Объединенные силы стандартизаторов. Сформирован объединенный Комитет РСПП по промышленной политике и техническому регулированию

Формирование объединенного Комитета

На заседании Бюро Правления РСПП 10 февраля 2021 года было принято решение об объединении Комитета РСПП по промышленной политике и Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Сопредседателями объединенного Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию стали члены Бюро Правления РСПП В.П. Евтушенков и Д.А. Пумпянский.

Основной задачей Комитета является взаимодействие с федеральными органами власти, определяющими национальную промышленную политику и государственную политику в области технического регулирования, формирование предложений промышленности и бизнеса по этим направлениям.

Первое заседание Комитета, на котором были сформулированы и конкретизированы задачи на 2021 год и ближайшую перспективу, состоялось 3 марта 2021 года.

 

Основные задачи Комитета

Обязанности модератора заседания выполнял Дмитрий Пумпянский, сопредседатель Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию. Он поприветствовал участников заседания и слушателей (их было более 300 человек).

Первым с приветственным словом выступил Александр Шохин, президент РСПП. Он поблагодарил Дмитрия Пумпянского и Владимира Евтушенкова за большую работу, проделанную в целях объединения двух комитетов РСПП: «Мы исходили из того, что многие вопросы технического регулирования и промышленной политики пересекаются самым непосредственным образом. Это подтвердилось и в ходе работы над фронтальной стратегией, в частности, по новому облику промышленности – эту работу возглавляет Игорь Борисов, заместитель председателя Правительства Российской Федерации».

Как отметил Александр Шохин, ранее многие вопросы, разрабатываемые прежними двумя комитетами, рассматривались сквозь призму концепции «Индустрии 4.0», поэтому и в рамках нового Комитета эта тематика будет развиваться дальше: «Очевидно, что сама «Индустрия 4.0» невозможна без развития Интернета вещей, сетей пятого поколения 5G – и все это должно найти свое отражение в работе объединенного Комитета. Мы также рассчитываем, что новый Комитет станет методологическим центром для деятельности отраслевых комиссий, чтобы обеспечивать единство подходов в представляемых этими комиссиями предложениях».

Дмитрий Пумпянский, сопредседатель Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, выступил с докладом «Об основных задачах Комитета по промышленной политике и техническому регулированию». От заявил о том, что целью первого заседания Комитета, помимо организационной и информационной частей, также является принятие отдельных формальных решений: «Мы подготовили рабочий вариант Положения о Комитете по промышленной политике и техническому регулированию РСПП. Далее, 10 дней будет предоставлено для получения рекомендаций, замечаний и уточнений. Проект этого Положения будет вывешен на сайте объединенного Комитета, который начнет свою работу, предположительно, 15 марта. К началу работы сайта будет подготовлен и опубликован план работу Комитета на 2021 год».

Как подчеркнул Дмитрий Пумпянский, в каком-то смысле на идею объединения двух комитетов оказала влияние ситуация, в которой наша страна оказалась из-за пандемии коронавируса: «Мы получили сильнейший толчок межкомитетного, межкомиссионного внутреннего взаимодействия, путем проведения многочисленных онлайн заседаний – и в формате внутреннего диалога РСПП, и с органами государственной власти РФ, в первую очередь, с отраслевыми министерствами. В конечном итоге все это привело к тому, что наши форматы общения и целеполагания стали достаточно близкими, стало ясно, что без взаимного дополнения невозможно создать базу для экономического роста».

Сегодня в Правительстве России активно идет разработка новой Стратегии социально-экономического развития, которая должна быть принята уже совсем скоро – 14 мая. На наш взгляд, базовое направление работы для нашего Комитета связано по этой тематике с выявлением и диагностикой, снятием различных барьеров и ограничений в деятельности отечественного промышленного комплекса. Мы видим, что активное экспертное участие бизнеса в указанном направлении необходимо и нам самим (в первую очередь), и оно, безусловно, востребовано Правительством России. У меня не вызывает сомнений, что объединение специализированных знаний специалистов двух наших прежних комитетов обеспечит весомый дополнительный вклад в общую работу. Так, мы уже сегодня имеем положительный опыт снятия проблемных вопросов, например, в строительной отрасли».

Еще одним важным направлением работы Комитета станет обобщение и реализация предложений в области промышленной политики: «У нас в РСПП профессиональная проработка отраслевых проблематик традиционно ведется профильными комитетами, а новый объединенный Комитет не будет дублировать эту работу – он сможет ее более эффективно дополнять и обобщать».

Дмитрий Пумпянский заявил о ом, что Комитет открыт для работы с экспертами, с федеральными органами исполнительной власти, со всеми комитетами и комиссиями, региональными отделениями РСПП, чтобы формировать единую повестку.

Алексей Херсонцев, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Предложения по изменению административных процедур строительства промышленных объектов прозвучали в докладе Алексея Херсонцева, статс-секретаря – заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.

Он рассказал о работе по направлению «Новая высокотехнологичная экономика»: совместно с Минстроем России и Центром стратегических разработок и сообществом предпринимателей была начата проработка предварительных этапов инициативы «Реинжиниринг правил промышленного производства».

В рамках эти начальных работ были определены три главные задачи: 1) формирование рабочей группы; 2) формирование проектной команды; 3) формирование объектов капитального строительства производственного значения.

Будет осуществлена пересборка регуляторики промышленного строительства в привязке к «клиентскому пути» инвестора, что по собой подразумевает: системность регуляторных мер, сокращение сроков и стоимости строительного цикла, соответствие регулирования лучшим международным практикам. Докладчик перечислил пять основных этапов работы по данному направлению: 1) построение «клиентского пути» инвестора проектов промышленного строительства для разных видов деятельности; 2) выделение отдельных вех клиентского пути» -критических точек в реализации проекта; 3) определение целевых моделей» для «клиентских путей» инвестора на основе лучших зарубежных практик; 4) определение возможности сокращения сроков и стоимости строительства на основе сопоставления «клиентского пути» и «целевых моделей»; 5) внесение изменений в регуляторную базу, позволяющие снизить стоимость и сроки.

По итогам проведения пообъектного анализа на выходе должна быть сформирована комплексная дорожная карта с поэтапной реализацией мероприятий, предусматривающих как системные изменения, так и быстрые точечные решения через внесение изменений в нормативные правовые акты (НПА).

Алексей Херсонцев представил анализ критического пути проекта строительства промышленного объекта и продемонстрировал способы выявления возможностей сокращения сроков и дублирования процессов на конкретных примерах.

В завершение выступления докладчик обозначил ожидаемые результаты: 1) среда – формирование конкурентоспособной среды реализации инвестиционных проектов в России; 2) сроки – упрощение (сокращение сроков) оказания услуг государственными органами и переход на цифровое взаимодействие; 3) регулирование – изменение в подходе регулирования: переход от нормативного к параметрическому регулированию (объектно-ориентированный подход); 4) технологичность – технологическое совершенствование и гибкость развития промышленной инфраструктуры.

Василий Осьмаков, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации

Приветственные слова от лица Дениса Мантурова, министра промышленности и торговли Российской Федерации, произнес его заместитель Василий Осьмаков. В своем докладе он определил первостепенные задачи промышленной политики в Российской Федерации, обозначив РСПП в качестве ключевого партнера своего министерства.

«Мы ведем сводную стратегию обрабатывающей промышленности», – отметил Василий Осьмаков, – «И в рамках этой работы развиваем несколько новых инициатив: цифровая трансформация промышленности; переход промышленности на стандарты «Индустрии 4.0»; промышленность для здравоохранения; промышленность для зеленой энергетики; промышленность для транспортной системы. Еще одной важной задачей докладчик считает запуск «Импортозамещения 2.0».

Василий Осьмаков обратил внимание на то, что экспорт является сегодня приоритетом для обрабатывающей промышленности, особо подчеркнул необходимость выхода на «зеленую повестку», которая сможет стать прикладным инструментом для борьбы с теми барьерами, которые сегодня стоят на пути российской продукции.

Алексей Беспрозванных, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации

Алексей Беспрозванных, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, представил доклад на тему «Техническое регулирование как важная часть промышленной политики».

Одним из важнейших ключевых направлений работы являются технические регламенты, считает Алексей Беспрозванных. Докладчик тепло поблагодарил РСПП за активное участие: «Вы являетесь одной из ключевых площадок для обсуждения технических регламентов. И мы в дальнейшем ожидаем, что объединенный Комитет продолжит участие в этой работе».

Еще одно важное направление работы министерства связано с оценкой соответствия: «Во взаимодействии с Росстандартом и Россаккредитацией мы разработали новые подходы в проведении оценки соответствия, которые легли в основу совместных рекомендаций Минпромторга и Минэкономразвития по применению дистанционных методов оценки и анализа состояния производства – без выезда экспертов на производство. Это было очень полезным решением для промышленников России, которое позволило реализовывать до конца свои проекты без срывов сроков».

Как отметил Алексей Беспрозванных, при Минпромторге был организован экспертный Совет по устойчивому будущему развитию, в рамках деятельности которого планируются работы по исследованию лучших практик, которые используются сейчас на предприятиях промышленности: «Эти новые методы мы хотим включить в стандарты и рекомендации».

Алексей Беспрозванных также заявил о том, что на сегодня отечественная метрология является одной из лучших в мире по количеству и качеству измерительных возможностей: «Мы прорабатываем государственную политику и последовательно совершенствуем правовую и нормативную базу в этой области. Это позволит насытить отечественную промышленность передовыми измерительными наборами».

Валерий Селезнев, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике

Валерий Селезнев, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике, поделился с участниками заседания проблемами, которые сейчас волнуют представителей российской энергетики.

Докладчик считает, что объединение Комитета РСПП по промышленной политике с Комитетом по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия создает совершенно новые возможности.

Валерий Селезнев обратил внимание на тот факт, что сегодня в области энергетики происходит технологический переход, который обусловлен несколькими важными тенденциями. При этом докладчик указал на следующую проблему: «Мы каждый год декларируем, что в электроэнергетике перекрестное субсидирование у нас будет сокращаться, а на самом деле оно только растет. При этом ежегодные потери ВВП от перекрестного субсидирования, по разным оценкам, составляют от 0,6 до 0,8% ВВП. Правильное применение политики промышленной политики технического регулирования способно оказать существенное влияние на этот процесс». Валерий Селезнев предложил всем задуматься о необходимости разработки и внедрении методологии учета объемов перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

В своем выступлении Валерий Селезнев также обозначил свою позицию по поводу неправильности разделения энергетического и промышленного блоков на уровне Правительства России.

Роль стандартизации в реализации стратегических программ развития промышленности была освещена в ходе выступления Антона Шалаева, руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

«Росстандарт и РСПП связывают долгие годы эффективного сотрудничества и в области оценки соответствия качества, и в области обеспечения единства измерений, но особо хочется остановиться на области стандартизации», – заметил Антон Шалаев. – «Очевидно, что именно стандартизация стала комплексным инструментом для реализации в России эффективной промышленной политики, для появления национальной инфраструктуры качества, для дальнейшей интеграции с глобальными рынками. Именно эффективное применение стандартов, которые не тормозят развитие промышленности, а наоборот, способствуют выводу на рынок инновационной продукции, эти стандарты способствуют увеличению рынка, валового внутреннего продукта и т.д. От того, насколько сильна стандартизация в государстве, зависит его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Хорошо понимая это, эксперты РСПП давно уже участвуют во всех инициативах, связанных со стандартизацией в последние годы».

2020-й год с его пандемией Covid стал вызовом в том числе и для области стандартизации, причем, во всем мире – потребовалась глобальная трансформация всей работы, процессы перешли в виртуальный, цифровой формат, что подхлестнуло и без того стремительное развитие цифровых технологий в России: «Именно поэтому в 2020-м году экспертным сообществом Росстандарта и Минпромторга были продолжены работы по ускоренному совершенствованию системы стандартизации».

Валерий Селезнев привел целый ряд обнадеживающих показателей в стандартизации по итогам 2020-го года: 49% всех утвержденных стандартов было разработано вообще без привлечения бюджетного финансирования, то есть, исключительно за счет средств заинтересованных промышленников; средний срок разработки национального стандарта составил 9,2 месяца, что даже лучше, чем у наших зарубежных коллег (в Германии – 13,5 месяца, во Франции – 14 месяцев), – 8 лет назад этот срок составлял в среднем 3 года.

Кирилл Лысогорский, директор Департамента промышленности Правительства Российской Федерации

Кирилл Лысогорский, директор Департамента промышленности Правительства Российской Федерации, рассказал о выборе приоритетных направлений работы по промышленности.

Он выразил полную поддержку вновь созданному объединенному Комитету, который сразу же активно приступил к работе по своей расширенной тематике: «РСПП – это для нас очень важный индикатор, это та площадка, через которую можно услышать чаяния российских промышленников.

Кирилл Лысогорский пожелал успешной работы Комитету во взаимодействии с федеральными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

На этом первое заседание Комитета по промышленной политике и техническому регулированию исчерпало повестку дня.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку