Без мобильности нет финансов. Конференция MobiFinance-2021 прошла в традиционном формате

13 апреля на площадке «ИнфоПространство» в Москве состоялась XI Международная конференция MobiFinance-2021 «Мобильные финансы». В мероприятии, организованном компанией «АйФин Медиа» при поддержке Ассоциации российских банков (АРБ) в традиционном допандемическом формате, приняли участие представители госорганов, банков, финансовых учреждений, платежных систем, систем мобильных платежей, компаний – разработчиков оборудования и ПО. Эксперты отметили ключевые тренды в сегменте мобильных финансовых услуг и оценили перспективы их развития. Выяснилось, что прогнозы, прозвучавшие на конференции MobiFinance-2020 (проводилась в сентябре), сбываются быстрее, чем предполагали специалисты. Мобильность стала базовым свойством финансов в современном мире. Участники конференции рассказали, кто рвется на финансовый рынок, и чем банки не готовы делиться с новичками.

Прогнозы и тренды

В рамках дискуссии, посвященной мобильности и технологическим инновациям, отмечалось, что 2020 г. зафиксирован 15-кратный рост объема переводов по система быстрых платежей (СБП) – до 795 млрд руб. Эксперты прогнозируют дальнейшую позитивную динамику. 2020-й стал самым удачным годом для ипотеки – прирост 63,6% (вынужденное нахождение дома подстегивает к улучшению жилищных условий, ведь дома и квартиры превращаются по совместительству в офисы). Оператор МТС запустил в Москве пилотную сеть 5G для частных пользователей, что также способствует развитию технологий в банковском секторе.

На рынке не прекращается концентрация банковского капитала. В 2015 г. чуть больше половины всех активов были у пяти крупнейших банков, сейчас – две трети. В 2013 г. в 16 регионах не было местных кредитных организаций (или всего одна), сейчас 22 региона оказались в такой ситуации.

Пандемия поспособствовала развитию информационных систем банков, и на этом фоне повысилось внимание банков и регулятора к информационной безопасности. При этом регулятор охотно взаимодействует с банковским сообществом и прислушивается к его мнению.

Все или почти все финансы переходят в мобильность, все больше функций представлено в таком формате. На этот тренд указывалось на предыдущей конференции, но едва ли можно было предполагать, что сбудется прогноз столь быстро, отметил в своем выступлении руководитель комитета Ассоциации российских банков РБ по информационным и интернет-технологиям, заместитель директора по развитию бизнеса ОТР Константин Маркелов.

Технологии на благо экосистем

Цифровая кредитка в сочетании с предоставлением кредита наличными без визита в офис – это уже из разряда must have. Банки проявляют активный интерес к онлайну. В СБП реализуется рекомендованная и запрошенная регулятором технология me2me в режиме pull – перевод денег по инициативе получателя. Банки будут продолжать цифровизацию своих продуктов и карточек. Появится не только цифровая, но и цифровая кредитная карта.

Все более важной сущностью становятся экосистемы. Платформы (суперприложения) создают новое качество жизни, предоставляют удобные сервисы получения информации, приобретения товаров и услуг. Они предлагают широкие возможности развития для производителей (в том числе малого и среднего бизнеса), снимая географические проблемы.

Экосистемы превращаются в «пылесос» разных сервисов и услуг. По словам представителя компании BSS, клиенты включают в экосистемы продажу всего, что только возможно (от страховок до машин и недвижимости).

Заглядывая в 2022 г., эксперты прогнозируют слияние технологий дистанционного банковского обслуживания и голосовых технологий, которые органично дополняют одна другую.

На конференции были представлены готовые технологии удаленной идентификации, развитые методы речевой аналитики, позволяющие в режиме онлайн мониторить качество услуги и уровень удовлетворенности клиента. Все это радикально сокращает затраты, улучшает клиентский опыт, что приводит к дополнительным продажам и комиссионному доходу. Стоит отметить, что голосовые технологии встраиваются в любой бизнес-процесс, ориентированы на общение с клиентами и применимы везде, необходимость их адаптации сведена к минимуму.

Очевидно, насколько важными стали суперприложения. К существовавшим в прошлом году приложениям «Тинькова», МТС, «Яндекса», «Сбербанка», «Госуслуги» добавились ВТБ, Мэйл.ру. Приложения стали преобразовываться в экосистемы, на которые обращает внимание регулятор. Искусственный интеллект встраивается в суперприложения. Стали внедряться функции подтверждения нестандартных операций (либо совершаемых клиентом после смены устройства, сим-карты) по селфи. В «Телеграме» появился чат-банк. Внутри мобильного приложения теперь есть встраиваемая биометрия.

Получили развитие цифровые офисы, безбумажная подпись рассматривается как элемент технологии. Электронную карту (пусть и с некоторыми ограничениями) можно выпустить за 40 секунд. На сайте банка можно зарегистрировать бизнес, а квалифицированную электронную подпись – внутри мобильного приложения.

Мы стали свидетелями оцифровки всего и вся. Программа лояльности СБП реализована по QR-коду. Заработал сервис Facebook Pay через QR-код. Сеть Clubhouse запускает мобильное приложение. «Озон» регистрирует банковскую лицензию. «Все, кто может и что-то имеет в ИТ, все рвутся в финансы и в мобильность», – резюмировал Константин Маркелов.

Подход к регулированию экосистем состоит в следующем. С одной стороны, надо помочь российским экосистемам конкурировать с зарубежными аналогами (например, «Амазоном», «Алибабой» и т. д.), а с другой – обеспечить необходимый антимонопольный контроль. В настоящее время концепция регулирования вынесена на общественное обсуждение. До 1 июня 2021 г. желающие могут высказать свое мнение о предлагаемых мерах, направленных не только на развитие экосистем (суперприложений) в конкурентной среде, но и на сохранение нишевых игроков на этом рынке.

Такой подход поддержали в Ассоциации российских банков, поскольку АРБ выступает за равенство возможностей как важное условие развития банковской системы и экономики.

Мобильные приложения: точки роста

Большой инновацией в финансовом секторе можно считать мобильное приложение, полагает заместитель руководителя департамента продвижения банковских продуктов компании BSS Кирилл Бортаковский. Сегодня это независимый самостоятельный пласт продуктов со своими пользователями, планами и бюджетами развития. Концепция mobile only уже реализована.

Одним из значимых результатов развития финансового рынка в прошлом году стали бесконтактные платежи: 82% расчетов производятся таким способом. С пластиковыми карточками происходит то же, что в свое время с наличными деньгами: пластик вытеснил наличные платежи, а теперь ему самому приходится потесниться. Банки выпускают цифровые карты, могут удаленно оказывать услуги, есть каналы дистанционного общения. И все по мере возможности стараются реализовывать маркетплейсы.

Наряду с цифровыми картами доступны интернет-кошельки, QR-коды, оплата через приложение, платежи С2С и С2В в системе быстрых платежей. По мнению экспертов, СБП, несмотря на изначально настороженное и даже негативное отношение к ней, стала драйвером роста, у системы огромный потенциал.

Пандемия послужила катализатором точек роста в сфере мобильных приложений. «Covid заставил поточнее искать точки роста и наметить нужные цели», – сказал Кирилл Бортаковский.

Умный чат-бот для бизнеса

Большое внимание в выступлениях на конференции было уделено внедрению чат-ботов для предпринимателей. Мировой рынок чат-ботов в 2019 г. оценивался в 17 млрд долл., к 2025 г. прогнозируется его рост до 100 млрд долл. Если цифры – предмет дискуссий, то в кратном росте этого сегмента рынка эксперты не сомневаются.

Представители технологических компаний призывали банки обратить на этот инструмент самое пристальное внимание, тем более что готовые решения уже есть. Выступающие утверждали, что чат-боты будут продолжать «умнеть» и учиться продавать. По опросам, примерно 53% потенциальных клиентов будут выбирать компанию, где есть чат-бот (наличие такого сервиса – конкурентное преимущество для компании).

В то же время ряд экспертов отмечают, что пока чат-боты оставляют делать лучшего, хотя и имеют большое пространство для развития.

Онлайн и кибер-риски

На фоне движения банков в онлайн кратно увеличились киберриски, возникли проблемы с обеспечением безопасности. 2020-й заслужил репутацию худшего года по количеству взломов, утечек и последствий, поставив антирекорды. В частности, похищены данные 10 млрд учетных записей, зафиксирован 64%-ный рост атак на приложения, из них 70% – целевые.

Кибермошенники набираются опыта, становятся мощнее и изощреннее. Новый вызов в сфере информационной безопасности специалисты связывают с микросервисами.

СБП как драйвер мобильности

Появление системы быстрых платежей привело к формированию на финансовом рынке ряда трендов. Об этом шла речь в выступлении директора по развитию инновационных сервисов Национальной системы платежных карт (НСПК) Дмитрия Колесникова. Различные этапы покупки сливаются в единое целое с применением технологии СБП. Магазины стимулируют использовать мобильные приложения лояльности (нужен контакт с покупателем), а покупателю интересно приобрести товар максимально выгодно. СБП легко встраивается в процесс покупки (показал код, получи скидку, может появиться кнопка «Оплатить»), предоставляет единые тарифные правила для всех сред.

Сегодня 20 млн человек пользуются сервисами С2С. Доля СБП в переводах В2В активно растет (вместе с рынком). Вышедшее недавно мобильное приложение планируется насыщать новыми функционалом. СБП стала драйвером мобильности – люди привыкли к удобству сервиса перевода по номеру мобильного телефона из своего устройства. На этом фоне заметно повышается доверие к банковским мобильным приложениям. Одна из перспективных задач – упрощение клиентского опыта.

Новые игроки с большими возможностями

Среди важнейших трендов 2021 г. – выход на территорию розничного банковского бизнеса трех крупных игроков: «Яндекса», Wildberries и «Озона». Каждый из них насчитывает десятки миллионов клиентов и уже построил собственную экосистему. Примечательно, что в мобильном пространстве они умеют работать со своими клиентами.

Понятно, что эти «новички» уловили специфику момента и хотят ее «эксплуатировать», рассчитывая конвертировать скачок к всеобщей мобильности. Во что выльются их намерения и насколько удастся задуманное ими, покажет время. Один из экспертов, по его выражению, «уже запасся попкорном и приготовился наблюдать».

Влияние регулятора на мобильное будущее

Платежное будущее на период 2021–2023 гг. с точки зрения видения регулятора определит Стратегия развития Национальной платежной системы. Основным положениям этого документа посвятил свое выступление председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров.

Предыдущая стратегия, изданная в 2012 г., по мнению регулятора, выполнена. Наибольший интерес в ходе обсуждения представляли два сегмента – кредитования и платежей (эта базовая услуга в основе всех финансовых продуктов).

Представитель Ассоциации «Финансовые инновации» обратил внимание на несколько положений стратегии. В правовом блоке предусмотрено расширение правового регулирования на платежном рынке, в частности, в сегменте экосистем. Данная тенденция характерна и для зарубежных рынков. Как известно, экосистемы включают не только финансовые элементы, но и другие компоненты, например логистику. В связи с этим один из принципиальных вопросов состоит в том, что трудно определить для них профильного регулятора. Вторая не менее актуальная задача – соотношение наших национальных и транснациональных экосистем: как защитить отечественный рынок, сохранив возможности для развития национальных экосистем.

Сегодня финансовая система является банкоцентричной. Однако все более заметно расширение присутствия на платежном рынке небанковских участников (банковские агенты действуют от имени кредитных организаций). Вторая Европейская платежная директива легитимизировала деятельность платежных посредников с отдельными лицензиями. Стратегия предусматривает аналогичную возможность и на российском пространстве, чтобы можно было сформировать подходы к выходу на рынок платежных посредников.

Стратегией предусмотрено совершенствование национальной платежной инфраструктуры. Система передачи финансовых сообщений – наш ответ SWIFT. Применительно к Системе быстрых платежей предусмотрена реализация платежей C2G (в пользу государства, оплата в бюджет). Представитель НСПК сообщил, что в начале 2022 г. сервис будет пилотироваться. Работа непростая, как и все, что требует отлаженного межведомственного взаимодействия.

Еще одно стратегическое направление – развитие конкуренции и технологий (в частности, предусмотрено применение открытого API) на платежном пространстве. Впервые упомянуты в этом документе обязательные стандарты.

Создание цифрового рубля рассматривается как платформа для контроля прежде всего бюджетных средств, а на следующем этапе и остальных денег. Одновременно это будет способствовать мобильности клиентов. Кстати, развитием национальных цифровых валют занимаются и другие страны, например Швеция. За пять лет работы на этом направлении шведам не удалось пока приблизиться к пилотным решениям. Единственный, кто на практике, можно сказать, реализовал идею, – Китай.

***

Как показало обсуждение, в сфере мобильных финансов многое сделано, но еще больше предстоит. Например, в области кредитования ситуация такова, что заемные средства нужно просить. А ведь суть мобильности выражается в том, что тот, кто кредитует или дает рассрочку, самостоятельно определяет момент необходимости кредитования и в нужный (!) момент делает предложение конкретному клиенту. Эксперты отмечали, что сервисы персонального кредитования на российском рынке пока еще на начальном уровне развития. Однако можно надеяться, что в ближайшее время такие сервисы появятся.

Подводя итоги одной из дискуссий на конференции, генеральный директор «АйФин Медиа», председатель оргкомитета MobiFinance-2021 Андрей Бурдинский заметил, что два ключевых направления, которые будут динамично развиваться, – платежи и кредитование. Он обратился к участникам обсуждения с призывом использовать мобильные технологии, чтобы эти основные виды деятельности банки сумели сохранить за собой («коллеги, давайте не отдадим никому»), несмотря на появление на рынке новых небанковских игроков.

https://www.connectwit.ru/

Поделиться:
Спецпроект

Цифровая перезагрузка лесного комплекса

Подробнее
Спецпроект

Цифровые цели спортивной индустрии

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку