Творческие индустрии: испытание пандемией. В выигрыше сервисы, отвечающие за доставку культурных ценностей

Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП) провела на международной коммуникационной площадке Creative Global Talks интернет-дискуссию «Культура и творческие индустрии в России». Представители творческих союзов и ассоциаций рассказали о состоянии предприятий культуры и индустрии в целом, обсудили способы ее восстановления после вынужденных ограничений и новые варианты взаимодействия со зрителями, читателями и слушателями.

В обсуждении приняли участие представители Евразийского совета композиторов и музыкальных деятелей, Российского Авторского Общества, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций, Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства, Авторского Совета НЦИС, компании «Планета-Плюс», МХТ им. А.П. Чехова, компании «Экспо-Парк Выставочные Проекты», Ассоциации анимационного кино России и других организаций.

Конкуренция за потребителей контента

Модератор обсуждения Евгений Сафронов, агентство InterMedia

По данным агентства InterMedia, в 2020 г. совокупная выручка 300 крупнейших компаний РФ, работающих в творческих индустриях, превысила 4 трлн руб. В борьбу за потребителей контента, другой креативной продукции включились поисковые гиганты, ИТ-компании и банки. Из 20 крупнейших организаций по общим объемам выручки 30% пришлось на технологические компании, 20% – на телеком-операторов, по 15% – на медиахолдинги и банки.

В прошлом году представители творческих индустрий, в частности, коммерческие предприятия культуры, работавшие в офлайн-режиме, серьезно пострадали в результате непредвиденных и вынужденных ограничений. По предварительным оценкам, их обороты сократились больше чем в 2,5 раза. Между тем в годы, предшествовавшие 2020-му, коммерческая деятельность предприятий культуры демонстрировала рост (особенно быстро – в онлайн-сегменте). В прошлом году, по выражению модератора дискуссии – главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова, «рухнуло все до уровня 2013 г., а особенно в офлайне».

Произошедшее обусловлено пандемией. Однако не следует сбрасывать со счетов и другие особенности, связанные с работой госорганов, международных корпораций, снижением темпов экономического роста. Прогноз на 2021 г. неутешительный – о восстановлении доходов предприятий культуры речь не идет. Ожидается рост по сравнению с прошлом годом, возможно, до уровня 2017-го.

В новой реальности

Коммерческая деятельность предприятий культуры в сфере онлайн продолжает развиваться, демонстрируя рост. В онлайн-сегменте представителями творческих индустрий сейчас зарабатывается больше, чем в этой же нише в 2019 г., несмотря на пандемию, а возможно, и благодаря новой реальности.

Наибольший объем (три четверти) коммерческой деятельности в сфере культуры приходится на сегмент ИКТ и медиа, на зрелищную индустрию – 9% (по результатам 2020 г. прогнозируется 3%), все остальные сегменты составляют 17%.

Стоит отметить, что Россия – одна из самых прогрессивных стран с точки зрения господдержки объектов культуры. Ни в одном государстве нет такого количества бюджетных театров, музеев, филармоний, образовательных учреждений в сфере культуры. На эти цели ежегодно выделяется около 600 мдрд руб. Не все развитые страны могут похвастаться аналогичными расходами госбюджета на организацию деятельности в сфере культуры.

Участники разговора заострили внимание на препятствиях, которые мешают динамичному развитию отрасли. Одним из таких барьеров является не всегда понятная система распределения финансовой поддержки из бюджета. Сокращается количество бесплатных творческих кружков и студий для детей, что в будущем может отрицательно сказаться на творческих индустриях, в связи с этим отмечалась необходимость разработки стратегии их развития.

Рост абонентской базы выше прогнозов

В отличие от других сегментов творческой индустрии благоприятной выглядит ситуация на рынках интернет-доступа, платного телевидения и ОТТ-видеосервисов, отвечающих за доставку культурных ценностей в массы. «По понятным причинам абонентская база на этих рынках росла выше прогнозов, – рассказала директор по проектам ТМТ-консалтинг Елена Крылова. – Видео стало основным средством проведения досуга в период самоизоляции, а к Интернету подключались не только для просмотра видео, но и для того, чтобы работать в удаленном формате, учиться». Рост абонентской базы составил примерно 2%.

В 2020 г. увеличилось потребление трафика. По сведениям Минцифры, за первые девять месяцев года интернет-трафик вырос на 33%. Согласно данным операторов, объем видеотрафика увеличился на 40%, а игрового трафика – на 50%.

Что касается выручки, то картина, по словам эксперта, не столь благостная. В период самоизоляции в апреле – мае операторы были вынуждены оказывать услуги при нулевом балансе, что отрицательно сказалось на доходах компаний (в указанные месяцы показатели немного снизились). Кроме того, в условиях ажиотажного спроса на эти услуги все операторы старались привлечь как можно больше новых абонентов, поэтому проводили акции, предоставляли пробные периоды бесплатного доступа. Но в целом оба рынка продемонстрировали положительную динамику – для них 2020 г. не стал провальным.

Не упустили свой шанс

Среди оказавшихся в коммерческом выигрыше в прошлом году – рынок ОТТ-видеосервисов и сегмент онлайн-кинотеатров. По предварительной оценке, рост составил 90% – практически вдвое. Игроки рынка использовали ситуацию для привлечения аудитории. При этом главным событием эксперт назвала на просто расширение аудитории, а изменение качества смотрения. В позапрошлом, 2019 г., аудитория уже была достаточно большой. Например, у крупнейшего онлайн-кинотеатра ivi – 44 млн абонентов. В 2020 г. аудитория увеличилась до 50 млн. Одновременно возросло количество платных подписок, на долю которых приходится три четверти данного рынка.

Как показал проведенный агентством осенью прошлого года опрос, четверть российских домохозяйств уже подписаны на какой-либо онлайн-кинотеатр. Число одновременных подписок – 1,5 онлайн-кинотеатра. В апреле 2020 г. этот показатель составлял 1,3 и показал хорошую динамику. К сентябрю, времени окончания самоизоляции, пользователи не отказались от онлайн-видеосервисов, планируют продолжать подписываться, аргументируют это тем, что удается найти любой контент, а смотреть можно в удобное время.

В числе других тенденций эксперт отметила выход на рынок крупных игроков – ИТ- и медиахолдингов, банков, что в значительной мере определяет его динамику. Например, подписка Яндекс.плюс предоставляет доступ к кинопоиску. Количество зрителей увеличилось до 3 млн. Подписка «Сберпрайм» предлагает сервис «Окко». Эти услуги представляют потенциальный интерес для больших аудиторий «Яндекса» и «Сбера». Благодаря маркетингу увеличивается количество пользователей, выбирающих такие сервисы на платной основе.

Развитию данного рынка способствует также производство его игроками собственного оригинального контента. Как показала практика, эти проекты стали наиболее привлекательными для зрителей. По данным сервисов, в число топ-потребления входят выпускаемые сериалы, повышается качество фильмов, что также оценили новые пользователи. Примечательно, что отечественные сериалы продаются за рубеж. В планах крупнейших онлайн-кинотеатров – развитие производства собственного контента.

Различные сегменты медиарынка эксперты сравнивают в разрезе доступа к профессиональному видеоконтенту. Суммарно объем четырех его частей – телевещание, платное телевидение, кинопрокат и онлайн-кинотеатры – сократился на 7%. При этом только рынок онлайн-кинотеатров продемонстрировал рост в два раза, обогнав сегмент кинопроката, которому в 2020 г. по понятным причинам не повезло.

Таким образом, 2020 г. закрепил привычку пользователей смотреть видеоконтент через видеосервисы. Эксперт прогнозирует рост рынка в три раза в ближайшие пять лет. Уровень проникновения подписок среди домохозяйств оценивается в 40–50%, что не так много по сравнению с североамериканским рынком, где этот показатель сейчас составляет 75%. Одно домохозяйство в США подписано, по разным данным, на три-пять видеосервисов. Российских рынок развивается в том же направлении.

https://www.connect-wit.ru/

 

Поделиться:
Спецпроект

Цифровые цели спортивной индустрии

Подробнее
Спецпроект

Перекуем аналог в цифру! Итоги второго международного отраслевого форума «Информационные технологии в металлургии и металлообработке»

Подробнее

Подпишитесь
на нашу рассылку