CSTB: цифра разрушает аналоговые стереотипы. 29 января в Москве открылась ежегодная международная выставка-форум CSTB. Telecom & Media 2019

Лейтмотивом одного из важнейших деловых мероприятий телевизионной и телекоммуникационной отрасли в этом году стала «цифровая трансформация телеком индустрии». Выставка-форум CSTB проходит при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, АНО «Цифровая экономика», ДИТ  Москвы и при генеральной поддержке Ассоциации кабельного телевидения России.

Компании и организации, участвующие в выставке, представили свои экспозиции по пяти ключевым темам. Технологии и сервисы доставки контента: OTT/IPTV; Live streaming; CDN; спутниковые/кабельные/IP/мобильные сети; ШПД; цифровое эфирное ТВ; TV Everywhere; 4К/8К; сотовые сети 5G; HDR; HFR; облачные технологии; медиатранспорт; дисплеи/экраны. Контент: телеканалы; продажа и закупка видеоконтента; монетизация; лицензирование; дистрибуция; продакшн и пост-продакшн; аудио- и видеотехнологии; спецэффекты (компьютерная графика, анимация); AR/VR-технологии; прямой эфир; системная интеграция. Управление контентом: компрессия/кодеки; транскодирование контента; графика и брендинг; управление медиаактивами; медиатранспорт; метаданные; формирование эфира. Медиапотребление (ТВ и видео): абонентские устройства; смарт-медиатехнологии; таргетированная реклама; онлайн-кинотеатры; персонализация. Инновационные технологии в медиа: Big Data; Интернет вещей; блокчейн; искусственный интеллект; «умный дом»; архивация и хранение; кибербезопасность.

 

Круглый стол «Цифровая трансформация телеком- и медиаиндустрии»

Первый день работы форума открыл круглый стол «Цифровая трансформация телеком- и медиаиндустрии», посвященный тенденциям развития российского рынка платного телевидения и телекоммуникаций в условиях цифровой экономики и трансформации бизнеса. Модераторами мероприятия выступили телеведущая Яна Чурикова и президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин.

К сожалению, в этом году не смог принять участие в работе основного мероприятия постоянный участник форума Алексей Волин, заместитель министра Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Организаторы CSTB также не смогли заинтересовать никого из законодателей профильных комитетов Госдумы.

Традиционно на круглых столах в рамках CSTB всегда вспыхивали интересные дискуссии, в ходе которых представители телекоммуникационного сообщества обозначали свои позиции в диалоге с властью и получали так необходимую им информацию о работе над законами, определяющими облик всей отрасли. В этом году полемики не возникло – как выяснилось, в отсутствие представителей власти участники круглого стола довольно быстро могут найти общий язык по вопросам, связанным с развитием технологий и бизнеса, и обсуждать им, по большому счету, особо нечего.

Первой на круглом столе выступила Диана Самошкина, вице-президент по работе с массовым сегментом ПАО «Ростелеком», задав общий позитивной настрой всей дискуссии. В частности, она отметила, что в отчете Международного экономического форума за прошлый год говорится о том, что рост проникновения Интернета на 10% приводит к увеличению ВВП на 1–2%. В России по итогам 2018 г. отмечается проникновение фиксированного ШПД в 60% домохозяйств страны. Таким образом, создается «реальный цифровой трамплин для создания любых цифровых сервисов». И этот «цифровой трамплин», конечно же, повлиял на медиаиндустрию. На рынке телеуслуг, как справедливо указала Диана Самошкина, мы уже подошли к той ситуации, когда персональное телесмотрение, персональное потребление телеконтента становится нормой, и это трансформирует весь телекомрынок: стандартная телемодель окажется нежизнеспособной уже в ближайшее время. Теперь в медиаиндустрии будут пользоваться спросом гибридные модели. Следующий шаг – повсеместное распространение телеассистентов-подсказчиков, которые будут помогать потребителю ориентироваться в безбрежном море предложений контента. В завершение своей речи вице-президент по работе с массовым сегментом ПАО «Ростелекома» обратила внимание на тот факт, что платные модели подписок в России уже начинают серьезно конкурировать с бесплатной рекламной моделью.

Алексей Янчишин, заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям «Национальной Медиа Группы», заявил о том, что российский пользователь уже готов платить за качественный контент, при этом именно эксклюзивный контент должен стать основой нового бизнеса: «Платформа вторична – пользователь идет не за оператором, не за каналами доставки, а за контентом». Что же касается пиратского контента, то данная проблема, по мнению Алексея Янчишина, по большей части уже решена.

Александр Косарим, директор по контентной политике ПАО «Ростелеком», генеральный директор «Медиа-Телеком», поддержал Диану Самошкину в части того, что в ближайшее время успех любой компании на рынке телекома будет зависеть от того, сумеет ли она предложить своим абонентам гибридные схемы смотрения.

Роберт Гндолян, генеральный директор АО «ЦТВ», согласился с мнением Алексея Янчишина о том, что сегодня необходимо делать ставку на эксклюзивный контент и таргетирование. По его мнению, лучший вариант для компании – наличие собственного производства эксклюзивного контента. Возвращаясь к проблеме борьбы с пиратством, Роберт Гндолян заявил, что именно создатели контента должны быть в первую очередь заинтересованы в борьбе с контрафактной продукцией.

Один из постоянных участников круглых столов, проводимых в рамках CSTB, Михаил Ковальчук, генеральный директор «Сигнал Медиа», довольно резко выступил по поводу возможностей развития платного телесмотрения. Он напомнил присутствующим, что Россия сейчас занимает место где-то между Нигерией и Тайванем, если представить объем рынка Pay TV в денежном эквиваленте: «Делить нам пока нечего».

Леонид Савков, коммерческий директор «Яндекса», отметил, что люди все чаще предпочитают видео в Интернете. Сегодня пользователь 4 часа в день проводит за смотрением телепередач, 1,5 часа просматривает видеоконтент в Интернете (средний показатель по России), но доля онлайн-смотрения неуклонно увеличивается.

Коммерческий директор «Яндекса» вернулся к обсуждению проблемы пиратства и выступил с призывом сделать что-то с американской компанией Google, которая не подчиняется российскому законодательству и продолжает выдавать в своем поисковике ссылки на пиратские сайты. В связи с этим Леонид Савков напомнил всем участникам круглого стола о том, что крупнейшие российские интернет- и медиакомпании 1 ноября прошлого года подписали меморандум, предусматривающий их сотрудничество в сфере защиты авторских прав и борьбы с нелегальными материалами. Среди тех, кто присоединился к соглашению, были «Яндекс», Rambler, Mail.ru, Первый канал, «СТС Медиа», ВГТРК и «Газпром-Медиа Холдинг».

Алексей Ефимов, генеральный директор «Первый канал. Всемирная сеть», постарался вернуть дискуссию к «главной фигуре» – пользователю контента. Он совершенно верно заметил, что пользователю «не важно, через какую «трубу» он получает контент». Алексей Ефимов привел очень удачное сравнение с ЖКХ: мы открываем кран и пользуемся водой, не заморачиваясь тем, какой именно оператор предоставляет эту услугу. Примерно так же и с поставкой контента: пользователь хочет иметь его в любое время и в любом месте, а через какие каналы и с помощью каких технологий будет доставлен контент, ему не интересно.

Павел Стешин, директор по работе с органами государственной власти и внешним коммуникациям «Триколора», высказал мнение, что в будущем лояльность абонента по отношению к оператору будет снижаться: «Потребитель платит за контент, а не за каналы доставки». Телевидение постепенно трансформируется в потребление видеоконтента, и выиграет та компания, которая сможет предоставить своему абоненту эксклюзивный контент.

Кирилл Махновский, генеральный директор ГК «Орион», заметил, что в таких вопросах нельзя увлекаться абстрактными категориями и делать на их основе неоправданные выводы: нет «пользователя вообще» – есть конкретный человек с конкретными потребностями, которые не у всех совпадают.

Роман Столярский, генеральный директор «ТПО Ред Медиа», вернулся к идее, ранее высказанной Михаилом Ковальчуком, и заявил, что при обсуждении возможностей создания качественного контента не надо забывать о российских реалиях – у нас нет таких бюджетов, как у западных монополистов. Например, тот же Netflix ежегодно тратит на закупку контента 15 млрд долл. – цифра несопоставимая с бюджетом всех российских медиакомпаний вместе взятых.

Ближе к концу дискуссии слово получил господин Эйден У, генеральный директор компании Huawei. Он перевел разговор в плоскость обсуждения современных технологий.

В частности, господин Эйден У отметил, что появление сетей 5G окажет колоссальное влияние даже не столько на привычную для сотовых операторов сферу B2C, сколько на сектор B2B – на производство, медицину и т. д. Руководитель Huawei также указал на тот факт, что мы пока не до конца понимаем, какое воздействие окажут на нас такие технологии, как, например, виртуальная реальность. Оно может оказаться настолько сильным, что современные дискуссии о контенте отойдут в прошлое. В связи с этим господин Эйден У поделился с участниками круглого стола своим видением развития китайского рынка медиауслуг, особо подчеркнув, что сервисы виртуальной реальности уже сейчас в топе запросов пользователей.

Финальную точку в дискуссии поставило краткое, но запоминающееся выступление Павла Анисимова, директора по отраслевому развитию АНО «Цифровая экономика». Он поддержал замечание руководителя Huawei о том, что главным бенефициаром сетей 5G станет экономика – в самом широком понимании этого слова. Павел Анисимов представил весьма оригинальное суждение о том, как сети 5G, которые появятся в секторе B2B, смогут оказать опосредованное влияние на сферу медиаиндустрии. Предположим, что благодаря появлению 5G станет возможным автопилотирование автомобилей. Что это означает для автолюбителя? Прежде всего то, что у человека освободятся руки и внимание для других дел, так что он сможет, например, заняться за рулем просмотром своего любимого сериала. Проще говоря, сети 5G и Интернет вещей могут снять с человека множество рутинных работ, чтобы у него было больше времени для отдыха и творчества.

Углубившись в футурологические изыскания, Павел Анисимов поднял весьма интересную тему, связанную с возможностью генерирования контента с помощью искусственного интеллекта. К сожалению, ограниченное время работы круглого стола не позволило присутствующим обсудить вопросы, связанные с тематикой AI (например, кто будет обладать авторскими правами на контент, созданный искусственным разумом).

На этой высокой «инновационной ноте», обращенной в будущее, работа круглого стола «Цифровая трансформация телеком и медиаиндустрии» была завершена.

 

Продолжение следует

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку