«Централизация 2.0» открыла дорогу передовой технологической платформе «Сбербанка»
Андрей Хлызов

Андрей Хлызов

На пресс-конференции «Сбербанк» сообщил о завершении процедуры централизации ИТ-систем банка, в результате которой удалось консолидировать разнородную инфраструктуру технологических платформ всех территориальных подразделений, стандартизировать и унифицировать 57 из 62 основных бизнес-процессов учреждения. Выступивший перед журналистами вице-президент – главный архитектор ИТ Сбербанка Андрей Хлызов назвал реализованную программу «Централизация 2.0» стратегической и беспрецедентной по масштабу.

До начала централизации в банке насчитывалось около 15 тыс. инсталляций систем различной функциональности и разных версий, многочисленные центры обработки данных в регионах, биллинговые системы и т. д. Все это усложняло ведение бизнеса и обслуживание клиентов. На этапе реализации проекта команда исполнителей преследовала несколько ключевых целей: сокращение сроков вывода на рынок банковских продуктов, создание условий для последующей централизации и унификации бизнес-функций, уменьшение расходов банка на ИТ.

На реализацию проекта «Сбербанку» потребовалось четыре года, тогда как, по данным Андрея Хлызова, разработка аналогичных программ, решение задач подобного уровня, если судить по опыту крупных зарубежных банков, занимает от десяти до 12 лет. Это же подтвердили эксперты, которые инспектировали ИТ-программу «Сбербанка», которая, как стало известно, вышла в финал мирового конкурса по проектному управлению IPMA International Project Excelence Award 2015 в номинации мегапроектов.

О фундаментальности данного проекта свидетельствует тот факт, что «Централизация 2.0» позволила банку заменить множество технологических платформ, которые функционировали в его территориальных отделениях. Команде проекта удалось внедрить унифицированные системы, которые базируются в едином центре обработки данных. По ходу презентации главный архитектор ИТ «Сбербанка» не скрывал гордости за профессионализм сотрудников и проделанную ими работу.

Между тем еще три года назад в банке анализировали сценарии реализации двух вариантов программы. В частности, «Централизация 1.0» предусматривала создание двух базовых платформ, а «Централизация 2.0» – единой ИТ-платформы. Выбор между ними был сделан в 2012 г. В том же году участники проекта вынуждены были признать, что программа находилась в кризисе, который был воспринят как профессиональный вызов.

«Мы выделили кредитный портфель, обслуживание корпоративных клиентов и сделали это собственными силами на базе IBSO. Сравнение вариантов и сценариев реализации проекта склонило чашу весов в правильную сторону. Были переформулированы цели программы, которая стала более бизнес-ориентированной и доступной для клиентов», – сообщил Андрей Хлызов журналистам.

При замене систем, при каждом внедрении, а счет шел на сотни, задачи формулировали так: ни один клиент не должен пострадать, а тем более ни один клиент не должен уйти из банка, реализация проекта не должна нарушить ни одного клиентского сервиса. Окончание программы было намечено на 30 июня текущего 2015 г., фактически она была выполнена 12 июня. В этот день состоялось финальное крупное внедрение, которое, как и предшествующие, проводились в праздничные дни, чтобы снизить риски нарушения клиентских сервисов. В рамках программы был открыт отдельный проект, в ходе которого унифицировались все бизнес-процессы – в части обслуживания клиентов и операционной деятельности банка.

Программа стала прибыльной со второго года ее реализации, поскольку перестали покупать технику для территориальных подразделений. Среди других преимуществ «Централизации 2.0» – повышение качества данных, прозрачности и управляемости ИТ-инструментов, надежность бизнес-процессов, простота организационных изменений.

О масштабе реализованной программы можно судить на основе нескольких цифр: более 32 тыс. ее участников, 700 крупных внедрений и 1100 тестовых дней. В результате созданы единая корпоративная система (свыше 2 млн счетов юридических лиц), единый центр обработки депозитов частных клиентов (425 млн действующих счетов), единый кассовый центр и единый платежный сервис (взаимодействие со 100 тыс. организаций – коммунальных служб, энергетических компаний, детских садов, в отношении которых ежедневно принимается 6 млн платежей).

За время реализации программы построена отказоустойчивая архитектура с использованием технологии Oracle Data Guard. Была разработана технология онлайн-миграции данных без прерывания банковских сервисов. Для горизонтального масштабирования обработки данных была внедрена технология Oracle Rac, выполнена уникальная в мире инсталляция на трех узлах IBM р795. Теперь это еще один повод для профессиональной гордости, а на этапе выполнения проекта источник серьезных волнений, поскольку аналогов подобного решений в мире нет, утверждают представители банка. Помимо Oracle и IBM в тройку ключевых вендоров «Сбербанка» при реализации этой программы вошла компания Symantec, предложившая решение для построения отказоустойчивых систем.

В ходе реализации проекта не все шло как по маслу. Например, очень сложным в 2012 г. оказалось внедрение в Уральском банке «Сбербанка». По выражению Андрея Хлызова, «случались сбои, обслуживали клиентов на зубах, что называется». Тогда же было определено, что надежность – один из ключевых KPI руководителя программы.

«Централизации 2.0» обеспечила немало преимуществ. А дополнительным бонусом главный архитектор ИТ «Сбербанка» назвал повышение качества данных. Андрей Хлызов рассказал, что на начальном этапе реализации программы не было четкого представления о том, «насколько «грязные» данные содержались в старых системах, переход на новую был невозможен, пока данные не очистили, не исправили и не ввели заново».

Все поставленные цели достигнуты, утверждает Андрей Хлызов. Если прежде вывод отдельных продуктов на рынок занимал неделю, то сейчас – не более одного дня. В результате реализации программы значительно повысились качество обслуживания клиентов, управляемость и надежность бизнес-процессов, появились предпосылки для создания передовой технологической платформы. Благодаря созданной единой на всю страну системе зависимость от ИТ становится минимальной, изменения вносятся легко, поскольку делается это централизованно.

Что касается уроков, рекомендаций и «ИТ-заповедей», которые следует соблюдать для успешной реализации крупных программ, то Андрей Хлызов из десятка позиций в этом списке выделил три: высокий уровень вовлеченности руководства банка, создание эффективной команды и мотивация к амбициозным целям.

www.connect-wit.ru








 

ИД «Connect» © 2015-2016

Использование и копирование информации сайта www.connect-wit.ru возможно только с письменного разрешения редакции.

Техподдержка и обслуживание Роман Заргаров


Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика