Образовательный хаб на основе решений Cisco. Общество «Знание» открыло первый в России образовательно-просветительский хаб на основе решений Cisco

21 сентября в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная открытию первого в России образовательно-просветительского хаба на базе Российского общества «Знание». Этот хаб предназначен для школьников и студентов, которые могут посещать аудитории, оборудованные по месту их проживания, в которых их ждет не преподаватель, а система высококачественной видеоконференцсвязи и совместной работы, позволяющая не только наблюдать за преподавателем на экране, но и вести с ним полноценный диалог. Проект был реализован на основе решений Cisco для образовательной сферы при поддержке системного интегратора CTI.

 

Будущее образования за гибридным подходом

Дмитрий Шустер, директор по цифровым архитектурам Cisco в России и СНГ, назвал партнерство с CTI и обществом «Знание» классическим инновационным треугольником: «В первую очередь, нам необходимо само ИТ-решение; затем нужен заказчик, который хочет, готов и понимает необходимость внедрения данного решения; наконец, нужен и системный интегратор, который будет в состоянии внедрить это решение. Любое самое инновационное решение сегодня бессмысленно без системного интегратора, который в состоянии внедрить его, довести до ума, сделать действительно полезным для заказчика».

Директор по цифровым архитектурам Cisco напомнил журналистам, что Cisco изначально была рождена в сфере образования: компания основана в 1984 году супругами Леонардом Босаком (Leonard Bosack) и Сандрой Лернер (Sandra Lerner), занимавшимися техническим обслуживанием вычислительной техники в штате Стэнфордского университета: «И когда компания вышла на мировой уровень, пришло понимание того, что развитие Интернета, которым мы активно занимались, без параллельного развития «цифровой грамотности» населения может привести к созданию «цифрового неравенства». Мы инвестировали достаточно большое количество сил и ресурсов в программу Сетевой академии Cisco. За 25 лет существования этой программы через нее прошли уже более 12 млн слушателей».

С развитием технологий для обеспечения совместной работы Cisco поставила перед собой новую амбициозную цель: сделать качественное образование более доступным: «Каждый человек на планете должен иметь возможность получить качественное образование. Для решения этой задачи 6-7 лет назад Cisco начала целенаправленную проработку платформ для повышения эффективности удаленного образования. За прошедшие годы было много всего разработано, включая тот же Webex с его дополнительной функциональностью для работы в сфере образования, электронные доски Webex Board, камеры и многое другое».

Дмитрий Шустер отметил, что все эти решения существуют на рынке достаточно давно, и компания Cisco начала их предлагать своим заказчикам задолго до наступления пандемии COVID-19. Однако до наступления «локдауна» люди тогда еще были не готовы отказаться от классических методов получения образования и не спешили перейти к использованию новых цифровых технологий. К сожалению, когда был объявлен «локдаун», и миллионы студентов по всему миру единовременно вынуждены были перейти на дистанционные формы обучения, учебные учреждения оказались к этому не готовыми: «Cisco увидела свою задачу в том, чтобы помочь учреждениям образования обеспечить непрерывность образовательного процесса. Cisco бесплатно предоставляла лицензии на Webex, помогала учреждениям образования корректировать свои методики под дистанционное обучение, помогала внедрять продукты и обучала преподавательский состав ими пользоваться. За прошедший год учебными учреждениями бы накоплен большой опыт того, как можно использовать дистанционную форму обучения, и сейчас очень важно соблюсти баланс – не бросаться из одной крайности в другую, а использовать позитивные моменты и той и другой форм обучения, объединить эти формы в единую методику образования. Cisco уверена в том, что будущее образования (как и других форм деятельности) за гибридным подходом, когда у студентов и учеников имеется выбор, какую форму обучения можно использовать для получения познаний в той или иной сфере. Перед нами появилась эта уникальная возможность – трансформировать образование в новую форму, сделать так, чтобы методики образовательного процесса в большей мере соответствовали той новой реальности, в которой мы сегодня живем. И проект, о котором мы сегодня говорим, – это лишь одна из первых ласточек новой эпохи».

«Образовательно-просветительский хаб стирает границы и расширяет возможности школьников и студентов, желающих получить качественное образование, – отметил Дмитрий Шустер. – Будущее цифровой трансформации находится в руках молодых людей, которые уже используют новейшие цифровые технологии для получения знаний, востребованных в современном мире. Виртуальное пространство мысли и творчества, созданное при поддержке Cisco, послужит стартовой площадкой для наших талантливых учащихся, которые смогут стать квалифицированными специалистами в разных сферах».

 

Единая глобальная платформа обучения

Дмитрий Разумовский, руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco в России/СНГ

Дмитрий Разумовский, руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco в России/СНГ, с гордостью констатировал, что на сегодня Сетевая академия Cisco является, если можно так выразиться, «самым большим классом в мире»: обучение проходит не по продуктовым линейкам – это вендоронезависимые технологии, на которых работает сетевое оборудование по всему миру, что и обеспечивает большую популярность образовательных программ Cisco. Так, в 2020-2021 учебном году в Сетевой академии Cisco прошли обучение более 2,3 млн слушателей. В России в Сетевой академии Cisco за последний год прошли обучение более 40 тысяч студентов – это люди, которые уже завтра выйдут на рынок труда и займут свое достойное место в компаниях, которые занимаются внедрением передовых инноваций. Сетевая академия Cisco была создана с целью подготовки специалистов, востребованных на рынке труда – она помогла системе образования ответить на вызовы времени, на спрос со стороны работодателей.

Дмитрий Разумовский особо отметил наличие единой глобальной платформы обучения, помогающей организовать учебный процесс: «Это один из тех элементов, которые нам позволяют приблизить качественное образование к тем людям, для кого оно остается недоступным». Портфолио Сетевой академии Cisco включает в себя учебные курсы, ориентированные на системное образование, когда подготовка ИТ-социалистов идет буквально с «0» и до получения соответствующей квалификации. У Cisco есть курсы и для тех людей, которые с информационными технологиями близко еще не общались. Cisco помогает проводить на уровне школ профориентационные мероприятия.

Новинками Сетевой академии Cisco в 2021 году стали три направления. Cloud Security – 35-часовой курс облачной безопасности, который могут пройти слушатели, обучающиеся на базе Академии. Для всего сообщества предоставляется возможность принять участие в программе Talent Bridge – это единственная система внутри вендорского обучения Cisco, которая позволяет студентам проходить полный цикл: от начала подготовки, получения квалификации и до трудоустройства. И третье, все инструкторы Сетевой академии Cisco получают доступ к полнофункциональному варианту Webex (версия Enterprise).

Проект образовательно-просветительского хаба на основе решений Cisco стал некоей квинтэссенцией, связкой технологий и сферы образования. Началось все в 2017 году, когда в один из интернатов Рязанской области компания Cisco преподнесла в качестве подарка на 1 сентября камеру Cisco TelePresence.

Далее, в 2019 году на конференции Cisco Connect состоялось подписание Меморандума с Российским обществом «Знание», в рамках которого была достигнута договоренность о новых проектах, которые могли бы внести инновационную составляющую в обычную образовательную и просветительскую деятельность.

В 2020 году был осуществлен дизайн проекта: начался подбор решений; были подобраны пилотные площадки; были осуществлены консультации с партнером – CTI оказалась в этой области вне конкуренции.

«К сожалению, работы сильно притормозились из-за пандемии COVID-19, – отметил Дмитрий Разумовский. – Эта беда отсрочила запуск проекта, поскольку случились задержки с поставками оборудования и другие сложности».

С другой стороны, именно глобальная пандемия заставила понять, что «дистанционка» – это не что-то второстепенное, не что-то никого не касающееся напрямую, а это то, что затрагивает каждого из нас: «COVID-19 накрыл систему образования так, что мало никому не показалось. Вроде бы в наличии имелись все необходимые технологии, но предметно этими вопросами до пандемии COVID-19 никто и никогда не занимался: никто не объяснял преподавателям, как обучать студентов удаленно; никто специально не готовил учебные материалы для такого формата работы».

И сегодня, в «постковидную» эпоху мы понимаем, что гибридная форма обучения – этот тот самый формат, за которым будущее, это тот формат, который уже сегодня может быть интегрирован в классическую систему образования».

28 апреля 2021 состоялся запуск образовательно-просветительского хаба на базе Российского общества «Знание» – прошла первая лекция: «Мы смогли посмотреть, как работает наша технология в реальном учебном процессе (в «боевых» условиях)».

 

Всероссийская распределенная просветительская площадка очного присутствия

Любовь Духанина, заместитель Председателя Наблюдательного Совета Российского общества «Знание»

Любовь Духанина, заместитель Председателя Наблюдательного Совета Российского общества «Знание», отметила, что пойти на проект оказалось возможным, поскольку у Российского общества «Знание» уже имелся положительный опыт работы с компанией Cisco. Она напомнила, что еще до проекта образовательного хаба общество «Знание» вместе с компанией Cisco провело две олимпиады по системному администрированию для старшеклассников: «Это был очень удачный опыт, когда мы увидели, что дети из разных уголков России живо интересуются современными технологиями».

«Мир меняется, а вместе с ним модернизируется и российская система образования, – считает Любовь Духанина. – Основной задачей новой образовательной платформы является создание оптимальных условий, в которых студенты и школьники смогут гармонично развиваться и получать доступ к ценным интеллектуальным ресурсам. Практика гибридного обучения, сочетающего очное присутствие и дистанционное преподавание, послужит инструментом для развития просветительской деятельности на отдаленных территориях. При этом хаб в Ярославской области – это лишь первый проект. В будущем мы планируем открывать подобные образовательные центры и в других регионах России, чтобы сделать качественное образование доступным для максимально широкого круга детей».

«Оборудование образовательно-просветительского хаба технологичное и инновационное, но при этом интуитивно понятное и простое в управлении, – отметила Любовь Духанина. – Камеры автоматически наводятся на говорящих и следят за преподавателем во время его движения по классу, данные с персонального устройства преподавателя передаются по проводной или беспроводной связи, учащиеся могут использовать портативные гаджеты, что легко объединяет их для работы над документом или чертежом. Таким образом, все резиденты хаба могут сосредоточиться на решении научных проблем вместо того, чтобы тратить время на организационные моменты».

Для образовательно-просветительского хаба были разработаны три типа возможных аудиторий: лекционный конференц-зал; семинарская аудитория; небольшое помещение в библиотеке.

В рамках этого проекта компания CTI оснастила и внедрила решения Cisco на четырех площадках: две из них оборудованы в качестве источников трансляции, где присутствуют преподаватели; две другие представляют собой удаленные аудитории с учениками и обеспечивают обратную аудио- и видеосвязь. На начальном этапе хаб объединил в себе следующие площадки: Российское общество «Знание», Ярославский государственный технический университет, лицей №86 в Ярославле и школу №12 города Рыбинска Ярославской области.

Проектом предусмотрены следующие уровни: 1) площадки-трансляторы – это наиболее оснащенные аудитории на базе организаций, которые могут читать уникальные лекции для хаба; 2) площадки-приемники – площадки средней оснащенности на базе семинарских аудиторий, и т.д. (до 15 человек); площадки-приемники – площадки малой оснащенности (до 5 человек). Возможные площадки: школьная аудитория; библиотека; ВУЗ; центр социального обслуживания; пенсионный фонд; колледж; техникум; корпоративный хаб; дом культуры; общественное место (городские экраны).

На старте Российское общество «Знание» планирует проводить просветительские курсы по медийно-информационной грамотности, мастерские, открывающие перспективы искусственного интеллекта, лекции, посвященные новым профессиям и областям цифровой экономики. Для этого будут привлечены признанные эксперты-практики российского и мирового образования.

Данный проект имеет социальную направленность. Внедрение технологий Cisco для хаба стимулирует развитие региональных образовательных инициатив, позволяет сохранять население малых городов, формирует социальные лифты для мотивированной молодежи в местах их проживания. Планируется, что созданная инфраструктура будет использоваться для решения таких социальных задач, как получение медицинских и юридических консультаций, проведение удаленных родительских собраний, встречи с представителями региональных и федеральных органов исполнительной власти, проведение научных конференций и других мероприятий.

 

«Умные аудитории» от CTI

Денис Волянский, генеральный директор, CTI

«Для нас проект интересен как с точки зрения внедрения самых передовых технологий, так и социальной значимости, – отметил Денис Волянский. – Так, мы инвестируем в развитие российского образования, в наше общее будущее. В нашем текущем, быстро меняющимся мире требуются высокопрофессиональные кадры, которые знают и умеют использовать самые современные технологии общения и коммуникаций в своей работе».

В основе построенной системы для гибридного обучения лежит платформа для удаленного взаимодействия Cisco Webex, являющаяся ведущим в мире решением для построения гибридных образовательных сред. Находящиеся на площадках хаба преподаватели и слушатели становятся участниками единой интерактивной образовательной среды. Они могут общаться и делиться данными, взаимодействовать в группах и организовывать опросы, вместе рисовать, редактировать документы и обсуждать результаты проделанной работы. Масштабирование проекта предусматривает различные варианты оснащения аудиторий в зависимости от формата площадок и целей, стоящих перед ними.

«Сегодня наиболее эффективным является построение и использование экосистемы сервисов, – комментирует Денис Волянский, – поэтому в реализации совместного с Cisco проекта мы придерживались гибридной архитектуры, которая объединяет облачные и on-premise решения. Это позволило минимизировать объем инфраструктуры и затрат, а также предоставить доступ к новому функционалу и самым актуальным версиям программ. Кроме того, за счет внедрения современных аудио-, видео- и интерактивных технологий, проект позволяет увеличить эффективность обучения и рабочих процессов, повысить продуктивность дискуссий, а также упростить коммуникации между удаленными филиалами, студентами и преподавателями со всего мира».

В завершение выступления Денис Волянский представил новинки CTI: «умные переговорные комнаты», в которых задействованы интегрированные технологии совместной работы с Интернетом вещей (IoT): датчики температуры, качества воздуха, приборы освещения, ставни, экраны и т.д.

«Умные аудитории» от CTI призваны обеспечить эффективное управление помещением и оборудованием, с легкостью использовать все возможности новых ИТ-решений, при этом экономя энергоресурсы. А студенты смогут работать в современных аудиториях и увидеть все преимущества ИТ-технологий.

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку