Из коммерческих дата-центров в корпоративные. Аргументы компании VK

В середине ноября в Москве прошла конференция-выставка «Российская неделя ЦОД», собравшая на одной площадке специалистов в области проектирования, строительства и эксплуатации центров обработки данных. В фокусе внимания экспертов были отраслевые тенденции, которые оказывают влияние на развитие информационной инфраструктуры. Выступления и презентации охватывали широкий спектр тем. Один из наиболее актуальных для быстро растущего бизнеса вопросов – какому ЦОД – коммерческому или корпоративному – отдать предпочтение? Компания VK вынашивает планы строительства корпоративных площадок. Чем аргументировано такое решение?

Компания VK, широко известная в прошлом как Mail.ru Group, владеет сервисами «ВКонтакте» (зачастую VK ассоциируют именно с этим интернет-продуктом), «Одноклассники», «Почтовик», «Учи.ру», Skillbox и т. д. В корпоративном портфеле еще несколько десятков востребованных продуктов.

Обстоятельства выбора

За годы существования компания построила разветвленную инфраструктуру – оборудование VK установлено в большом количестве дата-центров в трех регионах страны – Санкт-Петербурге, Москве и Тверской области. Выбор этих локаций был предопределен обстоятельствами.

В городе на Неве появилась и размещается в «железе» соцсеть «ВКонтакте». Первоначально она имела «родственные связи» с компанией Selectel, в двух дата-центрах которой находилось оборудование «ВКонтакте». В 2014 г. соцсеть поглотила Mail.ru Group.

На уровне кода «ВКонтакте» создавалась под один дата-центр. Для такого «тяжелого» инфраструктурного объекта важно, чтобы на «общение» серверов и сетевого «железа» уходило минимум времени. «Показатели связанности, задержки обращения одного сервера к другому не должны превышать двух миллисекунд. В таком случае продукт сможет развиваться. Две миллисекунды – это 200 км по волоконно-оптическому кабелю. К настоящему времени инфраструктура соцсети разрослась до четырех локаций, но размещается по-прежнему в Питере и не выходит за контур нескольких сотен километров», – рассказал директор департамента строительства и эксплуатации ЦОД компании VK Алексей Еременко.

В Москве компания покупала и создавала огромное количество продуктов и в облаке, и в «железе». Каждый интернет-проект – это отдельный продукт со своей инфраструктурой, в том числе сетевой. «Нет возможности новую очередь для Skillbox разместить, например, в Новосибирске. Дата-центр в этом городе не сможет общаться с дата-центрами, которые находятся в Москве. Поэтому развиваться нужно в столице», – пояснил спикер.

Тверская область в ЦОДогеографии VK появилась в результате сотрудничества с площадкой «Ростелекома» в этом регионе. Очередная потребность компании в дополнительных стойках в свое время совпала с волной повышенного спроса на аналогичные мощности в столице. Удовлетворить запросы компании «московскими площадками по разумным ценам было невозможно», поэтому часть сервисов перевезли в Тверь, чтобы попробовать пользоваться услугами нестоличного дата-центра.

Головная боль арендатора

Через несколько лет в компании пришли к выводу, что далеко не все сервисы могут «жить в отдаленном дата-центре». Сегодня оборудование VK расположено в большом количестве ЦОД («на всех площадках порядка 20 мегаватт ИТ-нагрузки»), что сопряжено с рядом проблем.

По словам эксперта, первая проблема состоит в том, что в этих локациях нет необходимого компании количества стоек. Темпы строительства дата-центров не поспевают за потребностями бизнеса VK. Оплачивать резерв означает принимать дополнительный риск, к чему компания не готова. Для VK критично отвечать перед инвесторами за внутреннюю доходность и маржинальность продукта. Крупная публичная компания должна оставаться финансово привлекательной, чтобы инвесторы продолжали в нее верить.

В отсутствие нужного количества стоек в уже выбранных локациях компания не может наращивать инфраструктуру, поэтому постоянно находится в поиске новых площадок.

Вторая проблема – нет места для длительного прогнозируемого роста, третья сопряжена со сложностью сетевой инфраструктуры. Расходы на создание сети в каждой локации оцениваются в миллионы долларов. Четвертая проблема для интернет-компании продиктована невозможностью прогнозировать поведение рынка (скачки цен, изменение сроков ввода ЦОД в эксплуатацию, срыв анонсированных планов и т. д.). И пятая проблема, по словам Алексея Еременко, заключается в том, что «партнеры всегда перекладывают свои риски на нас. ЦОД – это бизнес, клиент платит за все – так устроен мир, никто не дает хлеб бесплатно».

Вакансии ЦОДостроителей

Сочетание перечисленных факторов заставило менеджмент VK пересмотреть подход к развитию инфраструктуры в пользу создания сети корпоративных дата-центров. Компания уже набирает в команду специалистов. Приглашать стараются лучших – профессионалов, которым доверят реализацию масштабных планов.

Для успешного развития и повышения устойчивости бизнеса VK требуется по три локации в каждом регионе (Москве и Санкт-Петербурге). Выбор трех площадок – обязательное условие, чтобы в случае временного сбоя на одной из них «продукт чувствовал себя комфортно». При этом компания не намерена снижать требования к архитектуре и уровню безотказности ЦОД.

На базе каждой локации должна обеспечиваться возможность неограниченного роста – в перспективе 15 лет до 30 мегаватт ИТ. Исходя из потребности компании новые блоки по 5 мегаватт каждый.

Генерирующая хорошую выручку и социально значимая для страны сеть «ВКонтакте» остается в Санкт-Петербурге. В Москве планируется развивать другие продукты группы.

Реализовав задуманное, в VK рассчитывают «обеспечить любой необходимый бизнесу рост». При этом, как ожидается, станет проще управлять рисками, прогнозировать развитие, оптимизировать сетевую инфраструктуру. Компания сможет отказаться от огромного количества ЦОД, равномерно перевести продукты на ограниченное число площадок (три или две вначале). Тем самым в VK рассчитывают обрести полную независимость от партнеров – по словам эксперта, «никто на нас свои риски уже не переложит».

Линия горизонта

В декабре 2021 г. в VK обновился состав акционеров, пришел новый генеральный директор. Вслед за этим краткосрочные коммерческие горизонты планирования развития компании уступили место глобальным. В планах VK – стать лидером российского интернет-сегмента. Во всяком случае, об этом «в перспективе, например, 15 лет» говорилось в выступлении ее представителя на конференции.

Добиться такой цели – значит предложить пользователям лучший продукт, для создания которого предстоит минимизировать издержки. Расходы на дата-центры – одна из таких издержек.

Построение инфраструктуры, как и освоение новых площадок, потребует времени (только переезд может растянуться на годы). По объему работ на реализацию долгосрочных планов VK уйдет лет десять. Поэтому компания не собирается «завтра» покидать арендуемые в дата-центрах площадки.

Точка развития

При наличии нескольких десятков продуктов даже просто согласовать отключение сервера для переноса в новое место – серьезная проблема для VK. Облачных продуктов, которые мигрируют путем нажатия клавиш, в российском Интернете не так много, что, по словам эксперта, – одна из точек развития экономики страны. В VK оценили и реализуют потенциал облачного направления. Предстоящий процесс миграции продуктов планируется осуществлять на облачную инфраструктуру.

Так что анонсированные на конференции планы развития компании сложнее, «чем просто построить домик, в котором прохладно и всегда есть свет». Обновленная команда VK взялась за решение столь амбициозной задачи, чтобы простроить «что-то качественное, а в масштабе одного человека и великое. Для меня это та идея, которой я загорелся, вдохновился и хочу ее реализовывать каждый день», – поделился спикер.

Аудитория попросила его приоткрыть планы относительно уровня надежности будущих объектов. Поскольку Алексей Еременко – выходец из коммерческого ЦОД, то ему импонирует строительство дата-центров не ниже Tier 4 (с точки зрения топологии, а не маркетинга). «Мне бы не хотелось строить более простые объекты. Можно создавать надежную инфраструктуру за те же деньги, что и ненадежную. Вопрос в компоновке элементов. Нет экономической целесообразности делать шаг назад по надежности. Кроме того, VK – провайдер, мы строим не дата-центры, а облачный продукт», – подытожил представитель VK.

 

Поделиться:
Спецпроект

ИТ-стартапы в сезон венчурной зимы

Подробнее
Спецпроект

Платформа RPA на вырост. Ускоренная миграция с импортного решения на отечественное

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку