3DEXPERIENCE: ИТ в эпоху смены поколений
Основные этапы становления Dassault Systemès

Основные этапы становления Dassault Systemès

14 октября французская компания Dassault Systemès провела в Москве 11-й форум 3DEXPERIENCE Russia 2016, на котором были представлены последние достижения Dassault, партнеров и клиентов в 12 отраслях промышленности – от авиастроения, горнодобывающей, транспортной, энергетической и судостроительной отраслей до производства розничных товаров. Выступления топ-менеджмента компании Dassault Systèmes и приглашенных спикеров позволили российской аудитории ознакомиться с новейшими разработками в области программного обеспечения для трехмерного проектирования и систем управления жизненным циклом изделия.

Открыл форум Лоран Бланшар, исполнительный вице-президент по региону EMEAR по международным альянсам и услугам, докладом под названием «Экономика впечатлений в действии». Наверняка это словосочетание резануло слух многих российских читателей, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Это старая наша беда – к сожалению, не все западные термины легко и однозначно переводятся на литературный русский язык, поэтому у нас довольно часто прибегают к заимствованиям, чтобы не изобретать какие-нибудь немыслимые «мокроступы». В самом деле, как перевести используемый в данном специфическом контексте термин experience? Переводчики Dassault Systemès предложили Лорану Бланшару следующий вариант – «впечатление». Увы, этот вариант не очень точно отражает то, о чем говорят англоязычные спикеры. Когда мы слышим в докладе «customer experience», «experience thinking», «economy of experience» и «business experience», то речь идет не просто о «впечатлениях», а об опыте работы клиента с тем или иным продуктом, о жизненном опыте в конечном итоге. При таком понимании все становится на свои места и доклад Лорана Бланшара приобретает изначальный смысл.

На выставке 3DEXPERIENCE можно было с головой погрузиться в мир виртуальных технологий

На выставке 3DEXPERIENCE можно было с головой погрузиться в мир виртуальных технологий

Вице-президент по региону EMEAR дал краткий исторический экскурс, описав основные этапы становления Dassault Systemès. С 1981 г. компания получила известность как производитель промышленного ПО для 3D-дизайна. С 1989 г. французы поднялись на новый этап – Digital MockUp (DMU), т. е. цифрового макета – совокупности электронных документов, описывающих изделие, его создание и обслуживание. В 1999 г. Dassault Systemès, осознав необходимость цифрового сопровождения жизненного цикла изделия, начала заниматься разработкой систем 3D PLM (product lifecycle management). Наконец, с 2012 г. компания настойчиво внедряет в головы своих заказчиков и партнеров новую концепцию, которую обозначает термином 3DEXPERIENCE.

Лоран Бланшар обозначил пять ключевых сфер, в которых находит себе применение идеология «business experience»: умные (smart) города, создаваемые для комфортного проживания; грамотное использование природных ресурсов и новая (возобновляемая) энергетика; здравоохранение принципиально нового уровня, нацеленное на конкретного пациента; образование и передовые научные исследования; глобальное производство с локализацией продуктов. Конечная цель 3DEXPERIENCE – обеспечивать бизнес и людей инновациями, которые гармонизируют производство, природу и жизнь человека.

Алексей Рыжов, генеральный директор Dassault Systemès по России и СНГ

Алексей Рыжов, генеральный директор Dassault Systemès по России и СНГ

Алексей Рыжов, генеральный директор Dassault Systemès по России и СНГ, посвятил свой доклад очень интересной теме – «Развитие технологий в эпоху смены поколений». Так, он отметил, что сегодня двигателем мировой экономики является «поколение Х» – это люди, родившиеся в промежутке между 1960 и 1980 гг. Как правило, для людей этого поколения характерны такие черты, как «стремление подчиняться социальной иерархии», «отказ от революционных рывков», «желание карьерного роста», «жесткое следование стандартам», «стремление к накоплению материальных благ» и т. д.

Однако мы входим в период социальной турбулентности, когда бразды правления уже начинают постепенно переходить к «поколению Y» – людям, родившимся между 1980 и 2000 гг. Это эгоистичное поколение, открывшее миру «селфиманию». Эти «новые люди» не готовы выполнять любой приказ – они всегда задаются вопросами о целесообразности выполнения той или иной поставленной задачи. Они создают смыслы лучше, чем деньги, и работают, чтобы жить, а не для откладывания зарплаты на сберкнижку. Они автономны и работают не по графику, а круглосуточно и всегда предпочитают оставаться на связи. Эти люди совершенно искренне стремятся изменить мир к лучшему, поэтому они практически всегда интересуются миссией и видением компании, в которой планируют работать. Они энтузиасты и, как правило, являются приверженцами западных брендов.  Алексей Рыжов, обратившись в аудитории форума, пошутил: «К вам на предприятия наверняка уже пошел этот новый поток Y, и вы почувствовали, что они живут по другим законам».

Однако на горизонте уже обрисовывается новое «поколение Z» – молодые люди, родившиеся в XXI в. Вы удивитесь, но они хотят изменить мир еще больше и скорее, чем «поколение Y». Люди Z – это самое образованное и общительное поколение из всех, которые когда-либо рождались на нашей планете. Они отрицают любую иерархию, как и ценность брендов. Люди Z живут открыто, и они абсолютно открыто выражают свои мысли. Интересно, что в качестве живого примера Алексей Рыжов привел своего собственного сына, описав как тот, обнаружив, что в его конструкторе недостает какого-то элемента, просто сел за компьютер, нарисовал модель и затем вывел ее на 3D-принтер. Ему даже и в голову не пришло подойти к отцу и попросить купить эту деталь в магазине. Этот простой пример демонстрирует совершенно иной метод решения проблем.

Казалось бы, мы, «поколение Х», продолжаем держать бразды правления в своих руках, и власть еще не скоро перейдет к «поколению Y», а люди Z еще не окончили школу. Какое же нам дело до их «фантазий»? Оказывается, самое непосредственное. Сегодняшние крупные проекты в области градостроительства, транспортной индустрии и энергетики имеют горизонт планирования от 50 и до 100 лет. Так, японская компания «Тойота», в которой ранее работал Алексей Рыжов, при вложении крупных инвестиций в различные зарубежные проекты просчитывает ход развития страны на 70 лет. Наша российская «Национальная технологическая инициатива» рассчитана до 2035 г., да и некоторые федеральные целевые программы имеют горизонт планирования до 2050 г. Расчетный срок службы современной электростанции – 60 лет, а американцы планируют увеличить его до 80 лет. Таким образом, уже сегодня мы, «поколение X» начинаем закладывать те элементы инфраструктуры будущего, в котором будет жить «поколение Z». А это значит, что мы должны ориентироваться не только на свои представления о жизни, но и на то, что мы видим в наших детях уже сегодня. Объективно, хотим того или нет, мы сегодня работаем на людей Z, которые родились в эпоху развитого Интернета. Они нас уже плохо понимают, им наша система ценностей кажется неестественной и неработоспособной, но мы не можем повернуться к ним спиной, потому что именно они – наше будущее.

Футуристическую тему будущего продолжил доклад дизайнера Владимира Пирожкова под названием «Глобальные вызовы. Инновации. Россия будущего». Это было  интересное и яркое выступление, в «сухом остатке» которого так и читается известная всем нам с детства формулировка: «Космические корабли бороздят просторы Вселенной». Но если говорить серьезно, то Владимир Пирожков предложил очень точное, содержательное разделение таких популярных сегодня понятий, как модернизация и инновации. Отметим, что именно модернизация подверглась критическому разбору. Докладчик указал на то, что при модернизации продукта мы в конечном итоге приходим к «пределу прогресса», когда данный продукт достигает оптимального уровня сложности. Дальнейшее его развитие может приносить лишь видимые усовершенствования, но на практике не обеспечивает реальных дивидендов. Например, автомобиль. Первые десятилетия его развития были самыми успешными – они приносили реальные улучшения конструкции, но в определенный момент мы «уперлись в потолок». Конечно, можно добавлять в автомобиль все новые и новые «электронные фишки», но при этом вы будете по-прежнему стоять в городской пробке. Дальнейший прогресс требует нового рывка – перехода к принципиально новому этапу. Скажем, к переносу движения с плоскости дороги в пространство воздушной среды. Вот это, с точки зрения Владимира Пирожкова, и есть настоящие прорывные инновации. Поэтому основным посылом его доклада был следующий: нам нужно стремиться не к модернизации традиционного производства, а к инновациям – к рывку на новый уровень.

Владимир Пирожков отметил, что США сегодня расходуют около 465 млрд долл. на инновации, Китай – 208 млрд, Япония – 165 млрд, Германия – 99 млрд, Южная Корея – 77 млрд, Франция – 52 млрд, Россия – 40 млрд.

Даниэль Пизак, директор инженерного центра CATIA, привел конкретный пример «аддитивного» производства

Даниэль Пизак, директор инженерного центра CATIA, привел конкретный пример «аддитивного» производства

После этих концептуальных докладов последовала очередь выступлений «практиков», которые опустили аудиторию форума с футуристических высот на нашу грешную землю. Так, Даниэль Пизак, директор инженерного центра CATIA, в своем выступлении привел конкретный пример «аддитивного» производства. Он показал, как с помощью инструментов CATIA можно взять некую деталь и проработать возможность уменьшения ее весогабаритных характеристик. На глазах участников форума Даниэль Пизак продемонстрировал на большом экране всю последовательность манипуляций, которые необходимо было произвести инженеру-конструктору, чтобы, как говорится, «в режиме реального времени» просчитать все последствия внесенных им в конструкцию изменений, протестировать прочностные характеристики и выдать задание на 3D-принтер, причем речь шла о печати группы из четырех металлических конструкций, а не просто пластиковой болванки.

Тома Гран, вице-президент по энергетической отрасли Dassault Systemès, показал возможности оптимизации бизнес-процессов отечественного бизнеса и экспортной деятельности на примере виртуальной модели АЭС.

Борис Тюрин, главный специалист по PLM ООО «ГАЗ-ИТсервис», рассказал о внедрении новых решений Dassault Systèmes в Группе ГАЗ. Он отметил, что 3D-моделированием ГАЗ заниматься еще с 1990 г. для ускорения проектирования кузовных деталей. С 1995 г. на производстве потребовалось ускорение подготовки штамповой оснастки. С 2000 г. началась оптимизация управления конструкторской документацией. До 2005 г. предприятие работало с несколькими 3D-системами, так что приходилось содержать целый отдел, который занимался конвертацией 3D-моделей – эту проблему удалось решить в 2005 г. с переходом на единый формат CAD CATIA. C 2010 г. началось внедрение системы планирования и разработки продукта PPDS.

3dexperience-3C 2015 г. «ГАЗ-ИТсервис» развивает процессы производственного инжиниринга с помощью 3DEXPERIENCE DELMIA. В результате выполнения пилотного проекта были изучены новый интерфейс и функциональные возможности системы, отработаны технологии планирования техпроцессов сборки с элементами автоматической и ручной балансировки систем для стадии концепции производства, а также методы детальной симуляции работы манекенов для определения уточненного времени симуляции и эргономичности операций, подготовлен перечень предложений для Dassault Systèmes по дальнейшему развитию функциональных возможностей DELMIA при симуляции техпроцессов сборки с участием манекенов.

Ка выяснилось, переход на новую платформу 3DEXPERIENCE DELMIA повышает эффективность применения системы на ранних этапах планирования производства за счет улучшенного интерфейса, дополнительной функциональности и отработанных технологий. Использование подробной симуляции работы манекенов помогает более точно оценить загрузку рабочих ресурсов, выполняющих соответствующий комплекс операций, и общую трудоемкость процессов сборки при планировании концепции производства. Однако текущие функциональные возможности моделирования симуляций манекенов, выполняющих операции сборки изделий, не подходят для 100%-ной симуляции концепций производства, поэтому было рекомендовано применять детальные симуляции только для валидации наиболее сложных случаев (с точки зрения эргономики операций, логики и времени работы операторов сборщиков).

Татьяна Колосунина, директор по маркетингу по России и СНГ Dassault Systèmes, подвела итоги пленарной сессии, по завершении которой работа форума продолжилась в рамках пяти индустриальных сессий: авиастроение, природные ресурсы, транспорт, энергетика и судостроение.

Дмитрий Шульгин








 

ИД «Connect» © 2015-2017

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика