CSTB: цифра разрушает аналоговые стереотипы (второй день форума). 30 января в Москве продолжила работу международная выставка-форум CSTB. Telecom & Media 2019

На второй день выставки-форума CSTB работа проходила по четырем основным потокам: OTT, операторы связи, спутниковые технологии и облачные технологии. Мы выбрали для более подробного обзора тематику спутниковых технологий – секцию «Мультисервисные спутниковые сети и VSAT. Спутниковые технологии как базовая платформа для развития инфокоммуникационных систем».

Презентации проектов спутникового ШПД на стенде ГП КС

Первой слово было предоставлено Светлане Сироткиной, генеральному директору АО «Ка-Интернет», которая рассказала о преимуществах спутникового Ka-диапазона при реализации региональных телекоммуникационных проектов.

Руководитель АО «Ка-Интернет» заявила о том, что в настоящее время зоны покрытия спутников связи Ка-диапазона (Ka-Sat, «Экспресс-АМ6» и «Экспресс-АМ5») позволяют операторам оказывать услуги практически во всех регионах России.

Услуги «Ka-Интернет» операторам связи включают в себя: предоставление пропускной способности для передачи данных в Ka-диапазоне на спутниках связи; предоставление пропускной способности для широкополосного доступа в Интернет в Ka-диапазоне на ИСЗ на скоростях до 45/10 Мбит/с; оптовую продажу VSAT-оборудования (абонентских терминалов компаний Hughes и ViaSat); различные консалтинговые услуги по созданию и эксплуатации биллингово-процессингового комплекса для работы оператора в сегменте B2C (физические лица).

К основным преимуществам Ка-диапазона при реализации региональных проектов по организации связи Светлана Сироткина отнесла: доступную стоимость оборудования и тарифов; высокие скорости (до 45/10 Мбит/с); быстроту настройки и включения в сеть (возможна самостоятельная установка).

Руководитель АО «Ка-Интернет» также рассказала о знаковом проекте оператора связи «Радуга-Интернет», входящего в ГК «Ка-Интернет», который подключил 88 комплексов спутниковой связи на объектах здравоохранения в самых удаленных уголках Пермского края. В результате сотрудники медицинских организаций и фельдшерско-акушерских пунктов получили высокоскоростной доступ в Интернет на скоростях до 26/9 Мбит/с на спутнике «Экспресс-АМ6». Причем все работы по подключению были завершены за рекордные 1,5 месяца. «Радуга-Интернет» активно развивает направление коллективного доступа – это решение предлагается на базе оборудования Hughes Jupiter на спутниках «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», в том числе для уже установленных комплектов (дополненных необходимым оборудованием).

Андрей Ромулов, генеральный директор ООО «Стриж», представил достижения своей компании, сделав акцент на омниканальности коммуникаций.

На конец 2018 г. оператор «Стриж» насчитывал 21 556 абонентов, при этом стоит отметить, что 100% новых подключений приходилось на Ka-диапазон, и 90% клиентов были подключены по технологии коллективного доступа. Интересно также, что к 2018 г. соотношение женской и мужской аудитории оператора «Стриж» достигло 2:1. Как указал Андрей Ромулов, это произошло в связи с заметным приростом доли пользователей-пенсионеров (после 55 лет перевес в сторону женского населения в России увеличивается ежегодно).

Показателен и такой факт: значительно увеличилась доля подключений к спутниковому ШПД среди пенсионеров, что свидетельствует о повышении компьютерной грамотности среди людей старшего возраста – все эти абоненты открывают для себя новые каналы получения информации, постепенно отходя от «магии телевизионного приемника».

Если в прежние годы, когда еще только появилась такая возможность, люди с высшим образованием составляли основной костяк интернет-пользователей, то сегодня ситуация меняется: к освоению спутниковых телекоммуникаций активно приступили люди со средним и даже с незаконченным средним образованием.

Далее, говоря об омниканальности, Андрей Ромулов указал на развитие каналов обратной связи, органичных для пользователя, и на интеграцию каналов связи в единой цифровой платформе. Омниканальность, по мнению гендиректора ООО «Стриж», обеспечивает для абонентов следующие преимущества: общение в привычной среде, высокую скорость решения проблемы, возможность передачи информации без личного контакта, а также приватность. Да и компании получают от омниканальности свои бонусы: оптимизацию получения обратной связи, оптимизацию бизнес-процессов, опцию самообслуживания для чат-ботов, дополнительные инструменты для формирования привлекательного имиджа, а в будущем – аналитику прибыльности каждого из каналов.

Андрей Абрамов, менеджер отдела продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь»

Третью презентацию – «Оказание услуг связи по технологии VSAT на море» – представил Андрей Абрамов, менеджер отдела продаж операторских и корпоративных решений ФГУП «Космическая связь».

Выступающий отметил, что основная зона обслуживания сети VSAT формируется тремя спутниками серии «Экспресс-АМ» и покрывает 95% протяженности Северного морского пути (работает автоматический межспутниковый роуминг). В настоящее время ГП КС на маршруте Северного морского пути обеспечивает услугами спутниковой связи: пять научно-исследовательских судов ФГБУ «Северное УГМС» и ФГБУ «Государственный океанографический институт имени Н. Н. Зубова» (ГОИН), ФГБУ «Арктический и Антарктический НИИ “Росгидромета”»; ледоколы Мурманского и Дальневосточного филиалов ФГУП «Росморпорт» («Капитан Драницын», «Капитан Хлебников», «Магадан»); научно-исследовательское судно ООО «Лоран» – «Петроградский»; атомные ледоколы ФГУП «Атомфлот» («50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр» и «Севморпуть»), в марте 2019 г. подключится новый дизельный ледокол «Обь». На судах предоставляются: доступ к сети Интернет и корпоративной ЛВС, VoIP-телефония, получение картографической информации, в отдельных случаях – прием ТВ-программ.

В акватории Берингова, Охотского и Японского морей в морском сегменте сети VSAT iDirect работает более 250 судов. Судовые ЗССС iDirect функционируют через спутники «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-А4». Выделенная для заказчика максимальная групповая скорость спутникового канала составляет 40 000/18 000 кбит/с. При этом среднемесячный суммарный объем потребляемого IP-трафика от всех судовых ЗССС достигает 11 Тбайт. В ООО «Софтинтех» работают четыре специализированных судна обеспечения буровых работ на шельфе. Скорость гарантированного канала на каждое судно составляет1024/512 кбит/с, а среднемесячный объем потребляемого IP-трафика – 300 Гбайт.

У ФГУП «Морсвязьспутник» в Черном море работают специализированные суда «Спасатель Демидов» и «Балтийский исследователь». Максимальная скорость спутникового канала на каждое судно составляет1024/512 и 4096/800 кбит/с, а среднемесячный объем потребляемого IP-трафика достигает 200–300 Гбайт. На шельфе Каспийского моря у ООО «Моринжгеология» работают специализированные суда «Изыскатель-2» и «Альбатрос-1». Для судов предоставляется групповой канал 512/256 кбит/с, среднемесячный объем потребляемого IP-трафика у них – 70 Гбайт.

ГП КС также оказывает услуги связи по VSAT- и SCPC-технологии для заказчиков, работающих в Центральной Атлантике и Персидском заливе. Работа спутниковых каналов осуществляется через КА «Экспресс АМ6», «Экспресс АМ8» и «Экспресс АМ44» в С- и Ku-диапазонах. Выделенная гарантированная скорость спутниковых каналов в Ku-диапазоне составляет 256/128 кбит/с, в С-диапазоне – 1024/512 кбит/с. При этом объем потребляемого IP-трафика достигает 500 Гбайт в месяц.

Морской VSAT представители ФГУП «Космическая связь» рассматривают в качестве одного из наиболее перспективных сегментов развития спутниковой связи.

Спутниковые технологии для корпоративного сегмента

Сессия «Спутник и видео: новые тренды спутникового вещания»

Илья Упхонов, руководитель службы продаж и обслуживания на корпоративном рынке «Триколор ТВ», рассказал об особенностях спутниковых технологий для корпоративного сегмента. Особенно интересно было узнать о различиях в запросах при индивидуальном просмотре и публичном показе. Как выясняется, при индивидуальном просмотре главное внимание пользователи уделяют количеству каналов (37%), доступности и простоте подключения (27%), при этом сам контент отходит на второй план (23%), а качество изображения заботит в последнюю очередь (13%). Совсем иная картина складывается при публичном показе: контент здесь идет на первом месте (35%); качество изображения – на втором (30%); количество телеканалов интересует гораздо реже (22%), а меньше всего волнует проблема доступности и простоты подключения (13%).

Для корпоративных клиентов «Триколор ТВ» предоставляет 113 телеканалов различной тематики в формате SD, 27 телеканалов в формате HD и четыре телеканала в формате Ultra HD. Если оценивать доли подключенных услуг, то Ultra HD занимает лишь 6%, SD составляет 23%, основная масса приходится на HD + SD – 71%. Как отметил Илья Упхонов, 93% клиентов, подключивших услугу Ultra HD, в дальнейшем уже не соглашаются переходить на другие (более дешевые) пакеты.

Инновационные кейсы в сфере подвижной спутниковой связи

Сессия «Спутник и транспорт: инновационные кейсы в сфере подвижной спутниковой связи»

Александр Сошенко, руководитель коммерческого отдела ООО «Истар», предложил свое видение состояния и перспектив развития мобильной спутниковой связи в России. Он отметил, что, по данным за 2017 г., в спутниковых услугах связи (без учета ТВ и радио) фиксированная спутниковая связь занимала долю в 68%, мобильная спутниковая связь – 15%, ДЗЗ – 9%, ШПД – 8%. По мнению Александр Сошенко, у сектора МСС есть неплохие перспективы развития в рамках трех основных сценариев: единый стандарт для VSAT, универсальные SDR-терминалы, мультивендорные шлюзы.

Для утверждения единого стандарта необходимы поддержка его всеми производителями VSAT и совместное развитие. Единый стандарт обеспечит совместимость терминалов разных производителей, а также инициирует появление производителей универсальных терминалов. Однако в этом случае мы получаем несовместимость с уже развернутой инфраструктурой и теряем уникальные функциональные возможности существующих технологий. К тому же надо учитывать фактор низкой договороспособности и общую незаинтересованность производителей.

Универсальные SDR-терминалы знаменуют собой появление универсальной аппаратной платформы с программно-управляемыми функциональными возможностями. Речь идет о динамической смене прошивки для поддержки шлюзов различных производителей. Такой универсальный терминал становится совместимым со всеми сетями. Однако здесь возникают новые проблемы: зависимость от ограниченной группы производителей SOC, потеря уникальных технологий и несовместимость с развернутой инфраструктурой. К тому же, требуется мотивация вендоров для адаптации их технологий.

Мультивендорные шлюзы означают объединение прямых каналов шлюзов различных производителей в одной несущей и динамическое перераспределение полосы в зависимости от текущей загрузки. Такая схема обеспечивает совместимость универсальных шлюзов со всеми типами терминалов. Однако для этого необходима доработка текущих шлюзов до совместимости с технологией HubMUX.

Михаил Пыхов, технический директор ООО «Гилат Сателлайт Нетворкс (Евразия)», рассказал о тенденциях спутникового рынка и эволюции технологий плоских антенных систем. В частности, он указал, что глобальная пропускная способность HTS-спутников на геостационарной орбите уже к 2025 г. увеличится в семь раз по сравнению с уровнем 2017 г., что приведет к падению цены за спутниковый трафик. Если же прибавить к геостационарным спутникам планируемые к запуску группировки на низких и средних орбитах, то достигаются 16-кратный рост пропускной способности HTS-спутников и, соответственно, еще большее падение цены за трафик.

Относительно возможности появления плоских антенных систем Михаил Пыхов резонно заметил: «Если будет спрос, то на рынке появится и соответствующее предложение». Это могут быть плоские антенны как с механическим или электронным наведением, так и гибридные системы.

Представитель «Гилат» также привел прогнозы по рынку плоских спутниковых антенн: в этом сегменте ожидается рост доходов от продаж с 312 млн долл. в 2017 г. до 8 млрд долл. к 2027 г. за счет рынка подвижной связи.

В количественном выражении ожидается рост отгруженных единиц оборудования с 101 тыс. в 2017 г. до 1,9 млн к 2027 г.

Понятно, что мобильные решения потребуют и более сложных антенных систем для наведения и слежения – это существенно увеличит себестоимость плоской антенны. Наибольшую долю доходов от продажи плоских антенн к 2027 г. будет занимать сегмент коммерческой авиации: 5,3 млрд долл. (73%) дохода при количестве отгруженных единиц оборудования 19 тыс. (1%).

Для коммерческих судов к 2027 г. будет отгружено более 3700 единиц плоских спутниковых антенн с совокупным доходом, превышающим 280 млн долл. (3,5%). А коммерческий наземный транспорт получит около 6800 единиц оборудования к концу 2027 г. с совокупным доходом 94 млн долл. (1%).

Наконец, рынок услуг фиксированной связи сгенерирует совокупный доход от продажи плоских антенн в размере примерно 728 млн долл. (1%) с общим количеством отгруженного оборудования 1,8 млн единиц (95%). Из них на корпоративный сектор придется 572 тыс. антенн (прогнозируется значительный рост в странах Ближнего Востока и Азии); на частный сектор – около 1 млн плоских антенн (наращивание прогнозируется после 2020 г., когда начнется развертывание НКО группировок).

Таким образом, можно высчитать, например, что стоимость одной плоской антенны для фиксированной спутниковой связи к 2027 г. упадет до 400 долл. К сожалению, для наземного транспорта цена не столь привлекательна – около 13 800 долл. за одну плоскую антенну, которую можно установить на крыше автомобиля. Что же касается коммерческих судов, то стоимость в 75 тыс. долл. выглядит оправданной, поскольку и сегодня подобное оборудование стоит недешево.

Как видим, у представителей западных вендоров складывается достаточно оптимистичная картина будущего десятилетия. Остается лишь немного подождать и увидеть, какие из этих прогнозов и в какой степени реализуются.

 

 








 

ИД «Connect» © 2015-2019

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика