Современный банк – виртуальная компания

Рано утверждать, что финансовые учреждения с их отделениями и сотрудниками-операционистами уходят в прошлое. Между тем банки осваивают цифровое пространство, а клиенты для совершения финансовых операций все чаще используют мобильные устройства. О том, как происходит тихая цифровая революция, и к каким тектоническим изменениям на финансовом рынке она может привести уже в ближайшее время, журналистам рассказали представители «Промсвязьбанка».

Цифровая революция, предпосылки для которой создавались на протяжении нескольких десятилетий, становится неизбежностью. «Банк – виртуальная компания, – заявил вице-президент, руководитель цифрового блока «Промсвязьбанка» Алгирдас Шакманас. – Мы не производим смартфонов, тарелок и стульев, весь наш бизнес – услуги. А услуги – это виртуальная вещь».

Руководитель цифрового блока «Промсвязьбанка» Алгирдас Шакманас

Автоматизация и цифровые технологии становятся основой банкинга, поэтому банк шаг за шагом превращается в ИТ-компанию. Одна из стратегических целей «Промсвязьбанка» – стать полностью цифровым. Но для этого нужно автоматизировать все бизнес-процессы. О серьезности намерений банка в данном направлении говорят, в частности, темпы расширения штата разработчиков, ИТ-персонала. Пару лет назад в банке создали инновационный центр технологий, в котором сегодня трудятся около 500 специалистов, и набор продолжается. Банк, по словам его представителей, ищет талантливых сотрудников, ибо для того, чтобы построить цифровую организацию, нужны люди, а не роботы.

Создание услуг – непрерывный процесс, а внедрение цифровых продуктов требует трансформации бизнеса. При обслуживании клиент не хочет и не должен ждать. Несмотря на то, что суть услуги не изменилась, резко сократилось количество времени, которое отводится на ее предоставление. По этой причине банк вынужден с нуля выстраивать многие бизнес-процессы.

Высокий уровень проникновения Интернета в России, огромный рынок для финансовых услуг требуют от банка пересмотра бизнес-подходов, невзирая на то, что люди более консервативны в том, что касается денег. Тем не менее на многие запросы, утверждает Алгирдас Шакманас, банк должен отвечать сегодня в течение 60 секунд, а не целого дня, как было еще недавно.

По оценкам представителей «Промсвязьбанка», конкуренция в цифровой сфере на российском рынке началась, когда банки стали строить мобильный банкинг, разрабатывать продуктовые линейки для частных лиц. Сейчас самое «горячее» направление – цифровые услуги для организаций. Внедрение технологий и развитие цифровых каналов для юридических лиц на пике конкуренции. При этом необходимо добиться того, чтобы все процессы были цифровыми.

Важнейшая роль в цифровизации отводится искусственному интеллекту, в развитие этого направления банк направляет инвестиции. По словам руководителя цифрового блока банка, финансовая сфера как таковая создана для того, чтобы роботы, боты или агенты завладели бизнес-процессами. И роботизация, искусственный интеллект, в конце концов, обеспечат эффект, при котором банк как учреждение станет персональным для каждого клиента, более человеческим, как бы иронично или парадоксально это ни звучало. По мере проникновения в банковскую среду цифровых технологий у банка действительно появляется возможность формировать адресные, а значит, качественные персональные предложения.

Среди других актуальных направлений развития и реализуемых проектов представители «Промсвязьбанка» назвали внедрение технологий биометрической идентификации клиентов. В России реализуется масштабный проект, инициаторами которого являются Минкомсвязи и ЦБ РФ. Госструктуры выступили за унификацию технологий, которые крупные банки, как ожидается, начтут использовать на этом направлении уже в следующем году.

Представители «Промсвязьбанка» во время встречи с журналистами

В рамках пилотного проекта на платформе «Ростелекома» внедряется схема биометрической идентификации, которую будут предлагать крупные банки, отвечающие критериям, установленным ЦБ РФ. В обязанности таких учреждений входят сбор и передача в единую систему биометрических данных клиентов. Если у клиента нет учетной записи на портале госуслуг, то банк должен ее создать и подтвердить. После этого осуществляется передача данных в единую систему. Внедрение такой схемы означает, что клиент сможет обратиться за услугами в любой банк дистанционно. «При этом не важно, посещал ли он когда-нибудь офис выбранного учреждения, клиент получает возможность пройти удаленную идентификацию, открыть счет, вклад, подать заявку на получение кредита и т. д.», – пояснил заместитель руководителя блока – директор по развитию цифровых продуктов «Промсвязьбанка» Борис Гаврилов.

Отвечая на вопрос о последствиях реализации проекта биометрической идентификации, представители банка сказали, что грядут тектонические изменения на финансовом рынке, в частности в сфере банкинга. Если сегодня в небольших городах невозможно воспользоваться многими банковскими продуктами, то в скором времени ситуация может кардинально измениться. В регионах станут доступны лучшие услуги, которые уже оценили жители российских столиц и других больших городов. Нельзя исключить также передела рынка на основе качества предлагаемых услуг и их выгоды для клиентов. Многие банки могут стать виртуальными компаниями.

Если проект, как планируется, будет запущен в начале 2018 г., некоторое время потребуется для сбора базы биометрических данных. Но к концу следующего года ориентировочно банки смогут предлагать услуги в новом формате. Проект уникальный, открывающий новые конкурентные возможности для игроков банковского рынка.

«Промсвязьбанк» участвует в пилотном проекте, обсуждении стандартов и технологий, которые используются для его реализации. Тестирование системы в банке в части передачи биометрических данных в единую базу запланировано на декабрь этого года, а в части удаленной идентификации клиента хотели бы провести в январе 2018-го, поделились планами представители банка.

Еще одной темой для обсуждения во время пресс-встречи стала практика Agile, которую в «Промсвязьбанке» опробовали примерно год назад при проектировании новой системы дистанционного банковского обслуживания для организаций, а сейчас стараются распространить методику и на другие направления. В числе преимуществ подхода вице-президент банка по информационным технологиям Андрей Овсянников отметил гибкость в решении поставленных задач. Предложенный алгоритм действий в рамках проекта, реализуемого по этой методике, не успевает утратить свою актуальность, как могло случаться прежде, когда разработка велась сразу над большими блоками задач. Теперь есть возможность своевременно решить, над чем продолжается работа, а от какого функционала, например модуля или системы, целесообразно все же отказаться.

www.connect-wit.ru








 

ИД «Connect» © 2015-2018

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика