Вендор уходит, экспертиза остается

В конце ноября в Москве прошла конференция «ИТ-сервис сегодня: от вызовов до решений», организованная компаниями «Мобиус Технологии» и «ФОРС Дистрибуция». Специалисты в сфере обслуживания критичных ИТ-инфраструктур и консалтинга объединились, чтобы обсудить ситуацию на рынке, вызовы, с которыми столкнулась ИТ-отрасль, и наметить план действий. Один из выводов дискуссий состоит в том, что эффективность использования цифровых технологий в новых макроэкономических условиях в большей мере зависит от экспертных знаний, чем от наличия аппаратных решений и программных инструментов.

 

На сломе миров

Уход с российского рынка зарубежных вендоров, с которыми несколько десятилетий развивали партнерские отношения отечественные ИТ-компании, резко изменил привычный ИТ-ландшафт. Российские специалисты взяли вынужденную паузу, перевели дыхание и теперь настроены продолжать бизнес в новых условиях, делились мнениями о происходящем участники конференции. Интерес к мероприятию проявили ИТ-директора, руководители смежных отделов и технические специалисты.

Открылась конференция разговором на тему «BANI-мир: выживать или развиваться?». Напомним, что за аббревиатурой BANI скрываются четыре определения (brittle, anxious, non-linear, incomprehensible), означающие хрупкий, тревожный, нелинейный и непостижимый. В мире с такими характеристиками все может «пойти не по плану» в любой момент. На сломе эпох приходится принять как данность смену парадигмы и искать новые бизнес-модели.

Предваряя выступления представителей компаний, которые вынуждены были пересмотреть свои приоритеты после 24 февраля, модератор дискуссии – управляющий партнер компании «Мобиус Технологии» Михаил Сизов – привел ряд цифр. В связи с уходом из России зарубежных вендоров основной проблемой для 56% компаний, которые пользуются их решениями, является отсутствие техподдержки, 43% находятся в процессе перехода на отечественные технологии, а 40% только планируют это сделать.

Проекты и люди

Когда 3 марта Accenture объявила о решении уйти из России, то, по словам управляющего директора, руководителя департамента «Технологии и системная интеграция» компании Axenix (ранее – Accenture) Марии Григорьевой, первыми встали вопросы, как сохранить бизнес клиентов и выполнить проекты, обеспечить бесперебойность внутренних операционных процессов на стадии выхода из глобальной структуры, как удержать сотрудников, сохранив высокие стандарты обслуживания и культуру компании.

По мнению эксперта, все участники рынка столкнулись с испытаниями, но при этом оказались в разных условиях. Непросто приходится компаниям, которые зависят от сервисов, предоставляемых из штаб-квартир за пределами России. Многие использовали глобальную поддержку. Сейчас важно оценить приоритеты замены, подыскать возможные альтернативы с учетом ограничения локальных решений. В то же время разработчики могут применить имеющиеся наработки, чтобы занять освободившиеся рыночные сегменты.

 

Находчивость CIO

Важность поддержки инфраструктуры, роль партнерских взаимодействий, а также опыта CIO, которые проявляют находчивость, чтобы оперативно заменить оборудование, ПО, найти нестандартные решения, отметил в своем выступлении директор по развитию бизнеса компании AST Александр Тригуба. Самой большой проблемой он назвал удержание специалистов, которые получили сертификации, прошли обучение. С весны 2022 г. началось активное перемещение сотрудников между отраслями, затем миграция ИТ-специалистов. Рынок изменился кардинально – замена продуктов, перепрофилирование и т. д., что не могло не отразиться и на оплате труда («специалист по SAP плачет, когда видит вакансии, на которые приглашается программист 1С»).

Инфраструктура нуждается в обеспечении устойчивости и независимости, отмечали участники разговора. В банке ВТБ предпочитают оперировать другими понятиями – надежность и импортозамещение, уточнил заместитель руководителя департамента развития инфраструктуры и вице-президент ВТБ Николай Шуткин. Еще в 2020 г. в банке приступили к реализации программы повышения устойчивости предлагаемых сервисов (оптимизировали процессы, резервировали системы, запустили дата-центр). Все это помогло подготовиться к турбулентности. Корпоративная программа импортозамещения предусматривала поиск аналогов используемых решений и дала возможность создать запас производительности. Отток квалифицированных кадров – дополнительный вызов. Выходом в сложившейся ситуации стала модель смарт-сорсинга – приглашение персонала для решения определенных задач.

 

Перезагрузка сегмента

Весной уходящего года дал трещину привычный ландшафт сегмента дистрибуции. О том, насколько стремительно это произошло, на собственном опыте ощутила компания «ФОРС Дистрибуция», известная в прошлом как моновендорный дистрибьютор Oracle. 4 марта вендор аннулировал все партнерские контракты «ФОРС Дистрибуции». В блоге корпорация разместила сообщение о том, что продукты и услуги Oracle не разрешены к экспорту, реэкспорту, передаче или использованию в России или Белоруссии. Вендор также отозвал сервисы и поддержку для российских и белорусских компаний, дочерних компаний и партнеров.

«Нас спасло то, что мы были лидерами и относили себя к классу проектных дистрибьюторов, у нас остались специалисты, их экспертиза, жизненный опыт и большой оптимизм», – сказал директор по технологиям компании «ФОРС Дистрибуция» Андрей Тамбовский. По его словам, перезагрузка страны – четвертая по счету для тех, кто родился во времена СССР, непросто перестраиваться в очередной раз, но опыт предыдущих переломов позволяет быть уверенными, что при правильном подходе можно продолжать работать. В период кризиса риск и опасность «уравновешиваются» потенциальными перспективами, если поменьше думать о первых двух факторах и побольше о возможностях.

Поскольку работа с партнерами у «ФОРС Дистрибуции» «зашита» в ДНК, компания старается выстраивать альянсы. В новых условиях партнерское взаимодействие развивается с компанией Mobius («Мобиус Технологии»). Если визитной карточкой для «ФОРС Дистрибуции» были продукты Oracle, то для «Мобиус Технологии» – IBM. Предстоящее сотрудничество позволит компаниям достичь синергетического эффекта, утверждает эксперт.

После ухода вендора с российского рынка и дистрибьютор, и заказчики оставались некоторое время в растерянности, пока не выяснилось, что в других странах (откуда Oracle не уходила), существует рынок, на котором трудятся независимые бизнес-провайдеры. И заказчики отдают предпочтение услугам поставщиков сервиса, предложения которых соответствуют реальным потребностям и планам развития ИТ-клиента.

Для того чтобы найти свой путь на аналогичном рынке, у «ФОРС Дистрибуции» есть специалисты, патчи и информационные системы, сказал эксперт. По его словам, у компании сильная команда. До 24 февраля это были специалисты по софту, а теперь и по «железу» тоже. К команде присоединились сотрудники, которые прежде трудились в зарубежных компаниях.

«Эффективная работа «ФОРС Дистрибуции» как сервисной компании опирается на три столпа: высококвалифицированная команда; собственная база знаний, общий объем которой составляет 3,5 терабайта; информационные системы, обеспечивающие высокое качество предоставляемых услуг», – сказал Андрей Тамбовский.

В компании развернуты информационные системы, которые позволяют предлагать поддержку баз Oracle без вендора. Правда, есть одно исключение. Если обнаружится ошибка, не встречавшаяся ранее, то переписать базы данных без вендора не получится.

Для обеспечения стабильной работы оборудования ушедшего вендора у «ФОРС Дистрибуции» есть эксперты, запчасти и ИТ-инструменты. На основе статистики, собираемой информационной системой, специалистам известно, что и с какой частотой выходит из строя, это позволяет заказывать запчасти проактивно.

К концу уходящего года стало очевидно, что первоначальный шок («вендор ушел, запчастей нет, все пропало») сменился осознанием возможностей – корпорация освободила сегмент, раньше она неохотно делилась рынком техподдержки «железа». И это дает шанс «ФОРС Дистрибуции» развиваться в новом для компании направлении. Что касается перспектив, то заместить импортные решения мгновенно едва ли получится. Поэтому первоначальная задача – обеспечение бесперебойной работы инфраструктуры заказчиков на зарубежных решениях (ставка на консервативную стратегию) – должна сопровождаться усилиями по постепенному переходу к отечественным аналогам.

В выступлении директора департамента технологического консалтинга «Мобиус Технологии» Николая Молчанова речь шла о цифровом консалтинге (как одном из ключевых направлений деятельности). К внедрению решений с открытым исходным кодом компания приступила несколько лет назад и продолжает обогащать этот опыт. Для заказчиков, испытывающих трудности в сфере импортозамещения, большую ценность представляет методика процедуры перехода, рассчитанная на внедрение не только российских решений, но и доступных импортных, а также инструментов с открытым исходным кодом. Заказчикам «Мобиус Технологии» предоставляется возможность воспользоваться знаниями и компетенциями специалистов компании. Для этого в рамках реализуемых проектов делается ставка на обучающие курсы и передачу экспертизы.

При подведении итогов обсуждения участники конференции были единодушны в том, что создание необходимого запаса прочности в условиях неопределенности дает возможность подготовиться к различным сценариям развития ситуации. Результативность будущих проектов в большой мере зависит от компетенций, знаний и продуктивности команд, способных перестраиваться и адаптироваться к новым рыночным условиям.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку