«Полярный экспресс». 20 апреля состоялась пресс-конференция, посвященная старту прокладки ВОЛС Мурманск – Владивосток

В ТАСС 20 апреля состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная презентации проекта строительства трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) Мурманск – Владивосток и началу этапа глубоководной прокладки кабеля.

Название и цели проекта, его уникальность и стратегический потенциал для развития Арктической зоны Российской Федерации, этапы его реализации, международное значение, а также влияние проекта на формирование цифровой экосистемы региона и развитие портовой инфраструктуры на трассе Северного морского пути представили:

  • Александр Пошивай, заместитель министра транспорта Российской Федерации;
  • Денис Ушаков, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта;
  • Андрей Куропятников, генеральный директор «Морсвязьспутник»;
  • Александр Смирнов, генеральный директор «Росморпорт»;
  • Алексей Стрельченко, генеральный директор компании «Управление перспективных технологий».

Модератором конференции выступил Андрей Журанков, ТАСС.

 

Цифровизация Арктики

Александр Пошивай, заместитель министра транспорта Российской Федерации

Проект строительства трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск – Владивосток был анонсирован на выставке «Транспорт России» в ноябре 2020 года, пояснил Александр Пошивай, заместитель министра транспорта Российской Федерации. Проект осуществляется под эгидой Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта и при помощи двух его подведомственных организаций – ФГУП «Росморпорт» и ФГУП «Морсвязьспутник». Головным исполнителем по строительству ВОЛС определено АО «Управление перспективных технологий».

Реализация проекта позволит подключить к новой подводной магистрали районы Арктического побережья и Дальнего Востока, что, безусловно, будет способствовать выполнению требований Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года №645, которым утверждена стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации для обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.

Данная линия обеспечит надежными и высокоскоростными каналами связи и передачи данных портовую инфраструктуру в Арктике, на трассе Северного морского пути (СМП) и в Дальневосточном федеральном округе, способствуя, тем самым, целям цифровой трансформации отрасли водного транспорта.

В мае 2021 года Российская Федерация примет на себя обязанности председателя в Арктическом совете на новый двухлетний цикл. Реализация данного проекта, в том числе в рамках международного сотрудничества с другими государствами – участниками Арктического совета, станет значимым вкладом Российской Федерации в мировую информационную телекоммуникационную инфраструктуру. Это особенно важно в условиях все возрастающей потребности в увеличении мощности магистральных каналов связи, требуемых как в интересах развития цифровой экосистемы Российской Федерации, так и в интересах развития транзитного потенциала между Европой и Азией.

Уникальный проект трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск – Владивосток получил название «Полярный экспресс».

Новая система общей протяженностью 12650 км будет проложена по географически кратчайшему и не имеющему аналогов маршруту между Европой и Азией. В конце мая – начале июня начинается этап глубоководной прокладки кабеля.

Этот проект сейчас является ключевым для развития информатизации и, прежде всего, Северного морского пути, Арктического региона. В настоящее время рассматривается вопрос создания проекта «Большой северный морской путь», который пройдет от Санкт-Петербурга до Владивостока. Все это говорит о том, насколько сейчас расширяется интерес, и не только нашей страны, но и всего мирового сообщества к Арктической зоне. Ее освоение без информатизации, цифровизации просто невозможно.

 

Развитие цифровой инфраструктуры

Денис Ушаков, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта

Как отметил Денис Ушаков, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, развитие Арктического и Дальневосточного регионов Российской Федерации в настоящее время серьезным образом меняет требования к нашей портовой инфраструктуре. Сейчас в этих регионах планируется к реализации, либо уже стартовали более 900 проектов, и все они требуют скорейшего и приоритетного совершенствования информационно коммуникационных технологий.

Основной задачей проекта «Полярный экспресс» является обеспечение надежными и высокоскоростными каналами связи и передачи данных портовой инфраструктуры в Арктике, на акватории Северного морского пути, в Дальневосточном федеральном округе. Заказчиком проекта является, в том числе и подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта ФГУП «Росморпорт».

Наряду с развитие телекоммуникаций, «Полярный экспресс» также будет способствовать созданию и совершенствованию инфраструктуры центров обработки данных (ЦОДов) в этих регионах.

Прогресс магистральных сетей и сопутствующих технологий означает поддержку новых торговых маршрутов из Европы по трассе Северного морского пути далее в Азию. Это также означает стимулирование цифровой трансформации в отрасли, внедрение новых технологий и, как конечный итог, достижение нового качества жизни людей.

Цифровизация мирового экономического климата становится фундаментом изменений и двигателем развития. Оператором строящейся подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск – Владивосток определен ФГУП «Морсвязьспутник» подведомственный Федеральному агентству морского и речного транспорта.

«Морсвязьспутник» в настоящее время ведет переговоры с потенциальными партнерами с целью обеспечения стыковки системы «Полярный экспресс» с уже существующими национальными и международными магистральными сетями, а также для привлечения потребителей.

 

Подводные линии связи

Андрей Куропятников, генеральный директор «Морсвязьспутник»

Андрей Куропятников, генеральный директор «Морсвязьспутник», заявил о том, что ФГУП «Морсвязьспутник» было определено поручением Президента РФ оператором строящейся подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск – Владивосток. За ФГУП «Морсвязьспутник» также закреплены обязательства, связанные с международным взаимодействием, чтобы встроить наш проект «Полярный экспресс» в международную инфраструктуру подводных волоконно-оптических линий связи.

Как известно 98% мирового интернет-трафика транспортируется сейчас по подводным волоконно-оптическим линиям связи, и тот бум, который переживает эта индустрия, соизмерим с подъемом начала 2000-х годов, когда Интернет стал развиваться большими темпами. Особенно с учетом переживаемой пандемии, спрос на телекоммуникационную инфраструктуру, на интернет-каналы растет очень быстро. Это послужило еще одним фактором при принятии решения в отношении строительства данной линии связи.

Конечно, основная задача – обеспечить растущие потребности портовой инфраструктуры, а также сопутствующих проектов, которые в настоящее время запущены в Арктическом регионе и в Дальневосточном федеральном округе. Но существует также потребность в транзите международного трафика из Европы в Азию в оба направления.

Перед официальным объявлением этого проекта были проведены достаточно большие маркетинговые исследования, установлены взаимодействия с рядом консалтинговых компаний, как российских, так и зарубежных, которые подтвердили значимость нашего проекта и его безусловную востребованность.

Инфраструктура подводных волоконно-оптических линий связи пережила первый бум в начале 2000-х годов, когда были построены масштабные сети, соединившие Европу с Америкой и Азией. Однако средний срок жизни данных систем составляет порядка 25 лет, так что созданная ранее инфраструктура уже подходит к окончанию ее срока полезного использования, и дефицит в подводных кабелях ВОЛС становится все более значимым и осязаемым. В этой связи, востребованность данной линии связи, которая соединит, как Мурманск и Владивостоком, так и Европу с Азией, будет актуальной.

 

Технические подробности проекта

Алексей Стрельченко, генеральный директор компании «Управление перспективных технологий»

Алексей Стрельченко, генеральный директор компании «Управление перспективных технологий», заявил о том, что его Управление будет выполнять весь комплекс работ, который касается проекта «Полярный экспресс»: инженерные изыскания, проектирование линии, прокладка кабеля и создание береговой инфраструктуры.

В работе по прикладе линии будут участвовать 9 судов, включая 4 изыскательских судна, 2 судна обеспечения, 2 судна-кабелеукладчика.

Выход с суши будет происходить методом горизонтально направленного бурения, далее основная трасса будет идти путем заглубления кабеля на 1,5 метра. В тех местах, где это невозможно сделать (по геологическим причинам), будет использоваться усиленный кабель. На трассе будут расположены 150 оптических ретрансляторов, которые будут усиливать сигнал.

Скорость передачи данных по волокнам составит до 100 Гбит/с, кабель будет иметь 6 пар оптических волокон (всего 12 волокон). В тех местах, где невозможно заглубление, будет прокладываться кабель с двойной броней. Кабель с одинарной броней выдерживает до 30 тонн на разрыв, с двойной броней – до 50 тонн.

К этим подводным кабелям предъявляются дополнительные требования по прочности и по продольной и поперечной герметизации, чтобы вода, в случае обрыва, не затекала дальше того места, где произошла авария.

Утеплять или изолировать кабель не надо: он выдерживает предельные температуры от -50 до +50 градусов Цельсия; рабочие температуры от -10 до +40 градусов Цельсия. Дело в том, что на дне океана селеная вода не замерзает из-за плотности и сохраняет постоянную температуру в -2 градуса Цельсия.

Водолазные работы будут требоваться только на отдельных прибрежных участках, где магистральный кабель будет прокладываться в трубах, заложенных методом горизонтально направленного бурения.

 

Портовая инфраструктура

Александр Смирнов, генеральный директор «Росморпорт»

Александр Смирнов, генеральный директор «Росморпорт», отметил, что его ведомство оперирует сейчас 64 морскими портами, 18 из которых расположены в Арктической зоне. При этом грузооборот арктических портов за 2020-й год составил более 996 млн тонн. Основную номенклатуру грузов составляет нефть (46%), СПГ (20%) и уголь (16%).

На дальневосточном побережье действует 22 морских порта с общим грузооборотом более 223 млн тонн за 2020-й год, что составляет примерно 27% от общего оборота морских портов Российской Федерации. Основную номенклатуру грузов составляет уголь (107 млн тонн), нефть и нефтепродукты (64,7 млн тонн), контейнеры (18 млн тонн) и СПГ (11,6 млн тонн).

В соответствии с Федеральным проектом развития морских портов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России, предполагается интенсивное развития морской портовой инфраструктуры Арктической зоны и Дальнего Востока. Суммарный прирост только Арктической зоны России за счет реализации этих запланированных инвестиционных проектов составит более 44 млн тонн в год. А при реализации запланированных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке прирост портовых мощностей в период до 2030 года составит более 100 млн тонн в год.

«Росморпорт», безусловно уделяет особое внимание развитию объектов безопасности мореплавания в данном регионе, и в настоящее время активно проводит проектирование и строительство Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ) в портах Арктики и на Дальнем Востоке.

Для функционирования этих объектов необходим быстрый и надежный канал связи, способный передавать большие объемы информации. Кроме того, для нас очень важно создание удаленных центров ГМССБ, когда оператор может осуществлять управление аппаратурой, находясь в едином центре управления с дальнейшим выводом службы безопасности мореплавания Арктики в автоматизированный режим.

Реализация всей этой архитектуры связи, предоставление современных сервисов интернет-навигации и автономной навигации не представляется возможной без устойчивого и быстрого интернет-соединения.

 

**************************

Андрей Куропятников, генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник», пообещал оперативно сообщать журналистам все важные новости по осуществлению этого важнейшего для России проекта.

 

 

Поделиться:
Спецпроект

Цифровая перезагрузка лесного комплекса

Подробнее
Спецпроект

Цифровые цели спортивной индустрии

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку