148 стартов для одной «Сферы»

«Роскосмосу» потребуется 148 запусков для развертывания спутниковой группировки «Сфера»

Мы уже не раз обращались в редакционных материалах к программе построения многофункциональной орбитальной группировки «Сфера» – этому проекту была посвящена декабрьская тема номера журнала Connect.

Как выяснилось, в самом конце 2019 г. госкорпорация «Роскосмос» провела в «Сколково» презентацию, в ходе которой были раскрыты некоторые новые детали разрабатываемой программы «Сфера», в частности, опубликованы сведения о выводе спутников на орбиту – эти данные содержатся в предварительной программе запусков.

Итак, «Роскосмосу» понадобится 148 запусков ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов для полномасштабного развертывания к 2030 г. орбитальной группировки «Сфера», которая будет состоять из более чем 600 спутников. Стоимость запусков оценивается в сумму свыше 300 млрд руб.

В материалах, представленных госкорпорацией «Роскосмос», указано, что к 2030 г. группировка российской системы «Сфера», которая, как известно, должна стать ответом на зарубежные спутниковые программы OneWeb и Starlink, будет насчитывать в своем составе 638 космических аппаратов, в том числе:

  • 334 спутника связи;
  • 55 спутников навигации;
  • 249 аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

Чтобы был понятен грандиозный масштаб заявленной Россией космической программы, достаточно  упомянуть, что по состоянию на конец 2019 г. вся российская спутниковая группировка (включая военные аппараты!) насчитывает 164 спутника, из которых только 92 являются аппаратами гражданского предназначения.

Естественно, что для реализации программы необходимо огромное количество запусков ракет-носителей различного класса. По подсчетам самого «Роскосмоса», в течение ближайших десяти лет для вывода на орбиту такого количества спутников понадобится запустить 88 ракет среднего класса «Союз-2.1б», 36 ракет легкого класса «Ангара-1.2» и 24 тяжелые ракеты «Ангара-А5», хотя ранее предполагалось, что вся орбитальная группировка «Сфера» будет развернута за счет стартов 25 тяжелых ракет «Ангара-А5».

В ракете-носителе «Союз-2.1б», по сравнению с вариантом «Союз-2.1а», в качестве двигателя третьей ступени используется РД-0124 разработки Акционерного общества «Конструкторское бюро химавтоматики» (АО КБХА) с повышенным удельным импульсом до 359 секунд и с улучшенной управляемостью за счет возможности изменения вектора тяги основных камер вместо применения малоэффективных рулевых сопел на затурбинном («мятом») газе. Использование другого типа горючего (керосин РГ-1 вместо керосина Т-1) привело к изменению соотношения объемов заправляемых компонентов и, как следствие, к переработке конструкции блока «И». Данная модификация ракеты может применяться как самостоятельно, так и с использованием разгонного блока «Фрегат».

Ракета-носитель «Союз-2.1б» проще (содержит меньше элементов), чем «Союз-2.1а», благодаря более совершенному двигателю и способна заменить «Союз-2.1а» во всех вариантах использования. Ее недостатки проистекают из преимуществ: новый двигатель повышает стоимость модификации вследствие необходимости окупать затраты на ОКР, он заметно более материалоемок и не позволяет распространить статистику успешных пусков «Союз-У» и «Союз-ФГ» на данную модификацию ракеты, что исключает возможность ее применения в особо ответственных областях, например, в пилотируемой космонавтике.

Ракета-носитель «Ангара-1.2ПП» состоит из двух универсальных ракетных модулей: «УРМ-1» первой ступени и «УРМ-2» второй ступени. Ранее модули первой ступени применялись при разработке в трех запусках «Наро-1» – совместного проекта России и Южной Кореи. В запусках «Наро-1» использовался двигатель «РД-151», а в «УРМ-1» – ранее не летавший, более мощный двигатель «РД-191». «УРМ-2» второй ступени уже совершил свой первый полет, однако его двигатель «РД-0124A» был почти идентичен «РД-0124», используемому в блоке «И» на ракете «Союз-2.1в».

«Ангара-А5» – российская ракета-носитель тяжелого класса семейства «Ангара». Это первая тяжелая ракета-носитель, разработанная в России после распада СССР. Головной разработчик и производитель «Ангары-А5» – Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева. Главный заказчик – Министерство обороны РФ.

В презентации госкорпорации «Роскосмос» также указывается, что сами ракеты будут изготавливаться не за счет средств госбюджета, заложенного в Федеральную целевую программу «Сфера», однако кто именно будет оплачивать производство ракет, не уточняется (по данным РИА «Новости»).

Согласно сайту госзакупок, стоимость изготовления ракеты-носителя среднего класса «Союз-2.1б» составляет 1,5 млрд руб. (по данным на конец 2019 г.). Стоимость «Ангары-1.2» оценивается в 2,02 млрд руб. (в ценах по состоянию на июнь 2019 г.), а тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» – более 5 млрд руб. (в ценах 2018 г.).

Несложный подсчет позволяет вывести примерные итоговые цифры. В современных ценах для реализации запусков по программе «Сфера» необходимо будет потратить: 132 млрд руб. на запуски ракет «Союз», 72,72 млрд руб. – ракеты «Ангара-1.2» и 120 млрд руб. – тяжелых ракет «Ангара-А5». Таким образом, суммарно 324,72 млрд руб. только на сами ракеты.

Ранее (в конце 2019 г.) сообщалось, что проект Федеральной целевой программы «Сфера» находится на согласовании в Правительстве России. Вице-премьер Юрий Борисов заявлял, что в 2020 г. на разработку системы может быть выделено более 10 млрд руб.

Напомним, что 7 июня 2018 г. состоялась ежегодная телепередача, в ходе которой Президент Владимир Путин ответил на вопросы граждан России. В числе прочих вопросов поднималась и тематика космических исследований – Президент сделал следующее заявление: «У нас есть своя программа … «Сфера», которая предполагает запуск на ближайшие несколько лет 600 с лишним спутников, которые будут заниматься и позиционированием, и зондированием Земли, и связью. Это будет вообще прорыв. Это еще одно направление, где мы можем осуществить прорыв, потому что качество связи будет такое, что сможет, по сути, заменить кабельную связь и по качеству, и по охвату всей территории будет не хуже, но должна быть дешевле и доступнее. Это в целом может привести к абсолютной революции в сфере связи».

 

Поделиться:
Спецпроект

Напряженный трафик или Современные требования к инфраструктуре ЦОД

Подробнее
Спецпроект

Специальный проект "Групповой спутниковый канал для территориально-распределенной сети связи"

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку