Авиахакатон нацелен на поиск прорывных идей. IT-Центр МАИ, Winno Moscow и «Аэронет» провели очередное соревнование

Проректор по стратегическому развитию МАИ Александр Шемяков

23–25 апреля на базе МАИ состоялся IV Международный авиахакатон – 2021, организованный ИT-Центром МАИ при поддержке акселератора Winno Moscow и Ассоциации «Аэронет». Несмотря на онлайн-формат, три дня интенсивной работы десятков команд показали, что интерес к мероприятию повышается год от года. А результаты самого масштабного в авиаиндустрии межвузовского хакатона могут стать прорывными для ИТ-, телеком- и авиаотрасли. Призовой фонд мероприятия в этом году превысил 600 тыс. руб.

В приветствии к участникам авиахакатона проректор по стратегическому развитию Московского авиационного института (МАИ) Александр Шемяков отметил, что мероприятие завершает программу международной научной конференции «Гагаринские чтения», приуроченной к 60-летию полета человека в космос.

Сегодня в МАИ разрабатываются новые технологии, реализуются образовательные программы по наиболее актуальным направлениям, к числу которых относятся информационные технологии. Одно из конкурентных преимуществ МАИ – тесная связь с промышленностью, позволяющая реализовывать комплексные программы взаимодействия. Направления математического моделирования, цифрового производства, Интернета вещей, виртуальной дополненной реальности, кибербезопасности, искусственного интеллекта и другие активно развиваются в стенах МАИ.

Авиахакатон – один из элементов большой ИТ-среды университета – с каждым годом привлекает все больше участников, партнеров и экспертов. По словам Александра Шемякова, начинали со 160 участников, сегодня их более 700 (подали заявки на регистрацию).

Ежегодно предприятия-партнеры (сегодня их свыше 50) формируют конкурсную программу, предлагая реальные бизнес-задачи, решение которых требует прорывных идей и подходов с применением новейших знаний, ИТ-инструментов. Многие решения, представленные командами-участниками авиахакатона в предыдущие годы, дали старт развитию новых направлений в компаниях-партнерах и в МАИ. Результатами авиахакатона-2021 станут новые продукты, а команды продолжат развивать свои проекты на базе как МАИ, так и предприятий-партнеров, выразил уверенность проректор по стратегическому развитию вуза.

Руководитель образовательной программы Благотворительного фонда «Система» Юлия Селюкова

Александр Шемяков поблагодарил генерального партнера авиахакатона-2021 – Благотворительный фонд «Система» и постоянного соорганизатора мероприятия – российско-французского акселератора Winno Moscow. Этот первый инновационный международный акселератор и хаб в России предлагает программу акселерации для начинающих предпринимателей, которые стремятся развивать бизнес за рубежом.

Удачи участникам авиахакатона пожелала руководитель образовательной программы Благотворительного фонда «Система» Юлия Селюкова. Она подчеркнула, что компании-партнеры МТС и «Кронштадт» подготовили для конкурсантов кейсы-задания, а фонд – специальный приз.

Авиахакатон-2021 в цифрах

Для участия в мероприятии зарегистрировались 496 человек из 45 городов восьми стран (Армении, Беларуси, Индии, России, Сербии, Таджикистана, Узбекистана, Украины).

Претенденты на победу объединились в 96 команд. Мероприятие поддержали 23 компании-партнера.

Выбор задачи

На церемонии открытия авиахакатона были представлены десять заданий, из которых участники выбирали задачи для решения в течение ближайших 48 часов.

Каждый кейс сопровождал куратор, который помогал конкурсантам с техническими и организационными вопросами.

Представители компаний-партнеров презентовали кейсы, подчеркивая актуальность заданий для ведения бизнеса.

Доставка грузов с помощью БпЛА

Компания «Кронштадт» – разработчик крупноразмерных беспилотных летательных аппаратов (БпЛА) – подготовила кейс «Грузовая доставка с использованием беспилотных летательных аппаратов». Конкурсантам предложили создать часть цифровой платформы для решения транспортно-логистических задач с применением БпЛА. За время проведения авиахакатона нужно было предложить облачное решение, веб-интерфейс (для заказа), составить прогноз движения на карте, обеспечив управление временем через слайдер. Потенциальным заказчикам системы планируется предлагать целую экосистему (набор БпЛА и услуг, которые операторы грузоперевозок смогут предоставлять своим клиентам).

Оценить теплопотери в высотках

Задание-кейс от Центра компетенций БпЛА МАИ – «Энергоаудит зданий с применением БпЛА». Суть проблемы состоит в том, что обычно решения по тепловизионной съемке дают представление о местах утечек. Однако нет четкого понимания объема теплопотерь, поэтому трудно давать рекомендации относительно мероприятий в области энергосбережения. Не существует решения, которое позволило бы с помощью БпЛА точно исследовать теплопотери в высокоэтажных зданиях. Конкурсантам предложили создать приложение, позволяющее по материалам тепловизионной съемки с БпЛА оценить объемы теплопотерь через различные поверхности здания (окна, стены, кровлю и т. д.) и для каждого типа поверхности определить технический и экономический эффект от мероприятий по энергосбережению. Результат нужно было представить в виде отчета.

Компьютерное зрение и поиск дефектов

Кейс «Дефектоскопия на основе компьютерного зрения» представила компания «Сатурн» (входит в ОДК). Для первичного контроля лопаток авиационного двигателя требуется разработать специализированное программное обеспечение на базе решений для компьютерного зрения, которое позволит дополнять данные о дефектах. В настоящее время все лопатки подвергаются визуальному контролю в ручном режиме. Один двигатель может включать в себя комплект из 300 лопаток одного типа, поэтому визуальный контроль занимает много времени. Ускорить процесс за счет предварительной оценки дефектов поможет разрабатываемое решение, в использовании которого заинтересована служба качества. Разработанное ПО планируется применять для формирования базы данных дефектов в лопатках авиадвигателей, идентификации дефектов в автоматическом режиме и ускорения процедуры контроля.

Алгоритм сортировки трековых данных

Кейс ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ГосНИИАС) посвящен анализу трековых данных воздушных судов. В потоке радарных данных, ежедневно получаемых при наблюдении за воздушным движением, зачастую встречаются ошибки. Для выполнения исследовательских задач необходимо отделять корректные треки воздушных судов от треков с ошибками.

Задана выборка трековых данных, в которой экспертным путем определены корректные трековые данные и трековые данные с ошибками. Участникам конкурса предстояло построить алгоритм и создать ПО, способное отличать нормальные треки от аномальных и сортировать их по двух классам.

Универсальный виджет

Компания МТС представила кейс «Клиентский электронный документооборот в авиации» (простое решение по подписанию документов физическими лицами). Аэропорты, авиакомпании оказывают услуги в режиме онлайн с подписанием документов клиентами. Требуется разработать масштабируемый клиентский виджет, который будет в веб-браузере смартфона или планшета (без требования установки приложения) предоставлять на просмотр нужные документы и позволит подписывать их простой электронной подписью.

Пожелание компании – универсальный виджет должен встраиваться в порталы сервисов либо запускаться после сканирования QR-кода. Сейчас большинство организаций предлагают установить собственное приложение. В результате у клиентов «букет» приложений, а партнерам приходится обеспечивать интеграцию с каждым из них.

Умная система профотбора

 

Компания Utair попросила участников хакатона разработать демонстрационный прототип ситуационной интеллектуальной системы профессионального отбора (веб-решения или мобильной платформы). Предполагается, что на одной платформе можно будет соединить потенциальных сотрудников и работодателей (по видам деятельности или по отраслям).

Конкурсантам предстояло формализовать процедуру сопоставления знаний, умений и навыков кандидата на вакансию (указанных в резюме и подтвержденных документами) и требований к функциональным обязанностям сотрудников. Прототип должен включать в себя рабочие места администратора системы, сотрудника кадровой службы и претендента на вакансию.

Аналитика на основе естественного языка

Задание от компании SoftwareONE – создание запросов для получения аналитики на основе естественного языка (в виде приложения или веб-сервиса). Многие аналитики и бизнес-холдеры аэропорта имеют проблемы с доступом к графикам и данным о пассажирах и грузоперевозках. Основная трудность обусловлена отсутствием навыков программирования и навыков Data Engineering.

Услуга в момент заказа

Кейс «Система сбора и обработки заявок от авиакомпаний на обслуживание воздушных судов» представила компания «Шереметьево Хендлинг». Планируется, что в этой системе будут работать сотрудники авиакомпаний, заказывающих услуг, сотрудники аэропорта, которые обрабатывают заявки, и обслуживающий персонал, занятый на взлетно-посадочной полосе. Один из элементов решения – модуль прогнозирования загрузки доступных средств обслуживания аэропорта и определение возможности оказания услуг непосредственно в момент заказа.

Проводник по авиагавани

Международный аэропорт «Шереметьево» (крупнейший в России) подготовил для конкурсантов кейс «Навигатор по аэропорту». Техническое решение должно предусматривать возможность организации канала взаимодействия с пассажиром для информирования его по маршруту движения.

Задача – обеспечить пассажира виртуальным помощником, который будет сопровождать его от момента входа в аэровокзальный комплекс до посадки в самолет. Попутно инструмент должен рассказывать порядок действий, объяснять маршрут перемещения и напоминать пассажиру, каким временем он располагает.

Заказ товаров и услуг на территории аэропорта

«Обработка заказов в инфраструктуре аэропортов» – так назвала свой кейс компания «М.ВидеоЭльдорадо», которая заинтересована в оформлении и исполнении заказов, минуя стандартные средства и формы для ввода данных. Проблема состоит в том, что на территории аэропортов нет возможности быстрого заказа товаров и услуг, которые могут понадобиться пассажирам или компаниям (отелям, клининговым службам и т. д), работающим в авиагаванях.

***

К концу третьих суток проведения мероприятия участникам авиахакатона представилась возможность защитить свои проекты. И организаторы назвали победителей, выбор которых по традиции стал одной из самых непростых задач.

https://www.connect-wit.ru/

 

Поделиться:
Спецпроект

Цифровая перезагрузка лесного комплекса

Подробнее
Спецпроект

Цифровые цели спортивной индустрии

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку