Технологии настоящего на ISR-2017

С 31 октября по 2 ноября в московском комплексе «Экспоцентр» прошла очередная, 11-я, выставка Integrated Systems Russia (ISR), организованная компанией «Мидэкспо». Специалисты, представляющие индустрию профессионального аудиовизуального оборудования, разработчики информационно-коммуникационных решений и системные интеграторы обсуждали ключевые тенденции в отрасли, делились наблюдениями и сомнениями, прислушивались к аргументам оппонентов. По традиции параллельно работала выставка HiTech Building, которая в этом году проводилась в 16-й раз, став точкой притяжения специалистов по автоматизации зданий и энергоэффективным технологиям.

В этом году в программе ISR появился Аудиофорум, который привлек внимание специалистов в сфере профессиональных аудиотехнологий, акустического проектирования и звукоизоляции помещений. Его участники ознакомились с решениями для театров, концертных залов, спортивных и бизнес-центров, транспортных объектов, торгово-развлекательных центров и т. д. В выступлениях на форуме речь об акустическом моделировании, системах звукоусиления на примере Государственного Кремлевского Дворца, системах компенсации шума, а также об эксплуатации и обслуживании таких систем.

Инновации и современные технологии для театров и концертных залов были представлены в рамках конференции «Театр XXI века». Еще одна площадка для профессионального общения была предусмотрена для специалистов, занятых в гостиничной индустрии. Эффективный маркетинг, как и дизайнерские решения, выгодно отличающие гостиничный комплекс, уже немыслимы без использования технологий, к внедрению которых следует приступать еще на стадии проектирования. Владельцы отелей присматриваются к технологиям, которые позволяют оптимизировать расходы в будущем.

Организаторы ISR ищут новые тематические ниши и параллельно развивают сформировавшиеся дискуссионные площадки, одной из которых является конференция «Digital Музей. Инновационные технологии для музейных и выставочных пространств». В этом году ключевыми темами конференции, которая прошла в третий раз, стали применение в музейной среде мультимедиа технологий, мобильных приложений, виртуальной и дополненной реальности, а также использование интеллектуальных инженерных систем и современных инструментов безопасности.

По ходу выступлений на конференции можно было сделать вывод о том, что среди музейных работников есть новаторы и консерваторы. Первые не только чувствуют цифровую трансформацию, но и содействуют интеграции музейного пространства в умную городскую среду. Вторые продолжают считать музей храмом искусства и настороженно относятся к технологическим новациям на его территории. По словам экспертов, основные музейные ценности – экспонаты и пространство, в котором они представлены. Противостоять технологиям неразумно, как, впрочем, и форсировать их внедрение в расчете на то, что с их помощью удастся решить все проблемы. Технологии были и остаются всего лишь инструментом, умение пользования которым и даст возможность извлечь пользу. Поэтому в споре между новаторами и консерваторами победа окажется на стороне не технологий, а здравого смысла.

Тематика обсуждения на конференции охватывала самые разные направления, что можно было проследить на примере отдельных докладов. В частности, выступление заместителя генерального директора Государственного Эрмитажа А. Богданова началось с разговора о программе энергосбережения, росте цен на тепло- и электроэнергию, а завершилось рассказом о взаимодействии с хакерами, которые помогли обнаружить несколько «дырок» в программных продуктах.

В 2010 г. в Эрмитаже была принята программа энергосбережения. За последние пять лет в музее выполнили массу мероприятий, и энергопотребление снизилось. По мере ввода в эксплуатацию новых музейных пространств программа не утрачивает своей актуальности. Появление цифровых технологий благоприятно сказывается и на электросбережении. В музее используют динамические системы для рационального потребления так называемой активной и реактивной энергии. Что касается затрат на них, то, по расчетам А. Богданова, применительно к зданию фондохранилища срок окупаемости составляет три-четыре года при условии, что не будут повышаться тарифы. Срок вполне реальный, особенно если сравнивать с солнечными батареями, которые в Эрмитаже тоже есть.

Представитель музея обратил внимание на то, что до внедрения современных систем нужно обследовать здание. Когда такие работы были проведены, выяснилось, что 60% энергии теряется через чердаки и кровли. И первым мероприятием в рамках программы энергосбережения стали реконструкция двускатной кровли (60 тыс. м2) и утепление чердаков (40 тыс. м2), что дало заметную экономию теплоэнергии. Заместитель генерального директора Эрмитажа отметил также, что энергосбережение нельзя сводить исключительно к замене электрических лампочек на светодиодные или энергосберегающие (экономия не более 3% общего энергопотребления зданиями).

Что касается перспектив использования в Эрмитаже цифровых технологий, то музей решился на эксперимент. С помощью инструментов виртуальной реальности создали зал Юпитера в 3D в высоком разрешении и представили этот проект в рамках Дней Эрмитажа во Владивостоке, в Екатеринбурге, Казани и других городах. Суть проекта состоит в том, что даже когда будут построены выставочные центры в регионах, и музей будет дважды в год устраивать в них свои экспозиции, у команды Эрмитажа никогда не будет возможности привести в другие города свои залы, чтобы дать посетителю побывать в них. В музее решили преодолеть эту «невозможность» с помощью цифровых технологий.

В частности, посетитель, облаченный в виртуальный шлем, оказывается в зале музея, хотя в реальности находится в помещении, которое за сотни километров от него и значительно меньше зала Эрмитажа. Более того, технологии виртуальной реальности открывают дополнительные возможности – «подняться наверх» и увидеть зал с потолка. Для этого музейный зал отсканировали. Спрос превзошел ожидания: образуются очереди из желающих записаться на такие сеансы посещения Эрмитажа в регионах (проект реализуется в порядке эксперимента и обходится бесплатно для любителей искусства). Скоро возможность виртуальной экскурсии представится посетителям Дней Эрмитажа в Астане.

С помощью технологий виртуальной реальности подготовлен фильм с участием актера Константина Хабенского. В течение 18 минут можно осуществить путешествие по Эрмитажу, подняться на его крышу. Данный проект реализуется по билетам. Желающих также немало – примерно 400 человек в день.

Цифровые технологии в этих случаях используются для того, чтобы обеспечить жителям других городов эффект присутствия в зале Эрмитажа, представить его объем. Процедура сканирования одного зала музея заняла три месяца. Стоит ли продолжать такие эксперименты, – вопрос, на который руководству музея еще предстоит ответить.

Между тем в Эрмитаже продолжают оцифровывать миллионы экспонатов музея. Согласно плану – по миллиону в год. Завершить работу планируется в следующем году. Правда, это не художественная съемка, а техническая – четыре изображения на предмет. В высоком разрешении оцифровывают живописные полотна, к настоящему времени выполнено около 37 тыс. из 80 тыс. запланированных. Все оцифрованные экспонаты планируется разместить на сайте, для этого пришлось сделать специальную программу, которая преобразует изображения в нужный формат и работает круглосуточно (со скоростью два экспоната в минуту). Ожидается, что через пару лет все экспонаты музея будут доступны на сайте, хотя большая их часть в невысоком разрешении.

Еще одна тема выступления представителя музея на конференции – хакатон, или марафон по программированию – состязание среди разработчиков по созданию новых продуктов и решению проблем. Эрмитаж предложил участникам хакатона ВКонтакте задание оптимизировать посещение Эрмитажа, чтобы разгрузить очередь в музей. Например, распределить потоки людей по зданиям и залам, предложить специальные маршруты, новые варианты навигации в музее, продумать возможность составления индивидуальных маршрутов, попытаться рассчитать примерное время ожидания в очереди и распространить эту информацию широкому кругу людей. За решение задач по направлению культуры взялись 18 команд, 13 из них выбрали задания Эрмитажа.
Лучшими стали работы команд, которые разработали несколько приложений. Одно предлагает индивидуальные маршруты по Эрмитажу на основе компьютерного зрения, изучающего загруженность залов музея, анализа профиля «ВКонтакте» и технологии маячков. Второе приложение – для навигации по Эрмитажу, которое позволяет не только ориентироваться в здании и залах, но и выбирать оптимальный маршрут передвижения по музею.

Рассказывая об этом проекте, А. Богданов отметил, что пути решения поставленной задачи, предлагаемые разработчиками из числа хакеров, иногда важнее, чем законченный продукт. Участники хакатона предложили массу идей, которые администрация музея намерена реализовывать. К слову, прямо на конференции было анонсирован очередной хакатон по вопросам в сфере культуры, в частности, с применением технологий машинного обучения, который пройдет в ноябре в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

Новые аудиовизуальные и мультимедийные решения в музейных экспозициях представил директор компании «Эй Три Ви» Ю. Ильин на примере технических «изюминок», реализованных в Музее художественной культуры Новгородской земли и Музее «Ингосстраха», где используются проекторы Canon. О концепции развития цифровой инфраструктуры рассказали представители Государственного музея истории ГУЛАГа.

Опыт создания интерактивного музея есть у компании Polymedia, которая реализовала проект в Театре на Таганке к 100-летию со дня рождения режиссера Юрия Любимова (30 сентября 2017 г.). Центральная экспозиция музея – комплекс из 12 проекторов, передающих на стены фойе театра специально созданное круговое видео, посвященное главному режиссеру. Музей предусматривает также виртуальный интерактивный 3D тур по театру. Одним из элементов музея являются интерактивные киоски. Видеоинсталляция реализуется на основе проекторов Panasonic, системы коммутации Atlona, мультимедиа сервера и программного обеспечения Unity.

В рамках выставки ISR в «Экспоцентре» компания Polymedia провела открытую партнерскую конференцию, на которой представила основные тенденции на рынке аудиовизуальных решений. С презентациями новинок ведущих производителей, обзорами продукции и рассказом о программах для дилеров выступили представители компаний Casio, Atlona, Sharp и др.

В дни проведения выставок состоялась торжественная церемония ProIntegration Awards 2017. Одноименной премии в восьмой раз были удостоены лучшие авторские решения и проекты в области оснащения коммерческой и жилой недвижимости современными аудиовизуальными технологиями и системами автоматизации. В соревновании участвовали полтора десятка компаний. Системные интеграторы и инсталляторы представили на суд жюри 32 проекта.

Cреди победителей стоит отметить, в частности, компании «Аскрин», Polymedia, AUVIX, которые реализовали несколько проектов, удостоенных премии. «Аскрин» выполнила проект модернизации и мультимедийного оснащения конференц-зала Центра общественной информации Балаковской АЭС и cоздала мультимедийный комплекс экспозиции «История денег» Музее денег. Polymedia оснастила новый московский офис «Мегафона» в бизнес-центре «Оружейный» современным оборудованием для проведения совещаний, конференций, тренингов, деловых встреч и других мероприятий. Второй проект Polymedia, отмеченный премией, – упоминавшийся интерактивный музей Театра на Таганке. Компания AUVIX разработала и внедрила мультиэкранную систему виртуальной реальности 3D CAVE, которая изменила процесс проектирования в Санкт-Петербургском морском бюро машиностроения «Малахит», а также интегрировала систему Digital Signage в витрины Центрального универсального магазина (ЦУМа) в столице.

www.connect-wit.ru

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку