставщика. К TrueConf Enterprise, который заменил Zoom, подключено 10 тыс. сотрудников индонезийской полиции (завершен первый этап проекта).
Новые проекты реализованы по заказу силовых и других структур Перу, Анголы, Саудовской Аравии, Филиппин, Непала, Израиля, Вьетнама. Для такой категории заказчиков важно хранить все данные и результаты коммуникаций на собственном оборудовании, централизованно управлять доступом к таким системам.
В рамках XV БРИКС Саммита также использовались решения «Труконф». Зарубежные аналитики включают вендора в топ-17 ведущих поставщиков ВКС-решений в мире.
Обратная связь пользователей в России и за рубежом помогает компании оптимизировать и развивать продукты.
События последних лет, начиная с ковидного 2020-го, подстегнули сегмент on-premise – на него в 2023 г. пришлось более половины продаж ВКС-продуктов. Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет будут пользоваться повышенным спросом инсталляции on-premise, а не облачные. Крупные клиенты предпочитают развивать собственную инфраструктуру в надежде избежать рисков, связанных с блокировками, отсутствием обновлений и иными подобными неожиданностями. В то же время небольшие компании интересуются прежде всего облачными решениями.
Темпы развития сегмента корпоративных коммуникаций отражаются и на рынке труда – растет спрос на сисадминов со знанием технологий и продуктов ВКС, о чем можно судить по количеству вакансий. К такому выводу пришли эксперты компаний «Труконф» и HeadHunter на основе анализа больших данных. В третьем квартале прошлого года насчитывалось около 2 тыс. вакансий для ИТ-специалистов, одно из обязательных требований к которым – умение работать с ВКС-продуктами.
Из email в чаты
Анонсируя возможности решения TrueConf Server 5.5, директор по маркетингу компании «Труконф» Лев Якупов рассказал о многочисленных изменениях, в которых нашли отражение актуальные рыночные тенденции. Одна из них – миграция корпоративного общения из email в чаты. Такому способу отдают предпочтение менеджеры, которые через чаты координируют различные проекты и задачи. Основная причина – удобство. Можно быстро установить контакт, приложить документы, изображения, организовать совместную работу, мгновенно получить обратную связь. Роль email при этом снижается до уровня транзакционного инструмента.
В ответ на данный запрос бизнес-сообщества в предлагаемых решениях постепенно стирается граница между мессенджером и ВКС. «Наш продукт – это не просто система ВКС, а корпоративный мессенджер. Мы активно развиваем TrueConf Server как чат-платформу в том числе», – сказал Лев Якупов.
Среди новинок очередного релиза – папки с чатами, которые упростят и упорядочат работу с многочисленными каналами, поддерживаемыми переписками. Внутри папок можно складывать любое количество чатов, и они синхронизируются на любом устройстве. В последующих релизах запланированы динамические папки, которые будут автоматически наполняться по заданным критериям.
Еще одно нововведение – опция «архив», куда можно отправить чаты, пик активности которых прошел, например, по окончании работы над проектом или локальной задачей. Добавилась поддержка каналов. По сути, это те же чаты, но они иначе оптимизируются на уровне сети и баз данных. Каналы могут быть большими (в зависимости от участников счет идет на тысячи) и создавать нагрузку на сеть. В ходе оптимизации вендор реализовал ряд механизмов. Например, если часть файла, которым пользователи обмениваются в чатах, появляется внутри одной подсети, то приложение само раздает его другим абонентам, чтобы снизить нагрузку на сервер. Такой подход позволяет при активном использовании корпоративных чатов (с большим количеством файлов) не мешать проведению конференций.
В ответ на пожелания пользователей в новом релизе предусмотрены закрепление чатов с важной информацией, а также проведение опросов разных типов (с несколькими вариантами ответов). Для каждого опроса можно создать несколько кампаний (опросы снабжены уникальными ссылками), настроить соответствующие права.
Обновилась гостевая страница TrueConf Server, чтобы пользователям было легко сориентироваться – скачать приложение, подключиться к конференции (специально выделена кнопка), найти контакты администратора сервера.
После трансформации стал удобнее планировщик. Теперь можно более гибко настраивать расписание, проще выбирать время начала конференции, ее продолжительность (удобные слоты).
Минимум действий – максимум возможностей
Большое внимание в выступлениях, посвященных обновленным решениям, было уделено таким опциям, как интеграция с TrueConf AI Server, автоматическому протоколированию. Умный алгоритм фиксирует все детали обсуждения и автоматически формирует протокол совещания с учетом специализированной терминологии и пунктуации. В разработке – интеллектуальный поиск, который позволит находить фрагменты совещаний по их описанию и смыслу, не придется уточнять ключевые слова.
Для целого ряда реализованных улучшений характерны преимущества в виде низкой нагрузки на инфраструктуру и удобных инструментов, к которым пользователи привыкли, когда применяли зарубежные решения.
В рамках «Демодня Труконф 2025» представители компании напомнили, что не прекращается разработка новой архитектуры TrueConf Enterprise 2.0. В системе Enterprise используется несколько (десятки) TrueConf Server с различными ролями. Участникам мероприятия рассказали, как меняется интерфейс решения. Пришло время обновления панели управления. Работа над продуктом вышла на финишную прямую и находится на стадии закрытого бета-тестирования.
Количество анонсов и новинок, о которых представители «Труконф» постарались рассказать в рамках одного мероприятия, стало своего рода вызовом для организаторов «Демодня». Справиться с ним помогли продуктовое шоу, презентации на стендах с участием партнеров. В отведенной для этого демозоне было весьма тесно и очень оживленно. Презентации новых решений, комментарии специалистов не оставили сомнений, что у компании «Труконф» по-прежнему амбициозные задачи по расширению ВКС-горизонтов.